Конспект 6 «Что нам осень подарила?»

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о раститель­ном мире; о том, где что растет.

Ход прогулки

В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Воспитатель предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, по­смотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, лас­ково солнышко улыбается - это все нам осень подарила. А теперь по­смотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласко­вое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка - все нам по­дарила осень».

Затем педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Дети хо­дят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья, красивые цветы - все нам подарила осень.

Взрослый ведет детей к огородным грядкам, затем к фруктовым деревь­ям и к кустам малины. Малыши сами вспоминают, где какой урожай они помогали собирать, уточняют, где что растет.

Дети подводят итоги: «И овощи, и фрукты, и ягоды - все это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!».

Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинках. Все это сгружается в укромное местечко, где­ - нибудь под елкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть.

Воспитатель сажает возле «берлоги» большого игрушечного медведя. Проводится игра «У медведя во бору».

Конспект 7 «Ласковый щенок Тишка»

Цель: познакомить детей с частями тела щенка, их названием; уточнить, как называют маму щенка.

Ход прогулки

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Минут через 20 воспита­тель незаметно выносит щенка (можно взять мягкую игрушку, а не живого щенка) и ставит его на дорожку участка. Дети замечают его, радуются. Педагог уточняет: «В гости пришел», берет на руки, предлагает погладить. Все дружно решают, кто у щенка мама. Рассматривают его шерстку, назы­вают части тела, дают имя - Тишка. «Ласковый, не рычит на нас! Знает, мы добрые люди», - уверенно говорят малыши.

Воспитатель напоминает детям, что гостей всегда угощают. Все вместе подходят к кухне, просят дать щенку угощение. Повар выносит конфетку и кусочек вареного мяса. Педагог спрашивает у детей, чем угостить Тиш­ку. Дети молчат. Взрослый приходит на помощь: «А мы сейчас посмотрим, что выберет Тишка!» Все благодарят повара, идут на веранду и наблюда­ют, как щенок ест мясо. «Острые зубы! - уточняет взрослый. – Немного подрастет и будет грызть кости».

Когда Тишка доест мясо, воспитатель предлагает: «Давайте отнесем малыша маме-собаке, а то она волнуется, почему щенок так долго не воз­вращается домой». Все отправляются к собаке, отпускают щенка, наблю­дают, как мама-собака ласкает сыночка: лижет его, умывает, расчесывает. «Щенок маленький, он еще не умеет лаять, только скулит от радости», ­объясняет взрослый. Все слушают, как щенок скулит.

Затем дети возвращаются на участок и играют самостоятельно, а в кон­це прогулки проводится подвижная игра «Раздувайся, мой шар!».

Конспект 8 «Поход в лес (парк)»

Цель:уточнить названия: дерево, куст; познакомить детей с поня­тиями: гладкий, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий.

Ход прогулки

Педагог говорит, что сегодня все пойдут в лес (парк). Дети берут ведерки и корзинки. На опушке леса педагог обращает их внимание на деревья, кус­ты и показывает ствол, ветви, листья: «У деревьев стволы тонкие и толстые».

Дети начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы в лесу!», пря­таться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».

Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлага­ет принести палочки, кому какая нравится. Все рассматривают палочки, старшие дети с помощью педагога считают до двух, определяют: длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа палочка.

Воспитатель подводит детей к месту, где можно набрать шишки и же­луди. Дети обращают внимание на шляпку желудя и определяют, малень­кая она или большая. Воспитатель просит их определить, какая из двух шишек (камней) тяжелее.

Затем отбирает несколько камешков, желудей, шишек, просит пощу­пать предметы и назвать те, у кого гладкая поверхность. Педагог, держа на ладони две веточки, предлагает кому-нибудь из детей: «Возьми тонкую веточку, возьми длинную, затем толстую, короткую». Предлагает сложить ладошки лодочкой: «Угадай, что я тебе в ладошки положила: шишку или желудь? Палочку или травинку?».

Если есть возможность, можно постоять у ручейка, послушать, как журчит вода. Понаблюдать, как она быстро бежит - торопится. Это осо­бенно заметно, если бросить в воду листик Предложить детям имитиро­вать звук «Ж» - песенку ручья.

Вернувшись на участок, можно разложить собранный природный ма­териал по коробочкам, а впоследствии выложить из него всевозможные фигурки по контуру на песке.

В конце прогулки проводится игра «Поедем в лес».

Конспект 9 «хмурая осень»

Цель: познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени; уточнить названия и назначение предметов одеж­ды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.

Ход прогулки

Собираясь на прогулку, воспитатель обращает внимание детей на их одежду. Дети объясняют, зачем они надели плащи, пальто, резино­вые сапоги, перчатки. Воспитатель конкретизирует: холодно на улице, поэтому и одеваемся, потеплей. А почему у всех сапоги, дети могут рас­сказать сами.

На улице детей встречает холодный осенний дождь. Все быстро пере­бегают по дорожкам на веранду и начинают наблюдать. Воспитатель предлагает перечислить предметы, которые стали мокрыми от дождя, об­ратить внимание на то, что нет птиц. Дети высказываются: «У них нет ре­зиновых сапог, нет зонтов! Вот все и спрятались».

