Характеристика ОАО «Аэропорт Кольцово»
Международный аэропорт Кольцово – крупнейший региональный воздушный порт России. Более 40 российских и зарубежных авиакомпаний-партнеров связывают Екатеринбург более чем с 100 городами мира, а через удобные пункты пересадок – международные аэропорты-хабы – практически со всей планетой.
Пассажиропоток аэропорта динамично растет. В 2012 году международный аэропорт «Кольцово» обслужил 3 млн. 783 тыс. 069 пассажиров, это на 12,7% больше пассажиропотока 2011 года.
Максимальный рост (+23,4%) был отмечен на международных направлениях – зарубежные поездки осуществили 1 млн. 849 тыс. 053 пассажира, на внутрироссийских рейсах обслужили 1 млн. 934 тыс. 016 чел. (+3,5%). В прошлом году в «Кольцово» в целом было произведено 21 тыс. 728 взлетно-посадочных операций, это на 7,9% больше показателя предыдущего года. В грузовых перевозках также отмечен рост: объем обработанных почты и грузов вырос на 3,9% до 25 тыс. 865,83 т.
В состав современного аэровокзального комплекса, строительство которого завершено в 2009 г., входят просторные и технологичные терминалы, в которых ведется обслуживание пассажиров внутрироссийских и международных рейсов (Терминалы А и В), а также терминал деловой авиации (VIP-терминал) для вылетающих и прибывающих пассажиров внутрироссийских и международных рейсов.
В аэропорту расположены: зоны ожидания, кассы, кафе, магазины, представительства российских и зарубежных авиакомпаний, линейный отдел внутренних дел в аэропорту «Кольцово» (ЛОВД). Кольцовская таможня, КПП Екатеринбург-аэропорт», филиал «Аэронавигация Урала», филиал ФГУП «Почта России».
Размещение пассажиров при задержках рейсов:
- зарегистрированные пассажиры могут размещаться в зоне ожидания вылета, включая зал повышенного комфорта (2 эт., чистая зона, терминал А и В);
- пассажиры с детьми – комната матери и ребенка;
- пассажиры до регистрации – зона ожидания (2 эт., грязная зона, терминал А и В).
Грязная зона – территория до зоны досмотра пассажиров службой авиационной безопасности;
чистая зона – территория после зоны досмотра пассажиров службой авиационной безопасности.
Резервные источники питания ОАО «Аэропорт Кольцово»:
1.Дизель-электростанции:
- АСДА-2-12 - 8 шт.,
- ЭДК-320 - 2 шт.,
- АСДА-10 -1 шт.,
2. Источники бесперебойного питания (аккумуляторные батареи):
- Libert-200кВA - 5 шт.
Подвоз топлива для заправки воздушных судов осуществляется топливозаправщиками. Обеспечением топливом занимается ЗАО топливо-заправочная компания «Кольцово».
На аэродроме имеется пожарное депо и аварийно-спасательная станция, размещённые в здании СПАСОП (служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов). На аварийно-спасательной станции оборудован наблюдательный пункт, с которого обеспечивается наблюдение за взлётами и посадками воздушных судов на ИВПП-1 и ИВПП-2. Расстояние от аварийно-спасательной станции и пожарного депо соответствует наиболее рациональным маршрутам движения.
Пожарное водоснабжение аэропорта, используемое для тушения пожаров на воздушном судне, на аэродроме, включает:
- водоём (ПВ - 9А) ёмкостью 100 м3 у здания командно-диспетчерского пункта;
- водоём (ПВ - 9) ёмкостью 150 м3 в торце здания аэровокзального комплекса;
- водоём (ПВ - 8) ёмкостью 85 м3 у ангара авиационно-технической базы;
- на перроне имеется два пожарных гидранта- № 43, 58, питаемых от кольцевой водопроводной сети диаметром 300 мм с расходом воды 265 л\сек.
- три пожарных гидранта, питаемых от кольцевой сети диаметром 250 мм с расходом воды 200 л\сек.
Вода в водопровод подаётся со станции второго подъёма, где установлены пожарные насосы – повысители.
Подъездные дороги:
- на аэродроме – асфальтовые;
- вдоль периметра аэродрома дорога – грунтовая.
Ближайшее специализированное медицинское учреждение МУ «Городская травматологическая больница № 36» расположено на расстоянии 4,7 км, по адресу г. Екатеринбург ул. Центральная 2, тел. приёмного покоя 252-00-12. Емкость учреждения - 540 койко мест.
Глава 3. Порядок организации взаимодействия органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления при проведении мероприятий по ПЛЧС связанных с авиационными происшествиями.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Выделенным для дежурства силам и средствам устанавливается три степени готовности.
ГОТОВНОСТЬ № 1:
воздушные суда готовы к немедленному вылету, двигатели опробованы, наземные источники электропитания подключены, аварийно-спасательное имущество находится на борту воздушные судна и подготовлено к немедленному использованию;
Летный состав, СПДГ находится на борту воздушного судна, на рабочих местах, а технический состав – у воздушных судов;
Задача экипажам поставлена и при необходимости уточняется в полете, командир экипажа находится на радиосвязи с пунктом управления полетами;
НПСК готова к немедленному выходу для выполнения задачи.
