Графический метод расследования ДТП.
Графики отображающие параметры движения пешехода и транспортных средств можно применять для иллюстрации аналитического способа расчета или в качестве самостоятельного средства предварительного исследования ДТП. Они особенно эффективны при многоразовом их использовании. Для анализа наезда автомобиля на пешехода при неограниченной видимости и обзорности предназначен график безопасности.
Он имеет четыре квадранта. В квадранте I по горизонтальной оси отложен путь пешехода (м), по оси ординат — время (с). Равномерное движение пешехода с различными скоростями изображается наклонными прямыми, проходящими через начало координат. В квадранте II по горизонтальной оси - расстояние (м), а наклонные прямые соответствуют равномерному движению автомобиля с определенными скоростями. В этом же квадранте кривые линии иллюстрируют экстренное торможение автомобиля с различными замедлениями j. Строят их следующим образом. Задаваясь различными значениями скорости автомобиля (Ua=5, 10, 15, ..., м/с), вычисляют остановочные пути и остановочное время для одного значения j и одного значения Т. Нанося расчетные точки в координатах S—t, соединяют их плавной кривой, после чего построение повторяют для других значений j и Т.. Эти два квадранта позволяют анализировать равномерное движение автомобиля и определять возможность предотвращения наезда путем экстренного торможения при различных начальных условиях. Квадрант III графика предназначен для анализа экстренного маневра автомобиля. По его вертикальной оси - поперечное смещение автомобиля при маневре типа «смена полосы движения». Кривые в этом квадранте характеризуют зависимость между перемещениями автомобиля в продольном (x ф) и поперечном (yм) направлениях. Они рассчитаны по формуле xф = Kм для различных значений Uа и у. Начальная точка каждой кривой находится на оси абсцисс на расстоянии, соответствующем пути автомобиля за время реакции водителя и срабатывания рулевого управления Uа (tl+ t2p).
Методика: 1.Определить удаление автомобиля от места наезда на пешехода в момент возникновения опасной обстановки. (рис. а) Для этого откладываем в квадранте / по горизонтальной оси путь пешехода Sп (точка А) и восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с заданной скоростью Uп (точка В). Из точки В проводим горизонталь до наклонной прямой, соответствующей известной скорости автомобиля (точка С), и опускаем вертикаль на шкалу абсцисс. Точка D укажет удаление Sуд. 2. Определить возможность предотвращения наезда путем остановки автомобиля при экстренном торможении. На кривой, характеризующей торможение автомобиля с заданным замедлением, находим точку, соответствующую известной скорости автомобиля (точка E), из которой опускаем перпендикуляр на шкалу абсцисс. Точка F показывает остановочный путь So при данных значениях и, и j. Сравнивая пути Sуд и Sо, определяем, была ли у водителя техническая возможность избежать наезда с помощью экстренного торможения. 3. Определить возможность пропуска пешехода при экстренном торможении автомобиля. (в том случае, если остановочный путь оказался больше удаления) (рис. б). Отрезок DF означает перемещение автомобиля s'пн после пересечения этой линии. Продолжив вертикаль CD до пересечения с кривой, соответствующей заданному замедлению, получаем точку G. Она указывает скорость U'n. Проведя горизонталь влево до прямой, характеризующей скорость движения пешехода (точка Н), и опустив перпендикуляр на шкалу расстояний (точка К), находим на ней путь пешехода S'n, который он пройдет за
время замедленного движения автомобиля. Ответ на заданный вопрос получаем, сравнивая S'пс суммой ( у+ Ba + б).
4. Определить, мог ли водитель избежать наезда на пешехода, применив экстренный маневр (рис. в)
Вначале находим удаление автомобиля от места наезда, как указано выше, после чего проводим вертикаль в третий квадрант до пересечения с кривой, соответствующей нужным значениям Ua и у (точка L). Проведя горизонталь из точки L влево, находим по шкале ум максимальное поперечное перемещение автомобиля при данном значении коэффициента сцепления. Сравниваем у со смещениями, минимально необходимыми для объезда пешехода спереди и сзади.