Дети обращают внимание на спешащих редких прохожих с зонтами: «Никому не хочется замерзнуть, промокнуть, поэтому и спешат все». Де­ти отмечают разнообразное художественное оформление зонтов, каждый высказывается, какой зонт ему понравился, а педагог уточняет: «Зонты красивые и разноцветные, для того чтобы людям не было скучно в этот хмурый осенний денек».

Педагог спрашивает: «Что значит "хмурый день"?» и побуждает детей высказываться, весело ли смотреть на серое небо, когда тучи закрыли солнце, радостно ли смотреть на голые мокрые кусты, которые раскачива­ет ветер, срывая последние листья.

Затем все прислушиваются, как дождь барабанит по крыше веранды: тук-тук-тук! (Дети повторяют песню осеннего дождя.) Воспитатель чита­ет стихотворение А. Плещеева «скучная картина».

Дети прислушиваются к завыванию холодного ветра, вторят ему: «В-в-в!» Педагог уточняет: «Сердитый ветер - воет. Злой осенний ветер срывает последние листья, всех разгоняет».

Педагог подводит итог: ничего нет радостного, когда серое небо все по­крыто тучами, солнышка не видно, когда ветер воет, дождь идет; это все ­хмурый осенний день. Затем читает начало стихотворения А. Плещеева «Осенью».

Под навесом (на веранде) проводится игра «Птички и дождик». Мож­но организовать рисование палочками на мокром песке: нарисовал дом ­- хочешь, рисуй дальше, а хочешь, выкладывай его по контуру камешками, ракушками и пр.

Конспект 10 «Автомобиль»

Цель: уточнить представление детей о легковом автомобиле; его основных частях.

Ход прогулки

У обочин тротуаров, у домов стоят вереницей легковые автомобили. Можно остановиться у любого из них и понаблюдать. Педагог и дети обходят вокруг машины: определяют цвет, считают колеса. Если сзади есть запасное колесо, взрослый объясняет, зачем оно. Потом пересчи­тывают фары машины. С помощью воспитателя дети объясняют: «Фа­ры - глаза! Они ночью освещают дорогу, чтобы машина видела, куда едет!» Педагог конкретизирует: «Фары помогают шоферу правильно вести машину» и рассказывает детям, какие колеса и фары передние, какие - задние.

Затем пересчитывают дверцы с обеих сторон, вспоминают, что при входе в дом всего одна дверь, а здесь несколько. Почему? Взрослый не спешит с объяснениями. Предложив заглянуть внутрь, поясняет: «Са­лон. В салоне сидят шофер и пассажиры, которые едут в машине». Дети отвечают на вопросы: где сидит шофер, как он управляет машиной. Педагог добавляет: «Шофер внимательно смотрит на дорогу, чтобы не столкнуться с другой машиной, чтобы не произошла авария. Через лобо­вое стекло он видит, что впереди, а направо и налево ему помогают смо­треть зеркала. И шофер, и пассажиры обязательно должны пристеги­ваться ремнями безопасности - это твердое правило. Если все будут выполнять его - не попадут в беду».

После такого детального ознакомления с машиной воспитатель помо­гает старшим детям включиться в игру. Каждый выбирает цвет автомо­биля. Саше нравится красный, Жене - синий. Нужно дождаться, когда на дороге появится первый автомобиль, и посмотреть, какого цвета он будет. Появится синий автомобиль - выиграет Женя и т. д. Теперь все внима­тельно смотрят на дорогу, ожидая, автомобиль, какого цвета появится пер­вым, кто выиграет.

Старшие дети могут играть по-другому: считать, кто быстрее наберет определенное количество «своих» машин: у Марины три красных автомо­биля проехало, а у Андрюши - два синих. «Женя, сколько твоих белых машин уже пробежало?» - спрашивают все у малыша.

Дети возвращаются на участок и играют самостоятельно. В конце про­гулки организуется подвижная игра «Вышли дети в садик».

Зима

Конспект 1 «Зима холодная»

Цель: формировать у детей первые связные представления об этом времени года.

Ход прогулки

Во время сборов на прогулку воспитатель говорит детям: «Обратите внимание на свою одежду. Мы все тепло одеваемся, потому что на улице очень холодно, морозно, зима. Лене я завяжу поясок потуже, чтобы хо­лодный ветер не поддувал, мороз не забирался под шубу. Все оделись? Дима, посмотри, надеты ли варежки у Юли? Мы сегодня возьмем с собой кукол, у них тоже теплая одежда».

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на одежду прохожих: «Видите? Дедушка идет в валенках и меховой шапке. Он одел­ся потеплей, чтобы мороз его не захолодил. Вот она какая, зимушка-зима, стужа лютая! А вот мальчик бежит, подпрыгивает, чтобы холодно не было. Птицы попрятались от холода. Никого не видно, всех разогнала зима хо­лодная. Только один ветер гуляет. Послушайте, как он поет: "В-в-в! В-в-в!" Повторите, как поет-завывает сердитый зимний ветер».

