Производственная и техническая характеристика вокзала станции
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта в нашей стране. От деятельности транспорта в большой степени зависит развитие и функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли и снабжения. Транспорт играет важную роль во внешних экономических связях, а также в деле обороны страны. На территории РК размещено большое число железнодорожных станций, разъездов, депо и других хозяйственных подразделений, участков пути, постов, контактной сети электрифицированных линий, устройств связи и сигнализации, от бесперебойной и согласованной Работы которых зависит выполнение планов перевозок пассажиров и грузов.
Движение поездов, погрузка и выгрузка грузов, посадка и высадка пассажиров происходит непрерывно, днем и ночью, в рабочие и выходные дни, зимой и летом, при любой погоде; успех этой работы зависит от четкой и слаженной деятельности всех железнодорожников, начиная со стрелочников, путевых
обходчиков, машинистов, дежурных по станциям до командиров отделения дорог РК. Важнейшим требованием к работе железнодорожного транспорта является обеспечение полной безопасности движения поездов, а также безопасности пассажиров и персонала, сохранности перевозимых грузов. Основными документами на железнодорожном транспорте, которые хорошо должен знать каждый железнодорожник, являются Правила технической эксплуатации железных дорог, а также инструкции, издаваемые в развитии этих правил.
Движение поездов на железных дорогах осуществляется по единому общесетевому графику и плану формирования поездов; железнодорожные станции работают на основе технологических требований и норм, которые разрабатываются в виде технологических процессов работы каждой станции. Вся текущая работа железных дорог выполняется на основе годовых, месячных и оперативных планов перевозок, технических норм работы.
Железнодорожный транспорт - наиболее доступный, надежный и привычный вид передвижения пассажиров. От качества их обслуживания во многом зависит имидж Казахстанских железных дорог и отношение общества к отрасли в целом.
Актуальность дипломного проекта. Одним из основных видов деятельности железнодорожного транспорта являются пассажирские перевозки. На долю пассажирских перевозок приходится около 40% пассажирооборота, выполняемого транспортом общего пользования. Основной задачей управления пассажирскими перевозками является достижение максимальной эффективности функционирования пассажирского транспорта, обеспечение полного и качественного удовлетворения спроса платежеспособного населения на перевозки с минимальными издержками.
Практическая значимость дипломного проекта. Необходимо определить комплекс первоочередных задач, решение которых позволит оптимизировать параметры системы освоения пассажиропотоков на железной дороге; повысить конкурентоспособность пригородного железнодорожного транспорта; сократить затраты на перевозки пассажиров при одновременном повышении качества перевозок и предоставлении дополнительных услуг пассажирам.
Для дальнейшего развития пассажирских перевозок следует обеспечить ускоренное приобретение подвижного состава, строительство и реконструкцию вокзалов и, что особенно важно, развитие пассажирских и технических станций и вагонных депо.
Полное освоение непрерывно возрастающих объемов перевозок пассажиров при одновременном улучшении их обслуживания - сложная задача, решение которой требует проведение технических и организационных мер по повышению скоростей движения пассажирских поездов, развитию сферы услуг, оказываемых пассажирам на вокзалах и в поездах.
В настоящее время в работе железнодорожных вокзалов наблюдаются значительные перемены: проводятся работы по реконструкции пассажирских устройств, модернизации оборудования вокзалов, внедрению прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, расширению перечня услуг, оказываемых пассажирам на вокзале. За последнее время значительно обновились вокзалы во многих городах страны, они становятся многофункциональными комплексами с бизнес – и сервис-центрами, оказывающими пассажирам более 30 видов услуг.
За последнее время расширился ассортимент платных услуг, предоставляемых пассажирам на вокзалах и в поездах, что позволило улучшить пассажирский сервис, а также дало возможность в новых условиях хозяйствования пассажирским подразделениям получать дополнительных доход, необходимый для усиления материальной базы и стимулирования труда работников, занятых в обслуживании пассажиров.
На крупных вокзалах страны обновляется визуальная информация, которая выполняется в едином корпоративном стиле.
Вместе с тем, наряду с определенными успехами в работе вокзалов, есть еще ряд проблем, решение многих из которых в ближайшие годы просто необходимо. К их числу относятся: неточность в прогнозировании пассажиропотоков; нерациональная планировка помещений вокзала; проблема определения оптимальных режимов работы всех подразделений и устройств вокзала; их недостаточное техническое оснащение.
