Вопрос №40 Экзаменационно–регистрационная работа ГИБДД
Одним из важнейших направлений в деятельности регистрационно–экзаменационных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения является контроль за подготовкой водительских кадров, который осуществляется в двух основных формах: регистрация образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей, а также контроль за процессом обучения; прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортных средств и выдача водительских удостоверений лицам, успешно их выдержавшим.
Контролируя процесс обучения, Государственная инспекция безопасности дорожного движения взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 20 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» указанные учреждения должны иметь лицензию на право ведения такой деятельности, копия которой хранится в подразделении ГИБДД. Последняя имеет право: принимать участие в обследовании на соответствие материально–технической базы учреждений требованиям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию подготовки и переподготовки водителей, по заявке органа, выдающего лицензии, либо самих образовательных учреждений; контролировать выполнение лицензионных требований; анализировать итоги экзаменов по уровню теоретических знаний и умению вождения.
Сдача экзаменов и выдача удостоверений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396», приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. № 120 «Об утверждении образцов водительских удостоверений», от 28 сентября 1998 г. № 603 «О международном водительском удостоверении».
Граждане Российской Федерации, достигшие установленного законом возраста, не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. В частности, право на управление мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») предоставляется лицам, достигшим 16–летнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сидения водителя, не превышает восьми (категория «В»), — лицам, достигшим 18–летнего возраста, и т. д.
Лица, желающие сдать квалификационные экзамены на получение права управления транспортными средствами, представляют: заявление; водительскую карточку; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, с отметкой органа внутренних дел о регистрации по месту жительства (пребывания), а при отсутствии указанной отметки — документ о регистрации по месту жительства (пребывания); медицинскую справку установленного образца о годности к управлению соответствующими категориями транспортных средств; документ о прохождении обучения; фотокарточки установленного размера (за исключением случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в Государственной инспекции); документы об уплате установленных сборов (квитанции сберегательного банка или копии платежного поручения образовательного учреждения, которое осуществило оплату).
По общему правилу к сдаче экзаменов допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. В качестве исключения допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ. Теоретические и практические экзамены принимают сотрудники регистрационно–экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены. Оно подтверждается соответствующим удостоверением, выдаваемым ГИБДД.
Водительское удостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечении указанного в нем срока оно считается недействительным и подлежит замене в установленном порядке.
Основаниями прекращения действия права управления транспортными средствами являются:
— истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
— ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
— лишение права управления транспортными средствами за правонарушение
Вопрос №41 Гос регистрация и учет автотранспортных средств Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.Порядок регистрации автотранспорта регламентирован постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и приказами МВД России: от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».Проведение регистрационных действий осуществляется любым регистрационным подразделением Госавтоинспекции Российской Федерации вне зависимости от места жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица или места регистрации и (или) нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения.Для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют соответствующие документы.Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений.Регистрации прекращается по следующим основаниям: (1) утрата транспортного средства; (2) хищение транспортного средства; (3) окончание срока регистрации транспортного средства на ограниченный срок; (4) заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем; (5) заявление лизингодателя в случае расторжения договора лизинга в отношении транспортных средств, зарегистрированных за лизингополучателем на ограниченный срок.Снятие транспортного средства с учета осуществляется в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание или утилизацией транспортного средства.
Вопрос №42: Контроль за безопасным содержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог, их состояния установленным нормам и правилам удостоверяется актами приемки дороги и актами контрольных осмотров либо обследований дорог Для осуществления этой работы в составе ГИБДД создана и действует служба организации движения и дорожной инспекции, цель деятельности которой состоит в совершенствовании организации дорожного движения, исключении дорожного фактора как условия дорожно-транспортного происшествия. Указанная служба руководствуется Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным приказом МВД России от 8 июня 1999 г. №410 (в ред. приказа МВД России от 7 июля 2003 г. № 525)' Подразделения организации движения и дорожной инспекции решают в основном инженерно-технические вопросы, касающиеся дорог и улиц В этой связи на нее возлагается решение основной задачи — осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации. В рамках своей компетенции подразделения дорожной инспекции выдают заключения на представленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, других объектов на дороге, согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, а также участвуют в реализации возлагаемых на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения, осуществляют согласование разрешений на распространение наружной рекламы и размещение иных объектов в пределах дорог и улиц, в полосе отвода и придорожной зоне дорог. Дорожная инспекция наделяется и другими полномочиями, необходимыми для решения возложенных на нее задач. В частности, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения; докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения предписаний составлять протоколы и привлекать виновных лиц к административной ответственности. Кроме того, дорожная инспекция уполномочена участвовать в проведении: мероприятий по временному ограничению или запрещению дорожного движения на участках дорог и улиц, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; движения общественного транспорта по установленным маршрутам при несоблюдении необходимых требований нормативных правовых актов и технических норм, ремонтно-строительных и других работ; работы по изменению организации дорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, железнодорожных переездах при проведении массовых мероприятий либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; запрещения или приостановки проведения на дорогах и улицах, осуществляемых с нарушением требований технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. Служба организации дорожного движения активно участвует в разработке проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию, а также научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, их внедрения в практическую деятельность ГИБДД. Вопрос № 43: Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами. Сущность обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, чтобы убедить иди при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, соблюдать требования норм, касающихся безопасности дорожного движения. Все меры административного принуждения подразделяют на меры: административного предупреждения (административно-предупредительные меры); административного пресечения (административно-пресекательные меры); административной ответственности; административно-процессуального обеспечения; административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Меры административного