Расчет годового фонда оплаты труда
Основными факторами, влияющими на величину ФОТ, при повременной форме оплаты труда являются: численность работников; календарный фонд рабочего времени в расчете на одного работника; часовые тарифные ставки.
Численность работников определяется в явочном и списочном составе. Явочный состав – это число работников, которое должно ежедневно являться на работу для выполнения плановых заданий в установленные сроки. Наиболее распространенными методами расчета явочной численности являются: по плановому объему работы и норме выработки; по плановому объему работы, трудоемкости и норме выработки; по количеству объектов и норме затраты рабочей силы на один объект; по штатному расписанию.
При укрупненном расчете явочного состава основных производственных рабочих для железнодорожного транспорта промышленного предприятия учитываются: машинисты локомотивов ( ), помощники машинистов – составители ( ), рабочие, занятые на ремонте подвижного состава, рабочие цеха пути, службы СЦБ, цеха эксплуатации. Явочный состав локомотиво-составительских бригад определяется по количеству объектов (локомотивов) и норме затрат рабочей силы на один объект (один машинист локомотива и один помощник-составитель на один локомотив в смену):
, (6.3)
, (6.4)
где | – | рабочий парк локомотивов; |
4 – | количество локомотиво-составительских бригад, приходящихся на один локомотив, при работе по двухсменному четырех бригадному графику. |
Явочный состав основных производственных рабочих локомотивного депо и вагонного депо ( ) представлен в исходных данных задания. Явочный состав остальных рабочих в укрупненных расчетах можно определять в пропорции к численности локомотиво-составительских бригад:
, (6.5)
, (6.6)
, (6.7)
где | , , – | явочный состав рабочих соответственно цеха пути, службы СЦБ и цеха эксплуатации. |
Явочный состав вспомогательных рабочих и специалистов в укрупненных расчетах принимается в долях от численности основных производственных рабочих. Эта доля для ИТР составляет 0,08, для служащих и специалистов – 0,07, для МОП – 0,03, для учеников – 0,02 и для вспомогательных рабочих – 0,07.
К списочному составу относятся все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии или подразделении как работающие, так и находящиеся в различных отпусках или не явившиеся на работу по болезни и другим причинам. Списочный состав меняется в течение года, поэтому рассчитывается среднесписочная численность работников. При ее расчете, штат замещения учитывается лишь по тем профессиям и должностям, по которым отсутствующий работник обязательно должен быть заменен другим. Укрупнено среднесписочный состав можно считать больше явочной численности на 10%. Календарный фонд рабочего времени в расчете на одного работника
(6.8)
где | – | число рабочих дней в году; |
– | номинальная продолжительность рабочего дня, ч. |
При непрерывном производственном процессе =365, при пятидневной рабочей неделе:
(6.9)
где | , , – | число дней в году соответственно календарных (365), выходных, праздничных; |
К праздничным нерабочим дням относятся: 1 и 2 января; 7 января; 8 марта; 1 и 2 мая; 9 мая; 12 июня; 7 ноября; 12 декабря. При совпадении праздничных дней и выходных дней, выходной переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Тарифная ставка работников каждой профессии и специальности определяется в соответствии с действующей тарифной системой оплаты труда, которая включает в себя систему нормативов:
· тарифные ставки, определяющие абсолютный размер оплаты труда (1-го разряда) в единицу времени (час, день, месяц);
· тарифные сетки, устанавливающие дифференциацию в оплате труда в зависимости от квалификационного разряда (сложности) работы и отраслевой принадлежности предприятия;
· тарифно-квалификационные справочники, представляющие собой сборник, характеризующий сложность работ по каждому тарифному разряду по профессиям и специальностям;
· районные коэффициенты к заработной плате, компенсирующие различия в стоимости жизни в различных природно-климатических условиях;
· доплаты и надбавки к тарифным ставкам, носящие как стимулирующий, так и компенсирующий характер.
Значение тарифной ставки 1 разряда устанавливается коллективным договором. В расчетах рекомендуется это значение принимать равным прожиточному минимуму, составляющему для Челябинской области на конец 2002 года – 1480 руб.