Цели и задачи дипломного проектирования. Целью дипломного проекта является разработка технологического процесса работы вокзала малой мощности.
Цель работы обусловлена необходимостью решения следующих задач:
- рассчитать необходимое число билетных касс;
- построить схему управления вокзалом
- построить суточный план-график
- рассчитать стоимость проезда одного пассажира
Пассажирские платформы
Пассажирские платформы вокзалов предназначены для кратковременного ожидания поездов, посадки и высадки пассажиров, а также (в необходимых случаях по местным условиям для производства почтово-багажных операций. Выбор типа платформ должен быть функционально и технико-экономически обоснован в проекте.
Платформы проектируются в зависимости от типа вокзала, его расчетной вместимости, архитектурно-планировочной композиции, скорости движения поездов. Пассажирские платформы в зависимости от типа вокзала и расположения относительно железнодорожных путей в плане бывают боковыми (береговыми), островными, тупиковыми и лобовыми (распределительными), последние объединяют несколько тупиковых платформ (Рис. 1.2).
Пассажирские железнодорожные платформы
Рис. 1.2.
а - островная; б - боковая (береговая); в - лобовая (распределительная) и тупиковая; 1 - пассажирское здание; 2 - навес над платформой
На крупных вокзалах платформы специализируют по прибытию и отправлению дальних и пригородных поездов.
Платформы в зависимости от высоты пола над уровнем верха головки рельса подразделяют на высокие и низкие; Высокие платформы следует проектировать, как правило, на крупных и крупнейших вокзалах, а также на вокзалах электрифицированных железных дорог с интенсивным пригородным движением; низкие платформы преимущественно на средних и малых вокзалах (рис. 1.3).
Платформы в зависимости от высоты пола над
уровнем верха головки рельса
Рис. 1.3.
а - низкая; б - высокая; 1 - пассажирское здание; 2 - платформа;
Высокие платформы, расположенные у путей, где предусматривается техническое обслуживание вагонов пассажирских поездов, должны иметь конструкцию и очертания, обеспечивающие проход под ними персонала, производящего двухсторонний осмотр и ремонт ходовых частей вагонов, стоящих у платформы. Опоры высоких пассажирских платформ следует располагать на расстоянии не менее 2120 мм от оси пути.
Ширину пассажирских платформ следует устанавливать в зависимости от интенсивности и характера потоков пассажиров, скоростей движения поездов, числа и расположения выходов с платформы и размеров устройств, размещаемых на ней (лестницы, эскалаторы, павильоны, опоры освещения, лифты и т.п.).
При наличии у пассажирского здания входа со стороны торца, платформа
бокового типа должна быть увеличена (с полевой стороны) на ширину здания на протяжении не менее 6 м от этого входа.
На станциях, где возможен безостановочный пропуск поездов со скоростями свыше 140 км/ч по пути смежному с платформой, ее ширина должна обеспечить возможность безопасного нахождения на ней пассажиров (на расстоянии не менее 3,0 м от края платформы).
Вдоль платформы на расстоянии 0,75 м от ее края и, дополнительно, на
расстоянии не менее 2,0 м при скоростях движения свыше 140 км/ч следует наносить сплошную или пунктирную линию (полосу) безопасности из прочного, морозостойкого, контрастного по цвету покрытия платформы материала. Для обеспечения безопасности пассажиров на станциях, где предусматривается безостановочное движение пассажирских поездов со скоростями свыше 140 км/ч должны предусматриваться дополнительные меры, например, устройство перил (на расстоянии не менее 3,0 м от края платформы) по продольной оси островной платформы (с разрывами для проходов), устройство сигнализации, оповещающей о подходе скоростных поездов.
У высоких платформ (при отсутствии переходов в разных уровнях) следует предусматривать торцевые сходы, а у боковых платформ также и сходы в полевую сторону (в сторону населенного пункта). Для платформ, обслуживающих поезда с багажными и почтовыми вагонами, надлежит предусматривать возможность передвижения тележек между промежуточными (островными) платформами и пассажирским зданием.
В пределах длины платформы на земле следует предусмотреть продольный водоотвод (лоток, дренаж с лотком) между платформой и железнодорожным путем.
Пассажирские платформы должны быть, как правило, оборудованы навесами, которые предназначены для укрытия пассажиров от снега и дождя, а также излишней солнечной радиации. Рекомендуется, устройство легких, в т.ч. прерывистых и светопрозрачных, навесов с внутренним организованным водостоком, с размещением в подвесных коробках под потолком навеса светильников, звуковых динамиков, пиктограмм.
