Тема «Перелетные птицы» (занятие № 1)
Цель:
— расширение словаря по теме;
— активизация предикативного словаря;
— совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы;
— развитие памяти, внимания.
Оборудование:картинки перелетных птиц, птиц зимующих.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.«Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.
2. Развитие мелкой моторики.Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».
3. Введение в тему.Логопед просит детей отгадать загадки.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач).
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
Хочет — прямо полетит, хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? — Птицы. — Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? — Они улетали в теплые края. — Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? — Перелетные птицы».
4. Развитие логического мышления.Игра «Четвертый — лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.
5. Расширение глагольного словаря.Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце — у кого больше) — Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать...».
6. Физкультминутка.Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? — Я грач. Я скворец...».
7. Умение задавать вопросы.Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске — картинки птиц (3—4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3—4 раза).
8. Итог занятия.О ком сегодня говорили? Перечислить перелетных птиц.
Тема «Перелетные птицы» (занятие № 2)
Цель:
— активизация словаря по теме;
— практическое употребление предлогов;
— составление предложений по картинкам;
— развитие моторики, внимания, памяти.
Оборудование:карточки с птицами, расположенными так, что каждая птица (всего 5) оказывается под пальцем ребенка, картинки перелетных птиц, сюжетная картинка «Вернулись пернатые друзья», предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.Игра «Что за птица?». Ребенок поднимает мяч вверх и говорит: «Вот птица». Дети все вместе спрашивают: «Что за птица?» Ребенок отвечает, какую он задумал, например: «Скворец». Передает мяч другому ребенку и т.д.
2. Развитие мелкой моторики.Упражнение «Выпусти птицу». Ладонь ребенка лежит на карточке так, что каждый пальчик закрывает нарисованных (наклеенных) птиц. Поочередно приподнимаем пальцы.
3. Игра «У кого кто?». У всех птиц бывают птенцы, назовем их.
У кукушки — кукушата.
У скворца — скворчата.
У стрижа — стрижата.
У диких уток — утята.
У грача — грачата.
У журавля — журавлята.
У лебедей — лебедята.
У диких гусей — гусята.
4. Практическое употребление предлогов.Игра «Кто за кем прилетел?». Логопед дает 3—4- ступенчатую инструкцию: «Сначала прилетели грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками жаворонки». Ребенок должен расставить картинки по порядку и рассказать, кто за кем прилетел (повторяем 2—3 раза, задание индивидуально для каждого ребенка).
5. Физкультминутка.«Птицы учатся летать», см. занятие № 1.
6. Составление предложения по картине.Выставляется картина «Прилетели пернатые друзья». Дети рассматривают картину. «Какие птицы нарисованы? Где они отдыхают после дальней дороги? — Грачи сидят на дереве (на верхних ветках). Ласточки отдыхают под крышей сарая. Скворцы выглядывают из скворечника. Жаворонок кружит в небе. Грач собирает веточки у кустов».
7. «Посчитаем птиц. Сколько на картине грачей, ласточек, скворцов?..» Дети считают, определяют, кого больше, кого больше всех.
8. Развитие памяти.Заучивание скороговорки.
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу.
Прививку делать нам пора. Для укрепления пера».
9. Итог занятия. «Назвать птенцов птиц».
НАША АРМИЯ