На железнодорожном транспорте, в том числе и на промышленном, используют Отраслевую единую тарифную сетку (ОЕТС) по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог МПС (см. Приложение 1.3). Для рабочих локомотивных бригад тарифные коэффициенты приведены в Приложении 1.4. Районный коэффициент для Уральского региона равен 1,15.
Если величина доплат регламентируется законодательством или отраслевым тарифным соглашением, то большинство надбавок (за выслугу лет (от 5 до 30% месячной тарифной ставки), за профессиональное мастерство, персональные и т.д.) устанавливается администрацией по согласованию с выборными профсоюзными органами и закрепляется в коллективном договоре. К доплатам относятся: доплата за работу в ночное время (40% тарифной ставки за фактически отработанное время, ночное время – период с 22 до 6 часов); за работу в праздничные дни (100% тарифной ставки); за совмещение профессий; за класс квалификации; за условия труда (при работе в тяжелых и вредных для здоровья условиях тарифная ставка повышается на 12%, а в особо тяжелых – до 24%); за сверхурочные часы; за разъездной характер работы.
Расчет годового фонда оплаты труда рекомендуется производить в табличной форме (табл. 2.2). Все расчеты необходимо производить для каждой бригады и для каждой профессии работников в отдельности. Необходимые для расчета справочные данные приведены в приложениях 1.3 и 1.4, а также в тексте параграфа.
Процент дополнительной заработной платы (14 столбец табл. 2.2) определяется по формуле
(6.10)
где | – | средняя продолжительность отпуска одного рабочего данной профессии, дни; |
– | время выполнения государственных и общественных обязанностей в среднем на одного рабочего, дни. В расчете можно принять = 2 ¸ 5 дней; | |
– | время льготных невыходов в среднем на одного рабочего в год, дни. = 2 ¸ 3 дня; |
Величина дополнительной заработной платы в рублях определяется в процентах от основной заработной платы (12 столбец).
Суммарная величина годового фонда оплаты труда для работников каждой профессии (16 столбец) определяется как сумма основной (12 столбец), дополнительной заработной платы (15 столбец) и доплаты по районному коэффициенту.
После расчета суммарного годового фонда заработной платы по транспортному предприятию (подразделению) определяется величина социальных отчислений.
Расходы на социальные нужды (социальные отчисления) определяются в размерах, установленных федеральным законодательством в долях от годового фонда оплаты труда работников, и составляют в настоящее время 35,6%.
Таблица 6.2
Расчет годового фонда оплаты труда
Профессия | Разряд | Часовая тарифная ставка, руб. | График работы (число смен в сутки) | Кол-во рабочих в сутки, чел. | Календарный фонд рабочего времени (чел-час) | Основная заработная плата, руб | Дополнительная заработная плата | Всего фонд платы труда, руб | |||||||||||||
Всего | в том числе | По тарифу, руб. | Доплаты | Итого основной заработной платы, руб. | Доплата по районному коэффициенту, руб. | % | руб. | ||||||||||||||
Праздничные и выходные дни | Работа в ночное время | За работу в праздники выходные дни, руб. | За работу в ночное время, руб. | ||||||||||||||||||
Основные производственные рабочие | |||||||||||||||||||||
Локомотивное депо | |||||||||||||||||||||
1 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
2 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
3 бригада и т.д. | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
Вагонное депо | |||||||||||||||||||||
1 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
2 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
3 бригада и т.д. | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
Цех эксплуатации | |||||||||||||||||||||
1 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
2 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
3 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
4 бригада | |||||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||||
Окончание табл. 6.2
Цех пути | ||||||||||||||||||||||
1 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
2 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
3 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
4 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
Служба СЦБ | ||||||||||||||||||||||
1 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
2 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
3 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
4 бригада | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||
Руководители, служащие, специалисты и вспомогательный персонал | ||||||||||||||||||||||
по цехам и службам, а также по профессиям | ||||||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||||||