Анализ средств автоматизации учета ГСМ и путевых листов
На российском рынке информационных технологий представлены ряд систем, предназначенных для автоматизации обработки путевой и товарно-транспортной документации наиболее распространенные:
1) «Парус»
2) «АвтоПеревозки»
3) «Avacco Soft»
4) «Адвантум АТП»
5) «АвтоПарк»
6) «1С: Управление автотранспортом»
1) Парус»[5]. В рамках программы «Парус» разработан модуль «Управление автотранспортом». Модуль реализует функции учета и управления специфичными бизнес процессами автотранспортных предприятий, возникающими при оказании услуг по перевозке грузов и пассажиров, а также услуг по предоставлению механизмов специального назначения (бурильные установки, снегоуборочные приспособления и т.д.). Модуль также может использоваться для автотранспортных подразделений в составе крупных предприятий.
Модуль «Управление автотранспортом» позволит автоматизировать следующие процессы:
- учет парка автомобилей, механизмов и агрегатов, классификация
- автотранспортных средств и спецоборудования в зависимости от их назначения
- с определением общих характеристик;
- регистрация учетных карточек автотранспортных средств и спецоборудования с сохранением истории их изменения на протяжении всего срока службы объектов учета;
- комплектация автотранспортных средств дополнительными агрегатами и оборудованием;
- учет информации о текущем состоянии парка автотранспортного предприятия и фактических остатках горюче-смазочных материалов (картотека автотранспортных средств и спецоборудования);
- закрепление автотранспортных средств за клиентами и заказчиками;
- тарификация валового дохода и заработной платы;
- классификация поездок и маршрутов;
- регистрация норм расхода горюче-смазочных материалов и поправочных
- коэффициентов для расчета нормативного расхода ГСМ, учет движения горюче-смазочных материалов;
- учет информации о составах экипажей и история их прикрепления к автотранспортным средствам предприятия (картотека экипажей);
- учет прохождения медкомиссий членами экипажей с автоматическим отслеживанием сроков их действия и результатов (допуск к выполнению работ);
- учет заправки на собственных автозаправочных станциях (заправочные ведомости на основании путевых листов);
- обработка заявок на транспортные услуги, формирование ежедневного наряда автопарка (суточные планы) и подготовка путевых листов;
- сбор фактических данных по эксплуатации автотранспортных средств по путевым листам;
- учет отработанного времени и выполненных работ с последующим расчетом заработной платы экипажа, валового дохода (стоимость выполненной автотранспортным средством работы), нормативного расхода горюче-смазочных материалов.
Стоимость серверной части «ПАРУС - Предприятие 8» составляет 108 500
Стоимость клиентской части (одной лицензии) «ПАРУС-Предприятие8»
составляет 27 900 руб.
2) Программа учета путевых листов «АвтоПеревозки»[6]. К основным функциям программы «АвтоПеревозки» относятся:
- расчет расхода топлива(программный пакет имеет свою встроенную базу данных норм расхода топлива);
- ведение заявок клиентов компании и заполнение по ним путевых листов;
- ведение учета технического обслуживания, ремонтов, замен узлов и агрегатов в машинах автопарка.
Программа для учета путевых листов позволяет вести комплексный учет путевых листов автомобилей с заполнением, оформлением, обработкой и распечаткой.
Отдельная форма журнала учета путевых листов позволяет пользователю программы ведения путевых листов оперативно рассчитать необходимое количество топлива. Программа «АвтоПеревозки» учитывает разницу в расходе топлива при движении по городу и по трассе. В зависимости от условий движения пользователем программы для учета путевых листов вносится поправочный коэффициент. Помимо этого, предусматриваются следующие поправки - надбавки в холодное время года, возрастной коэффициент, работа кондиционера или отопительной печки, простой с работающим двигателем, работа специального оборудования (лебедка, свет, подъемник, т.п.), прочие условия работы. Результаты работы шофера и машины сохраняются и отображаются впоследствии в отчетах. Бланки документов пользователь программы заполнения путевых листов может изменять самостоятельно - для печати задействованы возможности текстового процессора Microsoft Word и Microsoft Excel. Благодаря настраиваемой системе генерации отчетов программа заполнения путевых листов может генерировать отчеты за любые промежутки времени, по заданным условиям - расходу топлива для конкретной машины, времени нахождения в нарядах.
Стоимость базовой версии составляет 5500 руб. Стоимость дополнительной
лицензии составляет 2 900 руб.