Вылет вертолетов и выход НПСК осуществляется не позднее 10 минут, а вылет самолетов – не позднее 15 минут после подачи команды.
ГОТОВНОСТЬ № 2:
воздушные суда готовы к вылету, двигатели опробованы, аварийно-спасательное имущество и снаряжение находится на борту воздушного судна и подготовлено к использованию;
летный и технический состав, а также СПДГ находятся в специально отведенном месте вблизи воздушного судна;
экипажам даны указания по организации взлета и способу поиска;
задача по поиску уточняется перед вылетом и при необходимости в полете;
НПСК находится в местах, определяемых командиром части (руководителем авиационного предприятия), имущество и снаряжение НПСК погружено на транспортные средства, подготовленные для выполнения задач. Местонахождение транспортных средств указано в Инструкции по производству полетов в районе аэродрома.
Вылет вертолетов и выход НПСК осуществляются не позднее 20 минут, а вылет самолетов – не позднее 30 минут после подачи команды.
ГОТОВНОСТЬ № 3:
воздушные суда, транспортные средства и другие поисково-спасательные средства готовы к применению и находятся в установленных местах (на аэродромах, стоянках, или в гаражах);
летный и технический состав, НПСК и СПДГ находятся на занятиях (работах или отдыхе).
Вылет воздушных судов и выход НПСК осуществляются не позднее 1 часа летом и 1 часа 30 минут зимой после подачи команды. При температуре наружного воздуха минус 450 С и ниже вылет воздушных судов и выход НПСК осуществляются не позднее 2 часов после подачи команды.
Время дежурства экипажей самолетов и вертолетов в готовности № 1- не более 2 часов;
в готовности № 2 – круглосуточно, но не более 2 суток;
в готовности № 2 только на период полетов с последующим переходом в готовность № 3 – не более 7 суток;
в готовности № 3 – не более 15 суток.
При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также в случаях, когда аэродром является запасным, выделенные для авиационного поиска и спасания экипажи должны находится в готовности № 2. перевод их в готовность № 1 производится при возникновении аварийной ситуации.
Взаимодействие в зоне авиационно-космического поиска и спасания Южного межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания с территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства при организации и осуществлении поиска и спасания организует начальник Южного управления Росаэронавигации.
Список организаций (органов управления), имеющих авиационные поисково-спасательные сил приведен в приложении.
При проведении поисково-спасательных операций (работ) в двух и более зонах авиационно-космического поиска и спасания взаимодействие сил и средств организует ГАКЦПС.
Взаимодействие с поисково-спасательными службами сопредельных государств осуществляется через ГАКЦПС на основе “Соглашения о сотрудничестве по организации и проведению поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации” между государствами Содружества Независимых Государств, действия которого распространяются и на полеты государственной авиации по воздушным трассам.
Согласованию подлежат:
состав, количество и порядок участия сил и средств по месту, времени и методам поиска;
позывные поисково-спасательных воздушных и морских судов, воздушных судов-ретрансляторов, другой техники, групп спасателей;
пункты управления;
порядок ведения связи и управления;
итоги поиска за прошедшие сутки и план ПСО(Р) на предстоящие сутки.
При выполнении ПСО (Р) взаимодействие между авиационными, наземными и морскими силами и средствами поиска и спасания осуществляется на установленных или специально выделенных частотах радиосвязи.
Задачи аварийно-спасательных служб:
поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:
участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Дежурные силы и средства от Южного регионального центра МЧС России к проведению поисково-спасательных работ привлекаются по решению начальника регионального центра, в случаях:
при получении сообщений от очевидцев о бедствии;
при получении сообщения об авиационном происшествии от ОД ЦУКС (ОДС) территориальных органов МЧС России, пунктов управления полетами авиации, ОМТУ ВТ, ст. штурмана ОГ по ПСО КП КСпН, взаимодействующих организаций, учреждений и других источников информации.
При принятии решения на применение оперативных групп, дежурных спасательных сил и средств необходимо учитывать:
удаление мест базирования дежурных спасательных сил и средств, а также средств, привлекаемых дополнительно к проведению поисково-спасательных работ от района бедствия;
возможность применения поисковых сил и средств по физико-географическим и климатическим условиям;
возможность организации постоянного контроля над действиями спасательных сил и средств и надежного управления ими при проведении поисково-спасательных работ;
целесообразность привлечения дополнительных сил и средств.
Руководство по проведению спасательных работ силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций в результате авиационного происшествия, организацию их взаимодействия осуществляют старшие районов ПСО в соответствии с «Инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации в зоне управления воздушным движением Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения».
Руководители оперативных групп, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, наземных поисково-спасательных команд прибывшие в зону чрезвычайной ситуации первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации возникшей в результате авиационного происшествия (в соответствии с «Федеральным законом об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-Ф3 глава II, статья 14) и исполняют их до прибытия руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации возникшей в результате авиационного происшествия.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации возникшей в результате авиационного происшествия обязан принять все меры по незамедлительному информированию органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ ЮФО, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых решениях и мерах.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.