Назначение, устройство и принцип работы стартера автомобиля ЗИЛ 4314
Назначение стартера
Надежный пуск двигателя возможен при вращении коленчатого вала с частотой 60-80 оборотов в минуту. Получение такой частоты вращения в ручную требует от водителя значительных усилий. Для облегчения работы водителя при пуске применяют электрические стартеры.
Устройство стартера
Стартер серии СТ-130 А3 используемый на автомобиле ЗиЛ-4314 выполняется с электромагнитным включением и дистанционным управлением. Номинальное напряжение стартера 12В. Электродвигатель стартера представляет собой четырех полюсную машину постоянного тока последовательного возбуждения. Полюса и корпус изготавливают из мягкой стали. На каждом полюсе закреплена катушка обмотки возбуждения, состоящей из двух ветвей. В каждую ветвь включено последовательно две катушки. Катушки изготавливаются из голого медного провода прямоугольного сечения. Межвитковая изоляция изготовлена из плотной бумаги. Каждая катушка после намотки оплетается хлопчатобумажной лентой и пропитывается лаком. Два конца параллельных ветвей обмотки возбуждения соединены и выведены на контактный болт, закрытый резиновым чехлом. Два других конца присоединены к двум изолированным щеткам, установленным в щеткодержателях. Щеткодержатели крепятся к крышке винтами, изолированы от нее прокладками из гетинакса. Две другие щетки (массовые) установлены в щеткодержателе, соединены с корпусом. В крышке имеются окна для осмотра щеточно-коллекторного узла. Герметичность полости корпуса обеспечивается кожухом с резиновой прокладкой. Крышка и промежуточная опора крепятся к корпусу винтами. В крышках и опорной шайбе установлены три бронзовых подшипника скольжения в которых вращается вал якоря. Обмотка якоря состоит из 29 секций. В каждой секции один виток. Концы секции припрятаны к пластинам коллектора. Секции выполняют из голого медного провода прямоугольного сечения. Для изоляции секций от железа используют электротехнических картон. Осевой люфт вала якоря регулируют изменением толщины регулировочной шайбой, которая удерживается упорным кольцом, с замочным кольцом.
Рис. 1 - Стартер СТ-130 А3:
1 - неподвижный контакт тягового реле; 2 - подвижный контакт; 3 - тяговое реле; 4 - якорь тягового реле; 5 - регулировочный винт-гайка; 6 - рычаг включения стартера; 7 - винт для регулирования хода зубчатого колеса; 8 - крышка стартера со стороны привода; 9 - упорное кольцо; 10 - зубчатое колесо стартера; 11 - муфта свободного хода; 12 - вал якоря; 13 - муфта; 14 - корпус; 15 - якорь; 16 - коллектор; 17 - крышка со стороны коллектора; 18 - щетка; 19 - обмотка возбуждения; 20 - магнитный полюс.
Электромагнитное реле стартера имеет втягивающую и удерживающую обмотку, намотанные на латунную втулку. Удерживающая обмотка обмотана поверх втягивающей и ее сопротивление больше. Обмотки имеют один общий конец, который соединен с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке. второй конец втягивающей обмотки соединен с корпусом, который является магнитопроводом реле. Внутри латунной трубки, на которой намотаны обмотки реле, свободно перемещается якорь. Пружина удерживает якорь в исходном положении. Контактный диск изолирован от штока, на котором он установлен, изоляционными шайбами и втулкой. Диск может перекашиваться и перемещаться за счет сжатия пружины. Такое конструктивное решение обеспечивает хороший контакт диска с контактными болтами. Пружина удерживает шток с диском в исходном положении (контакты разомкнуты).
Реле стартера воздействует на механизм посредством рычага, на который при втягивании якоря, внутрь реле давит на палец. Рычаг вращается вокруг эксцентриковой оси, при которой регулируется положение шестерни привода в момент замыкания с диском. Нижний конец рычага имеет вид вилки, которая входит в канавку разрезной втулки. При включении стартера рычаг давит на правую сторону втулки и пружину, перемещает механизм привода по ленточной нарезке на валу якоря до ввода шестерни в зацепление с венцом маховика. Для лучшего осуществления зацепления шестерни и венец маховика имеют зубья закругленной формы со скосом на торце.
Пружина позволяет осуществлять перемещения рычага влево для отключения питания стартера в случае, если происходит заклинивание шестерни привода в венце маховика. Механизм привода защищен крышкой.
Механизм привода снабжен роликовой муфтой свободного хода, которая обеспечивает передачу крутящего момента от вала якоря на маховик. Устроена муфта следующим образом. Втулка, имеющая на внутренней поверхности шлицы для перемещения на валу якоря, жестко соединена с обоймой. Цилиндрическая поверхность ступицы шестерни и фигурные углубления обоймы имеют четыре клинообразных паза, в которых размещены ролики. Ролики посредством плунжеров слегка прижаты пружинами к суженным концам пазов. С противоположной от плунжеров стороны в пружины вставлены упоры. Шайбы ограничивают перемещение роликов. Весь механизм за кожухом. Бронзовые втулки установлены для уменьшения трения при вращении шестерни привода на валу якоря