Понятие о механизации и автоматизации процессов ТО и ТР автомобилей. Уровень механизации и степень механизации производственных процессов. Определение, порядок расчета.
Понятие о механизации и автоматизации процессов ТО и ТР автомобилей. Уровень механизации и степень механизации производственных процессов. Определение, порядок расчета.
- решение этой задачи возможно только на основании значительного повышения уровня механизации и автоматизации процессов ТО и ТР
- механизация – частичная или полная замена ручного труда человека машинным с сохранением непосредственного участия человека в управлении процессом для контроля за его выполнением
- автоматизация – частичное или полное освобождение человека не только от мускульного труда, но и от участия в управлении технологическими процессами
- уровень механизации:
- определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах
- трудоемкость механизированных операций (ч·час)
- общая трудоемкость процесса (ч·час)
- например, трудоемкость ТО-1 12 ч·час (ТО-1 5-20 т.км)
-степень механизации производственных процессов определяет замещение рабочих функций человека реально применимым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом [ ]
-кол-во замещенных оборудованием рабочих функций человека определяется звенностью оборудования, которое характеризует его совершенство (степень совершенства) [ ]
- кол-во всех операций процесса
- многочлен
- звенность применяемого оборудования
, … - кол-во механизированных операций, выполненных с применением оборудования со звенностью
- для ручного инструмента
- для машин ручного действия (дрель ручная, домкрат)
- механизмы с электро- пневмоприводом
- полностью автоматизированное оборудование
- повышение уровня механизации тех процессов в АТП на 1% позволяет увеличить продолжительность работы а/м на линии на 2,5 дня в году
Материальные и трудовые затраты на производство, ремонт и эксплуатацию а/м средней грузоподъемности за нормативный срок службы.
Затраты | Материальные | Трудовые |
На производство | 32,7 | 3,5 |
На ТО и Р | 61,7 | 85,0 |
На КР | 6,6 | 11,5 |
- механизация производственных процессов ТО и ТР позволяет решить следующие задачи:
· Сократить время выполнения операций
· Сократить численность ремонтных рабочих (за счет снижения трудоемкости) [пример - мойка]
· Повысить качество работ (ЕО, диагностика, шиномонтаж)
· Снизить расход топлива, зап/частей и материалов
· Повысить комфортность работ
· Снизить текучесть кадров
· Сократить ручные работы (тяжелые) и вредные (тяжелые: шиномонтаж, транспортировка агрегатов)
- различают:
1. Фактический уровень механизации
2. Уровень механизации при истечении АТП оборудованием полностью в соответствии с Табелем Технологического Оборудования
3. Теоретически возможный уровень механизации (максимальный)
4. Оптимальный уровень механизации
Аппараты высокого давления (АВД)
-Для мойки а/м применяют АВД с рабочим давлением до 15 МПа и расходом воды до 400 л/ч
-Струя воды с давлением > 15 МПа может разрушить лакокрасочное покрытие (ЛКП)
-АВД с давлением выше 20 МПа используют для очистки пов-тей от ржавчины, разделки мясных туш , разборки евро-поддона
Классификация АВД:
-Бытовые – детали насоса из пластмассы; ресурс 120-150ч; не допускают длительной непрерывной работы
-Полупрофессиональные - метал. детали, ресурс больше в 3-5 раз;
-Профессиональные- поршни из износостойких материалов(легир. мет., керамика ); ресурс несколько тыс. часов
-Промышленные- для непрерывной работы , ресурс несколько десятков тыс. часов
Производители :
-Karcher; Kranzle; WAP; Portotechnica- 29,26
Характеристики моек высокого давления
характеристика | М217 | WAP 7800 (Karcher HP6555) | WAP SC 730 (Karcher HPS7975i) |
Тип насоса | Вихр., 5-ступ. | 3-х поршневой радиальный | |
Давление воды на выходе из насоса, МПа | 1,4 | 1-14 (1-13) | 2,5-14 (3-17) |
Производит-ть насоса | 75л/мин | 100-630 (150-600) | 280-610 (350-750) |
Мощность установленная, кВт | 7,5 | 3,2 (3,1) | 4,3 (5,6) |
Температура, С(вода/пар) | - | - | 80/140 (80/140) |
Габаритные размеры | 1100*420*775 | 710*325*790 | 1030*600*730 |
Масса, кг | 22,5 (25) | 79(90) | |
Напряжение, В | |||
Нагрев | нет | нет | Дизельная горелка с теплообменником |
Установка м-217 состоит из: Самовсасывающий 5-ти ступенчатый вихревой насос (высота 5 м);Электродвигатель; Перепускной клапан(для защиты от перегрузок);2 моечных пистолета; контрольный манометр; установка передвигается на колесах. Напор воды достигается при вращение рабочего колеса за счет центробежной силы.
