Безопасность детей на дороге
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НЕЙ
Санкт-Петебург, 2003
ПРОГРАММА РЕКОМЕНДОВАНА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ 10-11 КЛАССОВ
ЕСТЬ ЗАКОН ОБ ОБУЧЕНИИ, НО НЕТ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» обучение детей Правилам и безопасности дорожного движения должны осуществлять школы и другие образовательные учреждения. Однако Министерство образования РФ и региональные органы управления, а вслед за ними и школы упорно не признают жизненно важной необходимости исполнять Законы.
Школы, не желающие обучать детей, прикрываются несостоятельными причинами формального характера. Одна из таких причин - отсутствие единой обязательной государственной программы по ПДЦ для школ, предусмотренной тем же Законом.
Однако руководители школ, которые хорошо осознают важность проблемы безопасности детей на дороге, находят возможности для преподавания ПДЦ, находят для этого и необходимые учебные часы, отсутствием которых чаще всего прикрываются те, кто не желает организовывать обучение детей.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОГРАММА
Реальная ситуация такова, что учащиеся, обучающиеся в одной и той же школе и даже в одном и том же классе, очень часто имеют неодинаковую подготовку по ПДЦ, а некоторые даже не имеют ее вовсе.
Необходимо отметить, что правильнее было бы обучать детей по программе, обязательной для всех классов с 1-го по 9-й, рассчитанной для каждого класса в отдельности. При этом программа должна отражать в полной мере требования действующих Правил дорожного движения и меры по их обеспечению непосредственно на дороге. Расчет учебных часов должен быть произведен по единственно возможному принципу - по принципу разумной достаточности, а не по остаточному или другому произвольному принципу.
Минимальное количество учебных часов, предлагаемое для программы «Безопасность детей на дороге», - 10. Но это не расчетное (реально необходимое), а реально исполнимое для каждой школы и для каждого класса количество часов.
Любое возможное увеличение количества учебных часов, безусловно, очень желательно и весьма полезно.
Компенсировать, в определенной мере, недостаток в учебных часах можно и другим путем. Для этого можно использовать, в дополнение к обучению по программе «Безопасность детей на дороге», Обучающий минимум по Правилам дорожного движения «Пешеход на дороге», разработанный Центром безопасности «Автоград». Суть Обучающего минимума заключается в проведении ежедневных 3- и 5-минутных занятий, проводимых в конце каждого учебного дня за счет времени последнего урока или дополнительного времени.
Обучающий минимум представляет собой перечень вопросов с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями пешехода на дороге и в основном соответствует настоящей программе.
Проведение блиц-занятий доступно каждому учителю. Их цели и метод подробно изложены в методических рекомендациях Обучающего минимума*.
Для достижения наибольшей результативности обучения Правилам и безопасности дорожного движения методика преподавания должна основываться на следующих принципах:
4. обязательное обучение всехшкольников;
5. строго регулярное обучение;
6. учет возрастныхи психофизических особенностей учащихся;
7. творческий подход к изложению учебного материала с учетом кон
кретных местных условий дорожного движения;
8. систематическая проверка знаний, умений и навыков учащихся (в том числе игры, соревнования, конкурсы и т.п., проводимые вне учебных часов программы).
ЭТО НАДО ЗНАТЬ
Примерно 75% всех ДТП с участием детей происходит в результате повторяющихся одних и тех же ошибочных действий. Это прежде всего:
• Переход через проезжую часть вне мест, установленных для перехода дороги (35 - 40%);
• Выход на проезжую часть дороги из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору (25 - 30%);
• Нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, роли
ковых коньках, скейтбордах и т.п. (10 -15%);
• Неподчинение сигналам светофора и регулировщика (5-10%);
• Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5%).
Как видно из приведенных данных, от 65 до 80% ДТП связаны с неправильным переходом проезжей части и наездом транспортных средств на детей-пешеходов. Многие из них или погибают или получают ранения с тяжелыми последствиями. В числе многих других видов травматизма
именно дорожно-транспортный травматизм среди пешеходов носит особо тяжкий характер, ведь пешеход не имеет даже такой защиты, как корпус автомобиля, который имеют пассажиры и водители.
Детям недостаточно привить необходимые знания, умения и навыки безопасного поведения на дороге. Надо еще суметь воспитать у них привычку и потребность не пренебрегать приобретенным потенциалом, а осознанно реализовывать его в обстановке дорожного движения. Среди детей, пострадавших на дороге, есть и немало таких, которые знали, как следовало вести себя в сложившейся дорожной ситуации, но нарушили требования Правил.
Воспитание дисциплинированного поведения на дороге является неотъемлемой частью обучения детей Правилам дорожного движения.
Но, говоря о воспитании пешехода, нельзя иметь в виду только требования по выполнению обязанностей, записанных в Правилах дорожного движения, как бы важны они ни были.
Во всем мире, особенно в тех странах, где культура дорожного движения находится на самом высоком уровне, пешеходам предоставлены и охраняются права, которые приравниваются к одним из основных прав человека. Это права на пешее передвижение.
В 1963 году была образована Международная федерация пешеходов. Она не только провозгласила право людей на пешее передвижение, но и поставила своей целью защиту безопасности людей, находящихся на дороге вне транспорта.
Особое внимание в хартии уделено трем наиболее уязвимым категориям: детям, женщинам и людям пожилого возраста.
В 1988 году Европейский парламент принял разработанную Федерацией Европейскую Хартию о правах пешеходов. Хартия включает в себя положения, реализация которых целесообразна и в России.
Ознакомление детей с сутью и смыслом положений, входящих в содержание Хартии о правах пешеходов, может сыграть важную роль в воспитании грамотных и цивилизованных участников движения.
В Хартии специальным пунктом выделено положение о том, что каждое государство организует распространение информации о правах пешеходов среди населения и обеспечивает ее доступность для детей начиная со школьного возраста.
Ничего подобного у нас нет. Наш Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» лишь говорит о праве пешеходов получатьинформацию о безопасных условиях движения непосредственно от органов исполнительной власти и от соответствующих должностных лиц. Об обеспечении информацией, о правах пешехода населения и о ее доступности для школьников (что крайне важно!) не сказано ничего.
А ведь любые права, в том числе и права пешехода, в данном случае ко многому обязывают. Не потому ли пешеходы, и среди них дети, так часто нарушают свои обязанности, что у них мало прав?