Опоры навесов на платформах надлежит располагать по возможности реже, чтобы создавать меньше помех для движения потоков пассажиров, багажных тележек, уборочных и других механизмов; при соответствующем обосновании целесообразно проектировать навесы с навесами в междупутье.
Управление вокзалом
Вокзал является составной частью пассажирской станции. Начальник вокзала является заместителем начальника станции по пассажирской работе.
Вокзал может иметь различные структурные подразделения. Основные из них: билетно-кассовый цех, справочно-информационная служба, багажное отделение, камеры хранения ручной клади, комната отдыха транзитных пассажиров, комната матери и ребенка (КМиР). Помимо этого в состав вокзалов (кроме малых) дополнительно могут включаться группы учета и отчетности (ГУО), ремонтные подразделения и другие службы. На арендных началах на вокзалах размещаются кассы аэрофлота, предприятия бытового обслуживания и общественного питания (почта, телеграф, телефон, парикмахерские, буфеты, кафе, рестораны и др.).
В настоящее время вокзал может быть выделен в самостоятельное структурное подразделение дирекции пассажирских перевозок.
Штат работников пассажирского хозяйства вокзала содержится как за счет средств основной деятельности, так и за счет местных доходов станции в части услуг, оказываемых на вокзале. Порядок выполнения операций подразделениями вокзала по времени определяется основным технологическим документом - суточным планом-графиком работы.
Он устанавливает: общую загрузку всех помещений, устройств вокзала в разные периоды суток в зависимости от расписания прибытия, отправления поездов и действующих норм; последовательность, очередность и параллельность
операций, необходимых для нормального обслуживания пассажиров; оптимальную загрузку вокзала при назначении дополнительных поездов (или уменьшение загрузки при отмене отдельных поездов) с тем, чтобы не допустить сбоев в работе или нерационального использования персонала, средств, устройств; “узкие” места в работе вокзала по обслуживанию пассажиров или их пропуску (тоннели, платформы, билетные кассы и др.) Четкая регламентация всех видов обслуживания пассажиров в плане-графике имеет значение для обеспечения взаимоувязанной работы всех его структурных подразделений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ
Работа ОДБ и ЛБК
Постоянный рост объема пассажирских перевозок, увеличение размеров движения пассажирских поездов, необходимость улучшения использования свободных мест в поездах и повышения производительности труда билетных кассиров потребовали найти новые формы организации продажи железнодорожных билетов. Такой формой стало централизованное руководство продажей билетов.
Централизованное управление продажей билетов в крупных узлах и линейных станциях из единого центра концентрирует учет наличия всех свободных мест в пассажирских поездах на данном направлении, позволяет наиболее полно и своевременно удовлетворять потребности населения в перевозках, улучшает использование свободных мест и передачу их на соседние участки, значительно повышает число услуг, оказываемых пассажирам при приобретении билетов, особенно на линейных станциях.
При этом все билетные кассы на станциях (вокзалах) равномерно загружаются, получая места для суточной и предварительной продажи билетов. В систему централизованного руководства продажей билетов входят дорожная группа по учету, распределению и использованию мест (ОДБ), отделенческая группа по учету, распределению и использованию мест (ЛБК).
Для осуществления централизованного руководства продажей билетов построена билетно-диспетчерская связь на полигоне свыше 80 тыс. км, установлены телетайпы.
Объединенное дорожное бюро (ОДБ) является головной организацией, выполняющей функции ЛБК на отделении, где оно расположено, и функции дорожной организации по оперативному руководству и контролю за работой всех ЛБК дороги.
Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах: внедрение в работу билетных касс дальнего следования централизованного управления продажей билетов, учет мест в пассажирских поездах; развитие и совершенствование передовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективности использования мест в пассажирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспечивающей постоянный рост производительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирование и планирование пассажиропотоков, своевременное обеспечение потребности населения в перевозках, особенно в часы «пик»; получение сведений о наличии свободных и освобождающихся в пути следования мест, организация передачи информации о высадке пассажиров в пути следования для многократного использования одного и того же места и др. В границах отделений дорог (кроме головного, где расположено управление дороги) централизованным распределением и использованием мест в пассажирских поездах ведает ЛБК.