3) «Avacco Soft»[7]. Программное обеспечение, входящее в состав географической информационной системы «Avacco-экспедитор», предназначено для автоматизации автотранспортных предприятий, а также любых торговых и производственных компаний, осуществляющих доставку грузов клиентам либо другую деятельность, связанную с использованием автотранспорта.
Система «Avacco-экспедитор» представляет собой аппаратно-программный
комплекс, состоящий из прибора спутниковой навигации и специализированного программного обеспечения «Avacco Soft». Информационная истема обладает широким функционалом:
- заполнение необходимых справочников:
- справочник моделей транспортных средств;
- справочник транспортных средств;
- справочник бортовых устройств навигации;
- справочник водителей;
- справочник эталонных маршрутов. В справочник заносится информация об оптимальных маршрутах движения с перечнем остановочных или контрольных пунктов.
- ведение списка рейсов. Информация обо всех проведенных рейсах заносится в единую базу данных, образуя пользовательский архив. Для каждого рейса фиксируется маршрут, график изменения скорости, километраж, фактический расход топлива, количество остановок, время простоя, временной интервал без связи, вычисляются средняя скорость движения и нормативный расход топлива для данного рейса.
- ведение электронного журнала по эксплуатации транспортного средства.
Формирование документов и ведение их учета. Диспетчер имеет возможность получить следующие автоматически заполняемые системой документы:
- путевые листы;
- маршрутные карты.
Формирование разнообразных управленческих отчетов по запросу пользователя:
- о количественных показателях выполненных рейсов;
- о расходе бензина, в том числе об отклонениях фактических расходов от нормативных;
- об отклонениях от установленных маршрутов и времени нахождения без
- связи.
Стоимость клиентской лицензии программного обеспечения составляет 6 900 руб. Стоимость аппаратно-программного комплекса составляет 22 900 руб.
4) «Адвантум АТП»[8]. Система предназначена для автоматизации деятельности автотранспортного предприятия. Система обеспечивает ведение всех основных бизнес процессов предприятия, в том числе:
- учет автопарка (автотранспорта, прицепов, дополнительного оборудования и т.д.);
- автоматизация основного документооборота предприятия;
- расчет стоимости выполненных работ на основании фактических данных из путевых листов;
- учет запчастей, автопокрышек и аккумуляторов;
- регистрация ремонтных операций со всей необходимой детализацией вплоть до выполненных работ и замененных деталей;
- учет оборота ГСМ, включая деятельность собственной АЗС.
Одной из основных задач, решаемых системой, является автоматизация подготовки и обработки путевых листов, заявок и разнарядок на транспортные средства, журналов учета путевых листов, нарядов и карточек учета произведенных работ.
Подсистема учета оборота ГСМ позволяет осуществлять расчет нормативного расхода ГСМ и контроль экономии/перерасхода ГСМ, а подсистема учета запчастей вести учет запчастей, автопокрышек и аккумуляторов в разрезе автотранспортных средств.
При использовании GPS-приемников и датчиков топлива осуществляется контроль фактически произведенных работ по перевозке грузов, а также автоматизированный учет расхода топлива.
Модуль расчета стоимости выполненных работ позволяет автоматизировать расчеты, основанные на данных из обработанных путевых листов.
Система обеспечивает интеграцию с другими системами предприятия, предоставляет возможность получения и передачи данных. Стоимость системы составляет 38 500 руб.
5) «АвтоПарк» модуль «Учет ГСМ»[9]. Модуль предназначен для нормирования и учета расхода горюче-смазочных материалов. Модуль представлен в виде автоматизированного рабочего места оператора АЗС.
К основным функциям модуля можно отнести:
- гибкое нормирование расхода топлива, в том числе с учетом: индивидуальных особенностей конкретных транспортных средств; особенностей маршрутов; сезонных (в том числе от температуры воздуха) поправочных коэффициентов; работы отопительного оборудования и т.п.;
- учет запасов и движения нефтепродуктов;
- автоматическое (с возможностью «ручной» коррекции) начисление премий за экономию топлива и выполнение удержаний за перерасход;
- генерация разнообразной отчетности;
- работа оператора АЗС на специально оборудованном АРМ на складе нефтепродуктов (АЗС) в реальном масштабе времени. Повышается достоверность учета и сохранность нефтепродуктов. Имеется возможность интеграции АвтоПарк и системы, управляющей оборудованием (ТРК) АЗС;
- нормирование отпуска смазочных материалов;
- при наличии подсистемы «выписка путевой документации» отпуск нефтепродуктов с привязкой к номеру путевого листа, только если путевой лист имеет состояние «выдан», благодаря чему резко повышается достоверность информации в подсистеме «учет ГСМ»;
Стоимость клиентской лицензии модуля составляет 13 700 руб.
