Порядок осуществления процессуальных действий при привлечении к административной ответственности за нарушения валютного законодательства.
На территории РФ права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, валюты Российской Федерации и внутренними ценными бумагами определены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле". Административная ответственность за нарушение практически всех обязанностей, предусмотренных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, установлена в статье 15.25 КоАП РФ, включающей в себя семь самостоятельных составов правонарушений.
В частности, в п.4 данной статье КоАП РФ определена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары (в т.ч. экспортные операции), результаты интеллектуальной деятельности, выполненные для них работы, оказанные услуги, а также за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные результаты интеллектуальной деятельности.
Требование о зачислении выручки на соответствующие банковские счета экспортеров в соответствии с действующим законодательством уже не является требованием таможенного режима экспорта, поэтому его невыполнение не является нарушением таможенных правил, а признается нарушением валютного законодательства.
При этом необходимо учитывать, что положениями Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность резидентов в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактные сроки), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной или российской валюты, причитающейся за переданные нерезидентам товары. Правительством Российской Федерации в настоящее время не определен порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами в иные (ограниченные) сроки. Поэтому до установления указанного порядка резиденты вправе без ограничений предоставлять отсрочку платежа за переданные нерезидентам по внешнеторговым договорам (контрактам) на любой срок.
В статье 45 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" требованием таможенного режима экспорта при совершении внешнеторговых бартерных сделок признается ввоз товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным, либо зачисление на банковские счета причитающихся денежных средств, если их уплата предусмотрена внешнеторговой бартерной сделкой, в сроки осуществления текущих валютных операций. В этой связи, частью 4 статьи 16.19 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение российским лицом указанного таможенного режима экспорта.
Однако, поскольку понятие текущих валютных операций не определено действующим валютным законодательством, привлечение лиц к административной ответственности по части 4 статьи 16.19 КоАП РФ станет возможным после законодательного установления конкретного срока исполнения данной обязанности.
С 01.07.2004 таможенные органы обладают правами и обязанностями агентов валютного контроля ( ст.74 Федеральный закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ (ред. от 06.12.2011) ), имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В соответствии с ТК ТС в случаях выявления соответствующих нарушений должностные лица таможенных органов, как агентов валютного контроля, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ (либо законодательством страны-участника). Рассматривать указанные дела и принимать по ним решения о привлечении к ответственности уполномочены лишь органы валютного контроля, к числу которых таможенные органы законом не отнесены. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (ред. от 24.03.2011) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" таковым является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ( Росфиннадзор ), в связи с чем составляемые таможенными органами протоколы по статье 15. КоАП РФ направляются в указанную службу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по существу.