ОДБ и ЛБК обслуживают предварительные и суточные билетные кассы на крупных вокзалах, городские кассы предварительной продажи билетов и их филиалы и кассы линейных станций отделений. В них сосредоточиваются все места на поезда своего формирования и транзитные, проходящие через узел. Организованы круги предварительной и суточной продажи билетов. Предварительная продажа билетов производится на все поезда, формирующиеся в узле, в прицепные и беспересадочные вагоны, а также на места, поступающие в ОДБ по предварительным телеграммам о высадке пассажиров. Круг предварительной продажи обслуживает все кассы линейных станций и городские билетные кассы с филиалами.
Круг суточной продажи билетов обеспечивает местами линейные станции отделения и головного вокзала и работает круглосуточно. Старшие билетные кассиры по распределению мест
ОДБ все запросы билетных кассиров станций на места для предварительной продажи билетов, оформления прямых плацкарт, обратных билетов и их выделение регистрируют в Книге заказов. Реализованные места исключают из перфокарт (графиков), против них указывают номер билетной кассы и станцию назначения для повторного использования освобождающегося в пути следования места. В конце дежурства старшие билетные кассиры сверяют выделенные места с кассирами линейных станций.
За сутки до отправления поезда предварительная продажа мест прекращается и перфокарты (графики) передают на суточный круг ОДБ. Старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга распределяют оставшиеся места в поездах по станциям участка. Они же обеспечивают линейные станции местами по предварительным заказам пассажиров на получение мест в транзитных поездах. Дежурные старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга ОДБ регистрируют заявки в специальном журнале и контролируют правильность приема заказов кассирами линейных станций.
После отправления поезда своего формирования или проследования транзитного поезда дежурные старшие билетные кассиры по распределению мест суточного круга ОДБ подсчитывают на перфокартах число реализованных мест, устанавливают число оставшихся свободных мест и записывают постан-ционную высадку пассажиров. Эти сведения вручаются оператору-телетай- писту для передачи их соседнему ЛБК для реализации. Полученные от соседних ЛБК сведения о наличии мест в транзитных поездах оператор-телетайпист наносит на перфокарты (графики) и передает их на суточный круг, сверяет со сведениями о свободных местах в поездах, поступающими от механиков-бригадиров поездов, передает предварительные телеграммы о высадке и сообщает остаток свободных мест соседним ЛБК, ведет учет населенности пассажирских поездов.
Главные задачи бюро по распределению и использованию мест в поездах — это организация работы билетных касс дальнего следования на основе централизованного управления процессом распределения и учета мест в пассажирских поездах; развитие и совершенствование передовых форм продажи билетов и услуг; повышение эффективности использования мест в пассажирских поездах; разработка прогрессивной технологии работы бюро и билетных касс, обеспечивающей постоянный рост производительности труда билетных кассиров и сокращение потерь времени населением в ожидании обслуживания; прогнозирование и планирование пассажиропотоков, своевременное обеспечение потребности населения в перевозках, особенно в пиковые периоды.
Кроме того, организовано сетевое бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах (ЦЛБ), основной задачей которого является: общее руководство процессом централизованного распределения и использования мест в пассажирских поездах на сети железных дорог; координация деятельности дорожных бюро по распределению и использованию мест в пассажирских поездах; контроль за выделением ОДБ и ЛБК мест по заявкам других дорог; контроль за разработкой и выполнением ОДБ и ЛБК технологических процессов работы, разработка предложений по назначению поездов, беспересадочных вагонов и вагонов с переменным трафаретом; анализ использования мест в пассажирских поездах и др.
Распорядителем всех имеющихся в продаже свободных мест на вокзалах является старший билетный кассир по учету и распределению мест, у которого места всех отправляющихся поездов нанесены на график или перфокарты, которые ведутся на каждый вагон. Для руководства продажей билетов установлен телефонный коммутатор, в который включены все билетные кассы.
Технология продажи билетов следующая: билетный кассир, выяснив у пассажира станцию назначения, номер поезда, род вагона и число необходимых ему мест, запрашивает их у старшего билетного кассира (для этого билетный кассир нажимает вызывную кнопку, и на коммутаторе у ключа соответствующей кассы загорается сигнальная лампочка). Старший билетный кассир включает кассу в коммутатор нажатием ключа и сообщает кассиру номера вагона и мест, а на графике или перфокарте в свободной клетке против номеров выданных мест соответствующего поезда указывает номер кассы, получившей места. Билетный кассир должен повторить номера вагона и мест, после чего старший билетный кассир отпускает ключ и отключает кассу.