Неисправности. Основной неисправностью АВД является падение производительности насоса и связ. с ним уменьшением рабочего давления – это является следствием утечек/потерь жидкости:
1. через изношенные сальники плунжеров насоса
2. из-за износа плунжеров насоса
3. износ перепускного клапана
неисправность проявляется в луже воды под аппаратом
Причины выхода из строя установки м-217: низкое качество жидкости(проявляется в большом содержании мех. примесей, абразивный износ высокая жесткость)
Подъемники. Классификация
• По принципу действия:
- подъём стоек
- подъём платформы
- параллельного типа
• По тех. расположению:
- напольные
- канавные
• По типу привода:
- электро-гидравлические
- электро-механические
- электро-пневматические
- пневмо-гидравлические
- ручные
• По степени подвижности:
- станицонарные
- передвижные
- комплект стоек
• По количеству стоек (плужнеров)
- одностоечные
- 2-стоечные
- 4-стоечные
- многостоечные
• Наиболее распространены:
электромеханические и электрогидравлические подъёмники
• Станионарные подъёмники
1-, 2-плужнерные (2-20 т.)
многоплунжерные (2,4,6,8,16,20)
- требуют меньше технического ухода, дороже электромеханических
• Схема э/гидравлического подъёмника:
1-электродвигатель
2-насос
3-кран
4-перепускной клапан
6-плунжер
7-бак
В 1-плужнерном электро-гидравлическом подъемнике при подъеме автомобиля масло подаётся из бака 7 через кран 3 и клапан 4 в нижнюю полость цилиндра 5. Автомобиль поднимается на 1,5 метра за 45-50 секунд.
При оспускании автомобиля - электродвигатель не работает, автомобиль опускается за счёт собственного веса. Скорость опускания регулируется с помощью клапана 4.
• БЕЗОПАСНОСТЬ (системы):
-механические страховочные устройства (каретки, снабженные фиксаторами) которые
автоматически вводятся в зацепление, когда каретки неподвижны, и разблокируются при
поступлении команды на подъём или опускание)
- ограничение автомобиля по высоте (концевой выключатель)
-акустическое устройство (сканирует зону под поднятым автомобилем и прекращает спуск если обнаруживается препятствие)
Понятие о механизации и автоматизации процессов ТО и ТР автомобилей. Уровень механизации и степень механизации производственных процессов. Определение, порядок расчета.
- решение этой задачи возможно только на основании значительного повышения уровня механизации и автоматизации процессов ТО и ТР
- механизация – частичная или полная замена ручного труда человека машинным с сохранением непосредственного участия человека в управлении процессом для контроля за его выполнением
- автоматизация – частичное или полное освобождение человека не только от мускульного труда, но и от участия в управлении технологическими процессами
- уровень механизации:
- определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах
- трудоемкость механизированных операций (ч·час)
- общая трудоемкость процесса (ч·час)
- например, трудоемкость ТО-1 12 ч·час (ТО-1 5-20 т.км)
-степень механизации производственных процессов определяет замещение рабочих функций человека реально применимым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом [ ]
-кол-во замещенных оборудованием рабочих функций человека определяется звенностью оборудования, которое характеризует его совершенство (степень совершенства) [ ]
- кол-во всех операций процесса
- многочлен
- звенность применяемого оборудования
, … - кол-во механизированных операций, выполненных с применением оборудования со звенностью
- для ручного инструмента
- для машин ручного действия (дрель ручная, домкрат)
- механизмы с электро- пневмоприводом
- полностью автоматизированное оборудование
- повышение уровня механизации тех процессов в АТП на 1% позволяет увеличить продолжительность работы а/м на линии на 2,5 дня в году
Материальные и трудовые затраты на производство, ремонт и эксплуатацию а/м средней грузоподъемности за нормативный срок службы.
Затраты | Материальные | Трудовые |
На производство | 32,7 | 3,5 |
На ТО и Р | 61,7 | 85,0 |
На КР | 6,6 | 11,5 |
- механизация производственных процессов ТО и ТР позволяет решить следующие задачи:
· Сократить время выполнения операций
· Сократить численность ремонтных рабочих (за счет снижения трудоемкости) [пример - мойка]
· Повысить качество работ (ЕО, диагностика, шиномонтаж)
· Снизить расход топлива, зап/частей и материалов
· Повысить комфортность работ
· Снизить текучесть кадров
· Сократить ручные работы (тяжелые) и вредные (тяжелые: шиномонтаж, транспортировка агрегатов)
- различают:
1. Фактический уровень механизации
2. Уровень механизации при истечении АТП оборудованием полностью в соответствии с Табелем Технологического Оборудования
3. Теоретически возможный уровень механизации (максимальный)
4. Оптимальный уровень механизации