Конспект 10 «Где спит медведь?»

Цель: учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну.

Ход прогулки

Дети вышли на прогулку в холодный, ветреный, пасмурный день. Воспитатель говорит: «Умелые руки не знают скуки! И правильно, скучать некогда. Нужно построить лабиринт, чтобы было всем инте­реснее играть».

Лабиринт можно быстро соорудить в отдаленном тихом уголке участ­ка. Воспитатель прокладывает дорожки. Дети очищают их лопатками, движками, сбрасывают снег на валы. Затем украшают снежные валы по­верху и по склонам красочными шнурами, лентами, разноцветными льдинками. По окончании работы дети ставят инвентарь на место. Педагог говорит: «Кончил дело - гуляй смело!»

Малыши начинают свободно играть - бегать по лабиринту, догонять друг друга.

Но вот педагог подзывает к себе детей и таинственно спрашивает: «Что за сугроб такой огромный вырос в самом дальнем уголке участка под елкой? Никто не знает? Давайте потихоньку подойдем и осторожно поглядим на него».

Подойдя к елке, взрослый читает стихотворение И. Токмаковой «Как на горке - снег, снег...» Дети удивлены, смотрят на сугроб. Воспитатель напоминает: «Когда была осень, кругом падали красивые разноцветные листья - был листопад. Мы с вами бродили по листьям, вслушивались, как они шуршат под ногами. Потом собрали листья, отнесли сюда, ­здесь мишка облюбовал себе место для сна. Мы помогали строить ему дом. Кто помнит, как называется дом медведя? Берлога. Где спит зимой медведь? Правильно, в берлоге». Педагог еще раз читает стихотворение и спрашивает: «А почему нельзя шуметь? А когда вы спите, можно шу­меть? А вы не шумите, когда дома бабушка или дедушка спит? Молодцы, нужно заботиться обо всех, кто хочет спать, - пусть спит, отдыхает, сил набирается. И медведь в берлоге спит всю зиму. Проснется сильным, от­дохнувшим».

Затем педагог подводит детей к муляжам зверей, расставленным по участку (кроме медведя - он спит); рассказывает: «Холодно и голодно зимой зверушкам в лесу. Земля покрыта снегом: не растет трава, нет гри­бов и ягод. На снегу не растет морковка и капуста для зайчика. Рыщут по лесу волки (дети показывают), бегают лисицы (дети показывают), скачут зайцы (дети скачут зайцами) - все ищут добычу. А кругом толь­ко белый снег да трескучий мороз. Один медведь умный залег в своей теплой берлоге и спит. Ему не страшны ни мороз, ни вьюга. Спит себе всю зиму!»

Возвращаясь с детьми к веранде, воспитатель предлагает желающим вылепить из снега комнату для кукол. Если дети не хотят, то можно вспомнить сказку «Три медведя» и по ее сюжету развернуть постройку столовой.

Во время совместных действий педагог уточняет: чей стул построили? у кого стул больше: у Михаила Потаповича или Елизаветы Петровны? у кого самое маленькое креслице?

Дети сами ставят на стол чашки, ложки разной величины, охотно де­лятся своими знаниями с окружающими.

Можно сразу же сделать и спальню для всей медвежьей семьи, если есть желание и интерес у детей, а можно продолжить строительство на следующий день.

Дети заканчивают постройку, показывают ее своим куклам, и все дружно идут кататься с горки, катать на санках кукол.

В конце прогулки проводится игра «Мыши водят хоровод».

Весна

Конспект 1 «Солнышко пригревает»

Цель:дать детям первые представления о ранней весне.

Ход прогулки

Дети вышли на прогулку. Педагог обращается к ним: «Посмотрите, как у нас сегодня красиво. Солнышко улыбается, все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огоньками: желтыми, красными, зелеными. А под­нимите снег на лопатке - он тяжелый, мокрый. Это солнце постаралось, пригрело так, что снег потихоньку начал таять. Значит, скоро весна при­дет. Солнце греет все сильнее. Пощупайте скамейку, теплая? А теперь свою шубку? (Рукав темной шубы?) А теперь ствол дерева. Теплый? Сол­нышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет».

Воспитатель обращает внимание детей на синее-синее небо, на белые легкие облачка, которые медленно плывут, не торопятся, любуются свер­ху на детишек Весна идет!