Централизация продажи билетов на вокзале позволяет пассажиру в любой кассе купить билет на любой поезд, что равномерно загружает билетные кассы и тем самым повышает производительность труда билетных кассиров, их квалификацию, а также улучшает использование рабочего времени кассиров. Однако следует сказать, что этот способ продажи билетов имеет и свой недостаток — это дополнительное время, затрачиваемое билетным кассиром на вызов старшего билетного кассира по учету и распределению мест (диспетчера) и ожидание ответа от него.
Предварительная информация об освобождающихся местах в поездах. Централизованное руководство работой билетных касс дает возможность организовать предварительную информацию станций, лежащих по маршруту следования пассажирского поезда, об освобождающихся в нем местах.
Эффективность этого метода состоит главным образом в том, что на любой промежуточной станции, имеющей связь с ЛБК, и на более крупных станциях, непосредственно получающих сведения о высадке, пассажир может заблаговременно приобрести билет на проходящий поезд. Кроме того, этот метод позволяет лучше использовать пассажирские вагоны и тем самым повысить доходность пассажирских перевозок.
Расчет числа билетных касс
Число билетных касс должно обеспечивать полное и своевременное обслуживание пассажиров, приобретающих проездные документы.
В настоящее время используют два метода расчета: ориентировочный, рекомендованный в типовом технологическом процессе работы вокзала, и детальный, основанный на применении теории массового обслуживания и учитывающий качественные показатели обслуживания пассажиров (длина очереди, время ожидания и другие).
Системы массового обслуживания в билетно-кассовых операциях характеризуются следующими элементами; входящим потоком заявок, очередью, производственными характеристиками обслуживающего обустройства, выходящим потоком реализации запросов.
Потребное число билетных касс определяется для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравномерности обращения пассажиров в кассу.
Билетные кассы работают в двух режимах: предварительной и суточной продажи билетов. Кроме того, известно, что билетные кассы располагаются не только на вокзале, но и в различных железнодорожных агентствах. Примем, что в билетных кассах вокзала приобретают билеты 80% пассажиров, из них 15% приобретают билеты в суточной кассе.
Общий суточный пассажиропоток определяется по формуле:
(2.1)
где - размеры движения дальних и местных поездов, включая поезда своего формирования и по обороту ; - населенность дальнего и местного поезда.
А=6*700+11*1100=16300 пасс/сут
Ат=16300*0,15=2445 пасс/сут
Число билетных касс для рассматриваемого периода суток (с 800 до 2000) при равномерном поступлении пассажиров определяется по формуле:
(2.2)
где - число пассажиров, приобретающих билеты за период времени ; - продолжительность работы билетной кассы без учета обеденного перерыва - 11,5 часа; - средняя затрата времени пассажиром на приобретение билета - 3 мин.; - коэффициент использования рабочего времени кассира, учитывающий затраты времени на выполнение подготовительно-заключительных операций - 0,75;
К=2445*3/60*11,5*0,85=6 касс
Интенсивность входящих потоков (пассажиров) в первую систему (билетные кассы) составит (расчет только для суточных касс)
(2.3)
L=2445/6*11,5=35пасс
После принятия билетным кассиром у пассажира заявки на билеты, она поступает в ВКЭ (вычислительный комплекс системы «Экспресс») или к диспетчеру. Поскольку заявки поступают от нескольких касс, то в общем случае они будут ожидать обслуживания. Следовательно, время обслуживания билетным кассиром одного пассажира:
(2.4)
tзак - время, затрачиваемое билетным кассиром на прием заказа от пассажира- 0,4мин; tожк- время ожидания приема заказа от билетного кассира- 0,7 мин; tк- время, затрачиваемое билетным кассиром на прием и исполнение заказа ВКЭ( диспетчером)- 0,4 мин; tоф- время, затрачиваемое билетным кассиром на оформление заказа- 1,0 мин.
Tобсл=0.4+0.7+0.4+1.0=2.5 мин или 0.024часа
Загрузка билетного кассира составит:
Yк= L*tобсл
Yк= 35*0.024=0,84.