пресечения (административно-пресекательные меры). Одна из основных целей пресечения — прекратить административно наказуемое деяние и не допустить новых. Меры административно-процессуального обеспечения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как и меры административного пресечения, обладают общими характерными чертами и имеют единую цель. В ст. 27.1 КоАП РФ указано, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо (в том числе и должностные лица ГИБДД) вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 КоАП РФ. Виды административных наказаний, применяемых за нарушение правил дорожного движения. предупреждение, на практике как мера административного взыскания за нарушение правил дорожного движения применяется крайне редко административный штраф за нарушение правил дорожного движения — мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные липа) согласно действующему законодательству возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении указанного вида административного наказания в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 КоАП РФ. лишение права управления транспортными средствами. Лишение водительских прав является наиболее строгим административным наказанием и применяется к лицам за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т.е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждено удостоверением установленного образца. Вопрос №44 Правовое регулирование деятельности ДПС ее задачи и функцииДорожно-патрульная служба (ДПС) — это система подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), осуществляющих в соответствии с возлагаемыми функциями полномочия по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.Правовую основу деятельности ДПС составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», федеральные законы. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», иные нормативные правовые акты МВД России, а также законы субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан. Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия – законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются. Задачи дорожно-патрульной службы Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения. Функции дорожно-патрульной службы 1оказание содействия и помощи гражданам и юридическим лицам в осуществлении их законных прав и интересов при участии в дорожном движении; 2. осуществление распорядительно-регулировочных действий и контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения;3.осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;4.осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий;5.осуществление мероприятий по сопровождению транспортных средств;6.разработка на основе анализа обстановки с аварийностью мер реагирования и предложений, направленных на сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей;7.информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке с аварийностью, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;8.проведение в порядке, определяемом нормативными правовыми актами МВД России, розыска угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;9.участие совместно с заинтересованными федеральными органа ми исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения; Вопрос №45 Способы несения дорожно-патрульной службы К важнейшим способам дорожно-патрульной службы принято относить следующие: 1.Наблюдение за дорожным движением 2.Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил 3.Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов. 4.Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения. 5.Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц производится для предотвращения ДТП и других преступлений. Вопрос № 46 Строевые подразделения ДПС и организация их работы В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС: 1)группа2)отдельный взвод3)моторированный взвод (группа)4)отдельная рота5)отдельный батальон6)полк. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь. Роты ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Вопрос № 47: Формы надзора за дорожным движением Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются: патрулирование на автомобилях и мотоциклах; пешее патрулирование; несение службы на постах, в том числе стационарных; сопровождение и эскортирование транспортных средств; вертолетное патрулирование. Надзор за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным. Во всех случаях несения надзора за дорожным движением специальный автомобиль и инспектор дорожной полиции должны быть видны участникам дорожного движения с достаточного расстояния. Запрещается устанавливать специальные автомобили за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность, это же требование распространяется и на пешие наряды. При несении дорожно-патрульной службы с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы: движение в потоке транспортных средств-для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения, в том числе в темное время суток на загородных дорогах с периодическим включением проблесковых маячков; движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную-для предупреждения превышения скорости; остановка у опасных в аварийном отношении мест-для устранения опасности и пресечения нарушений Правил дорожного движения водителями и пешеходами, в том числе в темное время суток с включенными проблесковыми маячками; остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения, с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. Инспектору дорожной полиции запрещается сидеть в автомобиле, кроме случаев составления административного протокола и установленного времени кратковременного отдыха. При несении службы на стационарных постах особое внимание уделяется: розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий; выявлению транспортных средств и лиц, находящихся в розыске, а также транспортных средств используемых в преступных целях; транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. Стационарные посты обеспечиваются оперативно-техническими средствами и средствами индивидуальной защиты согласно табелю положенности для оснащения контрольного поста дорожной полиции заградительной системы «Рубеж», а также журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, учета проходящего транспорта в ночное время, учета транспорта иностранных владельцев, тетрадями для записей. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена. Дорожно-патрульная служба на вертолете и других летательных аппаратах осуществляется, как правило, в крупных городах и районах области, на дорогах федерального и республиканского значения в тесном взаимодействии с пешими и автомобильными патрулями. Это позволяет контролировать дорожное движение на больших территориях. При этом одновременно решаются задачи по сопровождению автомобилей специального назначения и автомобильных колонн, передвижению оперативно-следственных групп и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, розыску угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности массовых мероприятий и др. Вопрос № 48 Административно-юрисдикционные полномочия сотрудников ДПС Под административно-правовыми формами осуществления контроля и надзора за безопасностью дорожного движения следует понимать предусмотренные нормами административного права юридические способы внешнего выражения такого контроля и надзора. В соответствии с КоАП на лиц, совершивших нарушения ПДД и других нормативов, действующих в сфере БДД, могут налагаться следующие административные взыскания: а) предупреждение; б) штраф; в) лишение права управления ТС; г) административный арест. предупреждение, на практике как мера административного взыскания за нарушение правил дорожного движения применяется крайне редко административный штраф за нарушение правил дорожного движения — мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные липа) согласно действующему законодательству возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Административный штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении указанного вида административного наказания в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 КоАП РФ. лишение права управления транспортными средствами. Лишение водительских прав является наиболее строгим административным наказанием и применяется к лицам за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т.е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждено удостоверением установленного образца |