Лекция №2. Основы теории турбомашин
Принцип действия турбомашин
Применяемые в горной промышленности турбомашины:насосы, предназначенные для откачки и подачи воды; вентиляторы, осуществляющие вентиляцию горных выработок; турбокомпрессоры, вырабатывающие сжатый воздух, характеризуются единым принципом работы.
В зависимости от направления потоков жидкости относительно оси вращения рабочего колеса они бывают центробежными, осевыми и меридиональными (диагональными). В горной промышленности последняя группа турбомашин имеет ограниченное применение. Осевые турбомашины используются на горных предприятиях в основном в качестве вентиляторов.
Рисунок 1. Центробежная турбомашина с односторонним всасыванием
1 - подводящие устройство, 2 - рабочие колеса, 3 - лопатки рабочего колеса, 4 - отводящие устройство, 5 - вал, 6 - диффузор
Центробежная турбомашина - состоит из рабочего колеса с лопатками, закрепленного на валу, подводящего устройства, спирального улиткообразного отводящего устройства и диффузора.
Поток жидкости подводится к рабочему колесу в осевом направлении и при входе в последнее изменяет свое направление и в межлопаточных каналах колеса движется уже в радиальном направлении, перемещаясь вдоль лопаток от входа в колесо к выходу из него. Центробежная турбомашина может иметь рабочее колесо одностороннего всасывания, т. е. с подводом жидкости к колесу с одной стороны, и с двусторонним всасыванием, т. е. с двусторонним подводом жидкости, для увеличения производительности (подачи).
Рисунок 2. Осевая турбомашина
1 - втулка рабочего колеса, 2 - лопатки, 3 -вал, 4 - коллектор, 5 - передний обтекатель, 6 - цилиндрический кожух, 7 - спрямляющий аппарат, 8 – диффузор
Осевая турбомашина - состоит из рабочего колеса с лопатками, вала, кожухас входным устройством (коллектором), переднего обтекателя, выходного устройства — спрямляющего аппаратаи диффузора. Спрямляющий аппарат, устанавливаемый за рабочим колесом, служит для раскручивания потока жидкости, выходящего из колеса закрученным. От осевой турбомашины поток жидкости подводится к рабочему колесу и отводится от него в осевом направлении. Рабочее колесо турбомашины, являясь основным ее элементом, получает от двигателя энергию и передает ее посредством лопаток потоку жидкости, увеличивая при этом ее давление (напор).
Лопатка рабочего колеса представляет собой крыло — слегка изогнутое, удобно обтекаемое тело с закругленной набегающей на поток частью и заостренным концом, а рабочее колесо — решетку из таких совместно работающих крыльев. Конструкции лопаток центробежных и осевых турбомашин имеют существенные отличия. Для уменьшения завихрений потока жидкости при входе и безударного входа в рабочее колесо перед ним у осевых турбомашин устанавливается специальный обтекатель, у центробежных обтекатель выполняется заодно с рабочим колесом.
Подводящее устройство (подвод) обеспечивает подвод жидкости к рабочему колесу с равномерным, по возможности, полем скоростей потока по его сечению.
Назначение отводящего устройства (отвода) — собрать поток, выходящий из рабочего колеса с большой скоростью, преобразовать его кинетическую энергию в потенциальную энергию давления и отвести жидкость к нагнетательному патрубку или следующему рабочему колесу. В отводе осевых машин также может происходить частичное или полное раскручивание потока, закрученного рабочим колесом. Поток в отводе в связи с плавным расширением имеет диффузорный характер течения, т. е. скорость жидкости уменьшается, а давление возрастает. При наличии за отводящим устройством диффузора в последнем происходит дальнейшее снижение скорости потока и преобразование кинетической энергии его движения в потенциальную энергию (статическое давление).
Необходимо отметить, что приращение удельной энергии потока происходит только в рабочем колесе, в остальных элементах — преобразование энергии и уменьшение полного напора вследствие потерь энергии на преодоление сопротивлений.
Совокупность каналов для движения потока жидкости в подводящем устройстве, рабочем колесе и отводящем устройстве называется проточной частью (полостью) гидравлической машины.