Педагог просит проверить, какой сегодня снег. Дети берут лопатки, на­бирают снег, подбрасывают его. Снег разлетается легким облачком. Вос­питатель уточняет: «Сыпучий». Лепить нельзя - решают все и договари­ваются делать снежную горку для кукол.

Все подходят к снежному валу и решают, где лучше соорудить горку: далеко или близко от веранды, выше или ниже снежного вала - и начина­ют «работать».

Воспитатель вырубает из снега горку (высота 40-60 см). Дети помога­ют: подчищают края, отгребают снег, подравнивают скат. Куклы сидят тут же, «наблюдают» за работой детей, радуются.

Как только постройка завершена, все относят инвентарь на место, со­брав ведерки, лопатки, отряхнув их от снега. Кто-то начинает катать ку­кол с горки, кто-то украшает ее края цветными льдинками (узоры, цветы) вместе со взрослым. Педагог следит, чтобы дети, катая кукол, соблюдали очередность, уступали друг другу.

Увидев, что интерес детей к игре ослабевает, воспитатель организует подвижную игру «Дед Мороз!». После игры дети опять переходят к само­стоятельной деятельности.

Конспект 2 «Снегопад»

Цель: познакомить детей с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки

Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» ­сообщают они воспитателю. «Правильно! - говорит воспитатель. – Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на до­рожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снего­пад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кру­жатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежин­ка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно ос­матривают себя: «A мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» - говорит педагог и предлагает посмот­реть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка - подуть на нее. «Летит? Пусть летит даль­ше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что произой­дет со снежинкой. Объясняет: «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Вот какая звездочка-малютка»;

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони), взрослый читает стихотворение З. Рождественской «Звездочка-малютка», повторив дважды его концовку:

Села и растаяла на моей ладошке.

Дети повторяют: «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездоч­ка». «A какого она цвета? - спрашивает педагог. - А у кого шубка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки-пушинки! Катюша, Коля, Мариша - вот сколько снежинок! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки-пушинки полетают!»

После этого взрослый говорит: «Какой снегопад! Много снега навали­ло, все засыпало кругом. Старается зимушка-зима, укутывает снегом кус­ты, на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?» Де­ти говорят: зима белого цвета.

Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снег кружит­ся», а затем переходят к самостоятельной деятельности.

Спустя некоторое время педагог предлагает желающим расчистить площадку перед верандой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки или движки и вместе со взрослыми убирают снег: одни сдвигают снег к снежному валу, другие бросают его наверх (педагог показывает действия). Затем по желанию можно подмести площадку.

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом укра­шать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, выкладывая по склону узоры из разно­цветных льдинок. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку на­встречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на ру­ку упала и пропала. Что это такое? Угадали?»

Прогулка продолжается.

Конспект 3 «Птицы зимой»

Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела.

Ход прогулки

Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зи­мующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червяч­ков, только люди могут помочь - покормить их.

Дети повторяют за взрослым: «Здравствуйте, птички-невелички! Вы пожаловали к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!» Педагог предлагает им посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рас­сыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и пона­блюдать.

Воспитатель спрашивает: «Кто такой храбрый? Кто первым прилетел? Конечно, воробей: прыгает, клюет. Вот и еще воробьи прилетели. Чем они клюют зернышки? Клювом, не носом. Клюв острый. Клюнут и на новое место перелетают стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают? Рады, что мы их угощаем, наверное, благодарят нас. Вот и другие птицы прилетели».

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше - у голубяили воробья.

Птицы пугливые. Чуть что - вспорхнут и улетят. Воспитатель гово­рит: «Hac не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Ска­жите им, ребята».

А вот и шум-гам начался - это воробьи из-за крошек подрались. Ка­кие драчуны! Расшумелись и все улетели. Воспитатель обращается к де­тям, предлагает им найти на участке разных птиц (муляжи). Дети рас­сматривают ворону, сороку, отмечают их оперение, показывают клюв, хвост, лапки, крылья.

Если есть возможность, можно рассмотреть следы птичьих лапок на снегу, где кормились птицы. Большие следы - голубей, маленькие - воробьев. Дети имитируют движения птиц, их голоса. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,

«Kap! Kap!» - кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй, не робей!

Кто это?

Дети отвечают, кто чирикает, кто гулит, кто каркает.

Воспитатель предлагает детям соорудить для птиц кормушку, что­бы каждый день насыпать в нее корм, заботиться о птицах: «Кто хочет помочь?»

Все дружно берут лопаты, идут в тихий уголок участка и вместе с вос­питателем вырубают из снега куб. Педагог учит детей правильно держать лопатки, когда все вместе отбрасывают в сторону снег, подчищают края кормушки. Дети наблюдают за его действиями, слушают объяснения: «Чтобы крошки ветер не унес, нужно сделать бортик, вот так!» После за­вершения постройки все относят лопатки на место. Воспитатель предла­гает поиграть в игру «Собачка и воробьи».

После игры дети переходят к самостоятельной деятельности, а у пе­дагога появляется возможность позаниматься с отдельными детьми, закрепляя их знания о частях тела птицы. Можно повторить детям за­гадки о птицах.

Наши рекомендации