Назначение, классификация и классность вокзала
Железнодорожный вокзал – это комплекс сооружений и устройств, расположенный на одной станции и включающий: пассажирское здание оригинального или типового архитектурного решения, павильоны, пассажирские платформы с навесами и без них, конкорсы, переходы через железнодорожные пути в одном, либо в разных уровнях (переходные тоннели, мосты и другие), малые архитектурные формы, подъездные пути транспорта общего пользования (например, городского), благоустроенную привокзальную территорию, багажные помещения, специальное художественное оформление.
Технологический процесс работы вокзала должен предусматривать прогрессивную систему оформления проездных документов пассажира и перевозки багажа и обеспечивать культурное обслуживание пассажиров.
Назначение вокзала - это обеспечение безопасного, быстрого и удобного массового обслуживания пассажиров при приеме и отправлении их со станции; предоставление разнообразных услуг; обеспечение кратковременного отдыха, досуга и питания в периоды ожидания поезда и т.д.; обеспечение комфортных условий для встречи и отправления пассажиров и сопровождающих их лиц.
Современные вокзалы должны превратиться в многофункциональные комплексы, где будут предоставляться необходимый пакет услуг и широкий спектр дополнительных услуг пассажирам, прибывающим, отправляющимся и транзитным, в том числе и при пересадке между железнодорожным и другими видами транспорта.
На вокзале предусматривают разделение потоков дальних и местных пассажиров от пригородных, почтово-багажного транспорта от пассажиропотоков, а также потоков пассажиров и багажа по отправлению и прибытию.
При этом рассматриваются все возможные маршруты движения пассажиров: начиная от привокзальной площади при следовании в вокзалы и на платформы, и в обратном направлении.
Пассажиры должны следовать через вокзал для выполнения различных операций по кратчайшему пути от одного помещения к другому с минимальным количеством подъемов и спусков. Одновременно должны быть исключены встречные и пересекающиеся потоки, большое скопление пассажиров, особенно у пунктов прохода.
К основным направлениям развития вокзальных комплексов следует отнести:
- совершенствование планировок вокзалов и увеличение их площадей, в том числе за счет использования многоярусных схем;
- перераспределение площадей в зависимости от их функционального назначения для повышения эффективности их работы;
- повышение перечня и качества предоставляемых услуг;
- обустройство вокзалов для пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями;
- внедрение современных программ жизнеобеспечения и безопасности (обеспечения безопасности людей, автоматического пожаротушения и др.);
- внедрение программы информационного обеспечения с применением высоких информационных технологий.
Расположение вокзалов в населенных пунктах должно быть удобным для пассажиров. Вместе с тем вокзал должен занимать доминирующее положение в той части населенного пункта, которая примыкает к железной дороге. Привокзальная площадь должна быть удобной для пешеходов и городского транспорта.
Вокзал должен быть, как правило, расположен со стороны населенного пункта. Помещения для приема багажа необходимо располагать возле вокзала.
Удобные подходы пассажиров к вокзалу со стороны привокзальной площади и проходы в вокзал со стороны перрона являются одним из основных условий рационального расположения вокзала.
В зависимости от категорий обслуживаемых пассажиров, функционального и объемно-планировочного решения вокзалы бывают:
- самостоятельные (раздельные) для обслуживания только дальних (включая местных и транзитных) или только пригородных пассажиров, т.е. вокзалы дальнего следования и вокзалы пригородные;
- полураздельные для совместного обслуживания пассажиров; каждой категории пассажиров выделяют некоторые самостоятельные (раздельные) элементы вокзала, например, пассажирские здания, павильоны, платформы;
- единые (общие) для совместного обслуживания дальних и пригородных пассажиров, при этом все элементы вокзала эксплуатируют совместно.
В зависимости от взаиморасположения в плане пассажирского здания, платформ и железнодорожных путей вокзалы подразделяют на типы:
- боковой (береговой) - здание (павильон) расположено с внешней стороны перронных путей (наиболее распространенный тип);
- островной - здание (павильон) расположено на платформе между перронными путями;
- тупиковый - пассажирское здание и примыкающая к нему распределительная платформа расположены поперек тупиковых путей и платформ, замыкая их;
- русловый - надпутный или подпутный – когда пассажирское здание расположено над или под железнодорожными путями и пассажирскими платформами (применяют в условиях стесненной городской застройки и на сложном рельефе местности);
- комбинированный, сочетающий в себе черты нескольких типов вокзалов.
В зависимости от местных условий и от взаиморасположения по вертикали привокзальной площади, пассажирского здания и платформ (перронных железнодорожных путей) вокзалы могут быть трех типов:
а) одноуровневые (горизонтального типа), когда площадь, здание (полы первого этажа) и платформы находятся примерно на одном уровне:
- с использованием пешеходного тоннеля;
- с использованием пешеходного моста;
б) двухуровневые:
- пониженные, когда площадь и здание (полы первого этажа) находятся ниже платформ примерно на этаж; с использованием пешеходного тоннеля;
- повышенные, когда площадь и здание (его часть, обращенная на площадь) находятся выше платформ примерно на этаж, с использованием пешеходного моста;
в) многоуровневые, когда площадь, здание и платформы находятся в нескольких уровнях, в том числе непосредственно друг над другом, с использованием пешеходных тоннелей и мостов в разных сочетаниях (комбинациях).
Вокзалы могут обслуживать только пассажиров, следующих в дальнем сообщении, только пригородные пассажиропотоки или все виды пассажиропотоков.
Вокзалы, обслуживающие пассажиров в дальнем следовании, в зависимости от
расчетной вместимости, соответствующей суточному пассажиропотоку подразделяются:
на малые - 25, 50, 100 и 200 пассажиров;
средние - 300, 500, 700 пассажиров;
большие - 900, 1200, 1500 пассажиров;
крупные - 2000 и более пассажиров.
Пригородные вокзалы также подразделяются на малые, средние, большие и крупные с учетом величины годового пассажиропотока.
Классность вокзала и пассажирского комплекса в целом зависит от площади помещений, количества отправленных пассажиров отдельно в дальнем и пригородном сообщении.
В зависимости от годового расчетного потока пассажиров и площади вокзальных помещений вокзалы подразделяются на внеклассные и классные трех групп (I, II и III класса).
Классность вокзала определяется в зависимости от объемов выполняемой работы, характеризуемой показателями, выражаемыми в баллах. Классность введена для выделения градаций объемов работ, выполняемых различными трудовыми коллективами вокзалов, и связана с группами (классами) по оплате труда руководителей.
Классность вокзалов в зависимости от суммы набранных баллов, а также показатели работы вокзалов, определяющие класс вокзала представлены в таблице 1.1. и 1.2.
Таблица 1.1