(2.5)
Cреднее время ,затрачиваемое пассажиром на приобретение билета, складывается из времени ожидания в очереди и общего времени его обслуживания.
t=Yk(Vвх+Vк)/2(1-Yk)*tобсл
(2.6)
гдеVвх- коэффициент вариации интервалов между моментами появления пассажиров в очереди к данной кассе- 0,95; Vк – коэффициент вариации продолжительности обслуживания пассажиров билетным кассиром- 0,9.
Tожпасс=0.84*(0.95+0.95)/2(1-0.84)=4.85 мин
tпб=tожпасс +tобсл
tпб=4.85+2.5=7.35 мин или 0,81 часа
(2.7)
Число пригородных касс по продаже билетов зонного тарифа определяется в часы «пик».
Производительность труда кассира, работающего в часы «пик», составляет от 300 до 700 билетов за 1 ч.
Потребное число касс продажи билетов рассчитывается по формуле:
(2.8)
где: - пригородный пассажиропоток определенных зон в часы «пик»; - часть пригородных пассажиров определенных зон, приобретающих билеты у кассира (в ДП=0,25-0,3;); - фактическая производительность труда билетного кассира, работающего в часы « пик» (в ДП принять=3 00-700).
Кпр=17000*0,3/700=6.07=6касс
Количество автоматов определяется по формуле:
(2.9)
где: - максимальный пригородный пассажиропоток определенных зон в часы «пик»; - часть пригородных пассажиров определенных зон, приобретающих билеты через автоматы (в ДП принять = от 0,7-0,75); - часовая производительность автомата (в дипломном проекте принять = от 200-250 билетов в 1ч).
Считаем, что все пригородные пассажиры равномерно распределены по зонам.
По заданию в дипломном проекте - 3 пригородные зоны.
а) Определяем количество пассажиров для одной зоны:
17000/3=5666.66=5667 пасс
б) Общее количество пассажиров для одной зоны за 1-й час:
17000/24=708 пасс
Принимаем коэффициент сгущения в часы «пик» равное -1,4
Следовательно, максимальный пригородный пассажиропоток составляет:
708*1.4=991.2=911пасс
По заданию дипломного проекта количество пригородных пассажиров, приобретающих билеты через автоматы, составляет -10%.
991* 0,1/200=0,45=1 автомат
Соответственно принимается 0,37=1 автомат.
Следовательно, общее число автоматов для 3-х пригородных зон составит:
автомата
Рассчитываем количество пригородных поездов по зонам
30400
30тыс
20тыс
13400
10тыс
5тыс 3900
0
1 зона 2 зона 3 зона
1 зона,30400 -339 /1400 =21 поезда +1 скорый
2 зона, 13400 - 339/ 1060= 12 поезда +1 скорый
3 зона, 3900 - 339/ 770= 5 поезда +1 скорый
СПРАВОЧНО-
ИНФОРМАЦИОННАЯ
РАБОТА
Пассажиры, особенно на крупных вокзалах, получают информацию при помощи громкоговорящей радиосвязи, в справочных бюро, по телефону и т. д. Наличие широкого набора зрительных указателей и правильное их расположение резко сокращают количество пассажиров, обращающихся в справочное бюро.
Справочно-информационная работа осуществляется путем зрительной информации, дачи устной информации и справок в справочных бюро вокзалов, радиоинформации, справки по телефону.
Зрительная информация знакомит пассажиров с расположением помещений и пунктов обслуживания пассажиров, с расписанием движения поездов, с правилами и стоимостью проезда и провоза багажа, наличием мест и другими сведениями.
Для зрительной информации используются:
- информационные устройства, которые позволяют выводить на табло любую информацию, необходимую пассажирам;
- автоматические информационные устройства, предназначенные для воспроизведения на табло заранее запрограммированных текстов;
- "бегущее" расписание, позволяющее за 3 ч до отправления поездов со станции подсвечивать строки с наименованием поездов, что дает возможность пассажирам быстро определить, какие именно и откуда, куда отправляются поезда в ближайшее время;
- схемы зон отдыха, дающие возможность получения до 200 справок по вопросам проезда в пригородном сообщении;
- информационное табло наличия мест (ИТНМ - 1), предназначенное для информирования пассажиров о наличии в продаже свободных мест на поезда, отправляющиеся с данного вокзала в течение ближайших суток;
- маршрутные карты железнодорожных сообщений с указателями наличия мест в поезда, позволяющие получить информацию о местах на 40 поездов, о маршрутах следования, пунктах пересадки, стоимости билета;
- электронная справочная установка ЭСУ - 1, предназначенная для оптической визуальной информации билетных кассиров и агентов справочного бюро.