6) «1С: Управление автотранспортом»[10]. Типовое решение «1С: Управление автотранспортом» предназначено для автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных предприятиях и организациях, а также в прочих предприятиях, использующих автотранспорт для собственных нужд (например, торговые организации, производственные предприятия и т.д.). Решение является самостоятельным продуктом, разработанным на платформе«1С: Предприятие8», не требующим приобретения дополнительных продуктов на платформе 8. При этом конфигурация «1С: Управление автотранспортом» очень легко и технологично объединяется с типовыми конфигурациями «1С» в единую информационную базу:
- «1С:Бухгалтерия предприятия»;
- «1С:Управление торговлей»;
- «1С:Управление производственным предприятием».
Программу можно разбить на основные модули:
- Учет поступления ГСМ
- Учет расхода ГСМ
- Учет выдачи ГСМ
- Модуль ПТО
- Учет выработки ТС и механизмов
- Контроль замены шин аккумуляторов
- Планирование ТО
- Учет выработки водителей
- Табель учета рабочего времени
- Начисление з/п
- Модуль учета затрат
- Учет прямых затрат
- Учет косвенных затрат
- Модуль взаиморасчетов
- Прейскуранты и тарифы
Стоимость лицензии на 1 рабочее место составляет 15 500 руб.
Предприятию ООО «МеталлПрофКровля» для автоматизации своих рабочих мест требуется 4 клиентские лицензии. В таблице 1 произведен расчет стоимости приобретения готовых программных продуктов для ООО «МеталлПрофКровля».
Программный продукт | Цена одной клиентской лицензии, руб. | Общая стоимость, руб. | Интеграция с 1С |
Парус | 27 900 | 111 600 | Не интегрируется |
“Автоперевозки” | Базовая версия 5500 | Не интегрируется | |
«Avacco Soft» | 6 900 | Не интегрируется | |
«Адвантум АТП» | - | Не интегрируется | |
«Автопарк» | 13 700 | 54 800 | Не интегрируется |
1С: Модуль управления автотранспортом | Интегрируется |
Таблица 1.1 - Расчет стоимости приобретения готовых программных продуктов
Объект конфигурации | Количество затраченного времени на 1 объект | Стоимость, руб. |
Справочник «Коэффициенты норм ГСМ» | 0,5 | |
Справочник «Модели автотранспорта» | 0,5 | |
Справочник «Автотранспорт» | ||
Документ «Установка коэффициентов норм ГСМ | ||
Документ «Путевой лист» | ||
Документ «Списание ГСМ» | ||
Отчет «Остатки и обороты топлива» | 1 000 | |
Отчет «Журнал путевых листов» | 0,5 | |
Отчет «Пробег автотранспорта» | 0,5 | |
Итого | 18 000 |
Таблица 1.2 - Расчет стоимости разрабатываемой конфигурации
Проанализировав нормативно-правовую и законодательную базы Российской Федерации, а также существующие программные решения на рынке информационных технологий, были сформулированы требования к разрабатываемой подсистеме учета ГСМ и путевых листов:
- хранение коэффициентов норм ГСМ;
- хранение видов топлива;
- хранение списка водителей;
- хранение списка автотранспорта предприятия;
- хранение списка маршрутов движения автотранспортных средств;
- автоматизация установки значений коэффициентов ГСМ;
- автоматизация ввода остатков ГСМ по водителям;
- автоматизация ввода путевых листов и вывода его печатной формы;
- автоматизация списания ГСМ.
После проведения анализа данных таблицы 1, был сделан вывод о том, что
приобретение готового программного продукта является нецелесообразным. Главным образом этот выбор основан на том, что требованием заказчика является интеграция программных продуктов с продуктами «1С». Из этого следует, что самостоятельные программные продукты исключаются изначально. Продукты на основе «1С: Предприятие» интегрируются с продуктами «1С», но обладают излишним функционалом, который не будет использован при ведении учета, а также приобретение данных программных продуктов для заказчика является дорогостоящим. Это следует из сравнения таблицы 1 и таблицы 2, в которой произведен расчет стоимости разрабатываемой конфигурации.