Система налогообложения в рыночной экономике. 16
Развитие рынка транспортных услуг и особенности регулирования транспортной деятельности 27
Лицензирование автотранспортной деятельности 32
Организационно-экономические основы процедуры банкротства. Мониторинг процедуры банкротства на АТП 40
7. Методика определения финансовой и экономической состоятельности транспортного предприятия 62
8. Антимонопольное регулирование транспортной деятельности 74
9. Страхование на автомобильном транспорте 81
Тестовые задания 99
Заключение 117
Список литературы 118
Терминологический словарь 121
Приложение .Извлечение из рабочей программы дисциплины 134
ВВЕДЕНИЕ
Содержание дисциплины корректируется в связи с переменами, происходящими в отрасли, и может существенно отличаться для отдельных потоков студентов в том случае, когда происходят радикальные изменения в экономике страны и пересматриваются основы процессов развития экономической модели общества.
Учебными задачами дисциплины являются:
· изучение и освоение основных понятий и категорий регулирования
· обучение методам и технологиям организации процесса регулирования в экономике;
· систематизация основных предпосылок и решений по развитию экономических отношений транспортного предприятия;
· формирование представления об основных процессах регулирования деятельностью транспортного предприятия;
· освоение принципов антикризисного управления предприятием и изучение особенностей развития экономических отношений в связи с угрозой банкротства;
· освоение студентами оценочных технологий на транспорте в связи с общей проблемой повышения уровня экономической состоятельности предприятия.
Дисциплина читается на последних курсах обучения, так как предполагается, что студенты уже усвоили знания о характере и ведущих факторах экономических отношений на транспорте. Таким образом, дисциплина «Регулирование транспортной деятельности» базируется на основных дисциплинах общепрофессионального и специального блоков учебного плана специальности 080502(7) «Экономика и управление на предприятии транспорта» таких, как: «Экономика транспорта», «Экономика предприятия», «Организация перевозок», «Планирование на предприятии транспорта», «Системный анализ» и др.
В результате изучения дисциплины «Регулирование транспортной деятельности» экономист-менеджер должен знать:
1. законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие регулирование деятельности на транспорте;
· формы и методы регулирования транспортной деятельности;
· факторы, определяющие эффективность методов, регулирующих деятельность транспортных предприятиятий;
· теоретические основы проектирования процессов регулирования экономических отношений;
· основные процедуры антикризисного управления.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· применять формы и методы регулирования с учетом специфики деятельности транспортных предприятий;
· применять методику по определению финансовой и экономической состоятельности к транспортным предприятиям;
· оценивать эффективность регулирования деятельности на транспортных предприятиях;
· выбирать и реализовывать наиболее обоснованные с позиции происходящих на предприятии процессов методы регулирования;
· формировать команду менеджеров с целью проведения
преобразований на предприятии.
Студент должен владеть:
· специальной терминологией и лексикой дисциплины в применении к конкретным задачам регулирования процессов развития экономических отношений;
· навыками расчетов показателей, оценивающих состояние и эффективность регулирования деятельности организации;
· навыками принятия решений, в наиболее сильной степени обеспечивающих рост эффективности деятельности предприятия транспорта.
Итоговой формой контроля по дисциплине является экзамен.
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Развитие рыночных отношений в России привело к разрушению существовавшей прежде отраслевой системы управления автомобильным транспортом. Несмотря на то, что этот процесс был сам по себе необходимым и естественным, первоначальный эффект был явно отрицательным - резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть, снизились объемы перевозок и выпуск парка подвижного состава и т. д. В значительной степени это было обусловлено тем, что взамен существовавшей системы отраслевого управления автомобильным транспортом не была создана эквивалентная система государственного управления и регулирования транспортной деятельности, адаптированная к условиям рыночного хозяйствования. Предприятия и организации транспорта остались один на один с рыночной стихией. В процессе приватизации и демонополизации транспортного производства образовалось большое количество частных перевозчиков и малых АТП, которые возглавили неподготовленные для этих целей руководители.
Вместе с тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что рыночные отношения в экономике ни в коей мере не исключают, а наоборот предполагают создание развитой и эффективной системы многостороннего государственного регулирования транспортной деятельности.
В основе управления бизнесом за рубежом лежит доктрина «невмешательства», своими корнями уходящая в ранний капитализм 18 века. Она предусматривает, что правительство не должно вмешиваться в деятельность частных лиц, занимающихся предпринимательством, а должно предоставлять им свободу действий. Вместе с тем практика показала, что в действительности эта доктрина в меньшей степени применима к транспорту, чем к другим видам деятельности. Существует много причин, по которым общество должно осуществлять контроль над транспортом, используя различные методы государственного регулирования, но с учетом специфики деятельности транспортных предприятий.
Построение учебного материала осуществляется с широким использованием наглядного, информационного и схематического изложения основных понятий и содержания регулирования на транспорте.
В конспекте лекций отражены и кратко раскрыты основные разделы учебной дисциплины. Следует учитывать, что основные положения дисциплины, кратко изложенные в конспекте, аргументируются и раскрываются преподавателем во время лекционных занятий. Кроме того, на лекциях дается статистическая информация, приводятся модели развития экономических процессов, рассматриваемых в границах дисциплины, описываются новейшие концепции, не включенные в текст конспекта лекций.
Студенту следует учитывать следующие рекомендации по использованию конспекта лекций:
- краткое содержание тем дисциплины целесообразно изучить до лекционного занятия по этой теме. Это позволит осознанно воспринимать лекционный материал и своевременно уточнять неясные положения;
- на контрольные вопросы следует пытаться ответить после прослушивания лекции, используя при этом другие источники информации и консультируясь у преподавателя;
- выполнять проверку знаний по каждой теме с использованием тестовых вопросов можно после прослушивания лекций, завершения самостоятельной работы и выполнения практических аудиторных занятий.