Интеллектуальные транспортные системы

В последнее 10 лет словосочетание «Интеллектуальные Транспортные Системы» (Intelligent Transport Systems) и соответствующие аббревиатуры - ИТС, ITS - стали обычными в стратегических, политических и программно-целевых документах развитых стран.

«Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) - это системная интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта».

Сфера продвижения ИТС в мировой практике варьируется от решения проблем общественного транспорта, существенного повышения безопасности дорожного движения, ликвидации заторов в транспортных сетях, повышения производительности интермодальной транспортной системы (включая автомобильный, железнодорожный, воздушный и морской транспорт) до экологических и энергетических проблем.

Сегодня наиболее активно развиваются базовые технологии для транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

- Управление движением на автомагистралях

- Коммерческие автоперевозки

- Предотвращение столкновений транспортных средств и безопасность их движения

- Электронные системы оплаты транспортных услуг

- Управление при чрезвычайных обстоятельствах

- Управление движением на основной уличной сети

- Управление ликвидацией последствий ДТП

- Управление информацией

- Интермодальные грузовые перевозки

- Контроль погоды на автодорогах

- Эксплуатация автодорог

- Управление общественным транспортом

- Информация для участников движения

Одно из основных направлений развития ИТС, которое активно продвигается последние 15 лет - реализация концепции интеллектуального автомобиля. Работает международная программа «Транспортные средства повышенной безопасности». Уже первые опыты использования бортовых интеллектуальных систем показали, что они способны уменьшить число ДТП на 40%, а число ДТП со смертельным исходом на 50%.

Развитие ИТС методологически базируется на системном подходе, формируя ИТС именно как системы, а не отдельные модули (сервисы).

Формируется единая открытая архитектура системы, протоколы информационного обмена, формы перевозочных документов, стандартизация параметров используемых технических средств связи, контроля и управления, процедур управления и т.д.

Организационно-методической основой развития ИТС служат национальные концепции развития ИТС, национальные архитектуры ИТС и Программы развития, важным инструментом привлечения новых игроков на этот рынок стало формирование рыночных пакетов ИТС.

Концепция ИТС представляет собой видение пользовательских услуг, идеологии построения системы, постановки задач и разработки планов системного и эффективного продвижения ИТС в России.

Концептуальную схему построения ИТС следует рассматривать как организацию системной формы взаимодействия всех видов транспорта, наиболее эффективное использование транспортного ресурса за счет совместных транспортных операций с наиболее рациональными вариантами структурно-поточных схем движения пассажиров и грузопотоков, обеспечивая качество транспортных услуг.

При разработке концепции следует учитывать возможности и этапы развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая являясь основой координатно-временного обеспечения Российской Федерации, уже сейчас используется в различных областях социально-экономической сферы.

ИТС – система сервисная. Поэтому в основу построения архитектуры должна быть положена информация о возможных потребностях в ее услугах для пользователей. В мировой практике определены пять основных типов пользователей ИТС: водители, пешеходы и велосипедисты, пассажиры общественного транспорта, перевозчики, транспортные операторы и службы эксплуатации транспортной инфраструктуры.

Была проведена работа по изучению ИТС результаты которой показали что в районе Печатники необходимо развивать базовые технологии для транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в частности продуктивную эксплуатацию автодорог, вследствие чего и управление общественным транспортом. Чтобы добиться этого были проведены следующие исследования на дорогах муниципального района «Печатники»:

- подсчитано количество автобусных остановок на главных улицах района

- проведена характеристика и описание данных автобусных остановок. Подробное исследование указано ниже в таблице.

Таблица 11. Характеристика элементов ИТС на остановках общественного транспорта по состоянию на 25.02

Название улицы Количество остановок Характеристика
Улица Полбина На всех остановках есть специальная разметка, на всех остановках установлены информационные табло, 2 остановки имеют «транспортные карманы». На всех остановках есть сиденья, продуктовые палатки отсутствуют.
Улица Шоссейная     На всех остановках есть специальная разметка, на всех остановках кроме одной установлены информационные табло, 8 остановок имеют «транспортный карманы». На всех остановках кроме 1 есть сиденья. Продуктовые палатки, рядом с остановками, присутствуют только в районе метро.
 
Улица Гурьянова На всех остановках есть специальная разметка, на всех остановках установлены информационные табло, «транспортные карманы» отсутствуют. На всех остановках есть сиденья, продуктовые палатки рядом с остановками присутствуют только в глубине улицы, не пересечении улиц палаток нет.
       

Таким образом, анализ исследований показал, что следует внести некоторые внешние изменения на автобусных остановках, т.е улучшить их внешний вид, информативность (создание дополнительных информационных табло, там где они отсутствуют), создание транспортных карманов, там где они отсутствуют, для того чтобы избежать случайных аварий на автодорогах района «Печатники» и обезопасив тем самым пассажиров, которые находятся на остановках, также сделать более удобные сиденья и скамейки на автобусных остановках для пассажиров, создать специальную разметку. В целом ИТС в муниципальном районе «Печатники» развиты, но требуют дополнительных изменений и улучшений более качественного уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время на Земле эксплуатируется около 900 млн. автомобилей, и их число постоянно увеличивается. Улучшение качества воздуха на территории России имеет важное социально-экономическое значение. Результаты специальных исследований, выполненных в России и за рубежом, показали, что между здоровьем населения и качеством атмосферного воздуха наблюдается тесная положительная связь.

Таким образом, автотранспорт крайнее негативно влияет на окружающую среду, атмосферу, воздух и здоровье людей. В данной работе были проведены различные исследования загруженности автодорог Москвы, ЮВАО и муниципального района «Печатники» в частности. Была выявлена шумовая нагрузка автомобилей в районе Печатники за период с 15 марта по 15 мая 2012 года. Была проведена работа по изучению интеллектуальных транспортных систем.

В связи с проведёнными исследованиями необходимо принять следующие пути решения данной проблемы:

- исследование атмосферного воздуха вдоль оживленных автомагистралей;

- проводить среди автолюбителей просветительскую работу направленную на сохранение окружающей среды;

- рациональная организация движения транспорта по улицам города;

- построение автомагистралей в обход городов;

- контроль и регулирование автомобилей по токсичности и дымности отработавших газов;

- перевод автотранспорта с дизельных двигателей на экологически чистые виды топлива;

- создание электромобилей.

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

Библиографический список

[1] Москва в зеркале цифр, фактов, событий 2006/2007. Официальный сервер правительства Москвы.

[2] http://promo-port.ru/news/news_21.html

[3] http://ru.wikipedia.org Флора Москвы

[4] http://www.intline. projects/ecology/PlantMos ru/ -r.htm

[5] http://ru.wikipedia.org Красная книга Москвы на сайте Дарвиновского музея

[6] http://www.liongr.ru/news/25

[7] Щербанин Ю. Транспортная инфраструктура – это Transport Infrastrukture// Российская Федерация сегодня. – 2005. - №9.

[8] Данилов-Данилъян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

[9] http://ru.wikipedia.org История Николо-Перервинского монастыря

[10] Официальный сайт управы района «Печатники»

[11] http://www.vmo-pechatniki.ru Официальный сайт муниципального образования «Печатники»

[12] maps.yandex.ru Карта района «Печатники»

[13] maps.yandex.ru Карта загруженности дорог г. Москвы автотранспортом

[14] Стурман В.И. Экологическое картографирование – М: Аспект Пресс, 2003 – 251с.

Наши рекомендации