Все вместе подходят к зданию детского сада, останавливаются у окна. Воспитатель говорит: «Посмотрите. С подоконника свешиваются сосуль­ки». Дети отмечают, какие они. Педагог уточняет: длинная, короткая, тол­стая, тонкая. «Видите, солнышко пригревает и сосульки тают, поют свою песенку: кап-кап! (подставляет пустое ведро, чтобы было лучше слышно). Поют сосульки песенку, зовут весну». Сбив несколько сосулек лопаткой, можно разрешить детям подержать их в ладошке.

Педагог предлагает: «Давайте очистим дорожку от снега, чтобы было, где бегать, играть». Все берут лопатки, движки и вместе с воспитателем расчищают дорожку, затем относят инвентарь на место, начинают игру.

Спустя некоторое время проводится подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!»

Конспект 2 «Где, чей дом?»

Цель:закреплять представления детей о весне; показать почки и первые весенние листья; уточнить названия разных домов.

Ход прогулки

Дети пришли на прогулку в парк. Воспитатель рассказывает детям, что наступила весна, солнышко пригревает, посылает на землю свои веселые теплые лучи. Он наклоняет ветку куста с крупными почками: «Это домик листика, называется почка. Лучик стучится в домик: "Эй, листик! Хватит спать, просыпайся! Весна пришла, тепло принесла!" Услыхал листик, выглянул - и впрямь весна! А лучики бегают, спешат, стучатся то в один домик-почку, то в другой!» Как называется домик у листика - вопрос к старшим детям.

Если есть возможность, малыши наблюдают, как дети старших групп вместе со взрослым закрепляют на дереве скворечник - домик для сквор­ца: «Живи тут, скворец, пой песни, радуй всех».

Педагог рассказывает: «Увидели это вороны, закаркали громко-гром­ко: "Что же мы сидим, на небо глядим? Ведь весна на дворе, пора и нам до­ма себе делать - гнезда вить". Стали они гнезда вить из веточек, из пало­чек, из перышек. Стараются вороны. Вот какие большие гнезда получились, высоко на дереве, чтобы никто не достал (показывает)». Все вместе повторяют, как называется дом скворца, дом вороны.

Воспитатель продолжает рассказ: «А лучики трудятся, пригревают, везде поспевают, никого не пропускают. Добрались лучи и до берлоги медведя. Стучат-стучат, а медведь спит крепко-крепко и ничего не слышит. Что де­лать? Как быть? Солнце тогда стало еще сильнее греть, да так, что вместо снега побежали ручьи. Бежали-бежали веселые ручьи и прямо в берлогу за­бежали, где медведь спал. Весь бок ему намочили. Не нравится мишке мок­рым лежать, проснулся он, вылез из берлоги, удивился: тепло, хорошо. "Спа­сибо тебе, доброе солнышко, что про меня не забыло, вовремя разбудило!"».

Педагог читает потешку «Солнышко-колоколнышко», а потом спра­шивает у детей: где спал медведь? Как называется его дом? А как называ­ется дом у птиц? А у листиков? Цветов? А у лисы, у собаки?

Дети переходят к самостоятельным действиям, затем проводится игра «Непослушный козел».

Конспект 3 «Кругом вода!»

Цель: показать детям разнообразные действия с талым снегом.

Ход прогулки

Дети выходят на участок и видят: ярко светит солнце, щебечут пти­цы, журчат кругом ручьи, звенит капель. Педагог читает стихотворение Г. Бойко «Солнышко» И предлагает: «Послушайте, как поет песню вода: кап-кап-кап! А теперь вода поет другую песенку (подставляет пустое ве­дерко под водосточную трубу). С-с-с! (Дети повторяют). А почему так много воды кругом? Снег тает. Это весна пришла, тепло принесла».

По предложению воспитателя дети выкладывают лопаткой снег на ас­фальт, наблюдают, как он быстро превращается в лужицу с ручейками. Потом педагог предлагает посмотреть, что произойдет с льдинкой (вылав­ливает ее из лужицы, выкладывает на асфальт).

Все вместе отмечают: маленькие ручейки, большой ручей. Педагог уточняет, узкий или широкий ручей. Узкий можно перешагнуть. Старшие дети прокапывают канавки, соединяя два узких ручейка в один широкий.

Воспитатель с малышами двигается вдоль широкого ручья, наблюдая за движением воды. Старшие дети устраивают запруды в ручье, наблюда­ют, что получится. Воспитатель предлагает набрать на участке камешки, веточки, палочки. Дети пускают эти предметы по воде, дополнив их шиш­ками, желудями, кусочками ваты, бумажками, корабликами, каждый раз отмечая: тонут или плывут, плывут или застревают.

Затем проводится игра «Два гуся». После игры дети продолжают иг­рать самостоятельно.

Наши рекомендации