Справочные бюро вокзалов выдают пассажирам устные справки по обращении их в служебный киоск, по телефону, через кнопочновызывные устройства прямой внутривокзальной связи и телевизионные установки. По радио пассажиры информируются о времени прибытия и отправления поездов, о порядке работы основных подразделений вокзала, правилах техники безопасности. Передается также служебная информация и некоторые объявления по просьбе пассажиров.
На многих вокзалах организуются залы или уголки справок, концентрируются основные справочно-информационные устройства и материалы, позволяющие пассажиру найти ответ на интересующий его вопрос. В справочных бюро пассажиры получают устную справку непосредственно у агентов справочных бюро, по телефону, телевидению и др. Справочные бюро размещаются по ходу следования пассажиров, главным образом в операционных и кассовых залах. Для обеспечения их нормальной работы они оборудуются специальными столами, на которых располагаются телефонные аппараты для связи с руководством вокзала и станции, с диктором радиоузла и с городом; турникетами, на которых в виде таблиц, схем и т. п. располагается справочный материал. В справочных бюро должны быть необходимые материалы: книжки расписаний дальних, местных и пригородных поездов по дороге, указатель железнодорожных пассажирских сообщений, афиши расписаний пассажирских поездов по данному узлу и наиболее крупным, схема железных дорог, Тарифное руководство № 5, книги административно-территориального деления союзных республик и др.
В крупных городах с несколькими железнодорожными вокзалами организуются центральные справочные бюро. Они дают справки об условиях проезда всеми видами транспорта.
Радиоинформация
Информация по радио на вокзале предупреждает и передается агентом справочного бюро, который совмещает обязанности информатора.
Справочное бюро прямой телефонной связью с дежурным по парку, начальником вокзала.
По радио передается информация:
- об отправлении и прибытии поездов и в первую очередь о наличии от отклонений от установленной технологии;
- о правилах соблюдения техники безопасности;
- служебная;
- объявления по просьбе пассажиров и др.
Тексты передач должны быть лаконичными, но четкими и исчерпывающими.
О прибывающем поезде информация передается заблаговременно за 5 минут до его прибытия на станцию.
Информация содержит такие данные: номер поезда, станцию отправления и назначения, путь или платформу прибытия, порядковую нумерацию вагонов с головы или хвоста поезда.
В случае опоздания пассажирского поезда информация о времени его опоздания передается заблаговременно и периодически повторяется. Информация по радио передается на казахском и русском языках.
Громкоговорящая связь позволяет информировать пассажиров, находящихся в различных помещениях вокзала, на перронах и привокзальной площади, о прибытии и отправлении поездов, начале посадки, о порядке обслуживания пассажиров, наличии свободных мест в поездах и т. д. Система радиосвязи должна иметь устройства переключения для раздельной передачи объявлений пассажирам пригородного и дальнего сообщений, а также выключения действующих радиоточек на платформах после 23 ч по местному времени. Радиоинформация передается на национальном, русском и при необходимости на иностранных языках. Для передачи радиоинформации используются магнитофоны с записью текстов и устройство «станционный автоматический диктор», передающее информацию об отправлении и прибытии поездов и др.
Громкоговорящая оповестительная информация осуществляется по внутренней трансляционной сети вокзала и имеет устройство для разделения передачи объявлений пассажирам пригородного и дальнего сообщения, внутри и вне вокзала, на привокзальной площади и на платформах.
Громкоговорящая оповестительная информация является самой оперативной из всех существующих на вокзале и используется для информирования пассажиров обо всех изменениях в отправлении и прибытии поездов дальнего и пригородного сообщения, розыска отдельных пассажиров, срочных распоряжений работникам вокзала, передачи различной справочной информации и рекламы.
Громкоговорящая оповестительная информация осуществляется диктором вокзала из дикторской комнаты по определенному графику. Внеплановая радиоинформация производится диктором вокзала только по распоряжению руководства станции или вокзала или с их разрешения.
На платформах также должна быть громкоговорящая связь для оповещения пассажиров об отправлении пригородных поездов и передачи другой информации по станции.
Визуальная информация
Визуальная информация знакомит пассажиров с расположением помещений и пунктов обслуживания пассажиров и распределением поездов, с правилами и стоимостью проезда и провоза багажа.
Средствами визуальной информации являютс