Диагностика и техническое обслуживание систем сигнализации и контрольных приборов
ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ СИГНАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Чебоксары – 2010
Составитель: Смирнов А.Г.
Диагностика и техническое обслуживание систем сигнализации и контрольных приборов / Методические указания к выполнению лабораторной работы. – Чебоксары:2010, - с.
Рассмотрены на заседании кафедры «Автомобили, тракторы и автомобильное хозяйство» и рекомендованы к использованию в учебном процессе
(Протокол № от )
Для студентов, обучающихся по специальностям 190601.65
«Автомобили и автомобильное хозяйство»
Ответственный за выпуск зав. кафедрой В.С.Павлов
Диагностика и техническое обслуживание систем сигнализации и контрольных приборов
Задание:
1. Ознакомиться с указаниями по охране труда.
2. Изучить требования и порядок испытаний внешних световых приборов
3. Изучить методику проведения диагностики и технического обслуживания систем сигнализации и контрольных приборов
4. Произвести замеры и проверки по методике.
5. Составить отчет по выполненной работе и сдать зачеты.
Оборудование, приборы и инструмент:
- Автомобиль ВАЗ 2106.
- Прибор для регулировки фар ОП
- Набор инструментов
Литература:
1. Сарбаев В.И., Селиванов С.С., Коноплев В.Н., Демин Ю.Н. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: механизация и экологическая безопасность производственных процессов/ серия «Учебники, учебные пособия», - Ростов н/Д: «Феникс», 2004 – 448с.
2. Электрооборудование автомобилей ВАЗ 2106 и их модификаций. Устройство и ремонт / М.: «Издательский Дом Третий Рим», 1999.- 56с., табл., и ил.
Указания по охране труда
1.1.Перед выполнением работ изучить руководство по выполнению работ.
1.2. Проверить комплектность прибора и соединительных элементов.
1.3. Работы выполняются на чистом автомобиле с заглушенным двигателем
1.4. Проверить осмотром общее состояние автомобиля.
1.5. Перед выполнением работы необходимо:
- проверить исправность стояночной тормозной системы и включить ее;
- установить переключатель передач в нейтральное положение;
1.6. Убедиться в исправности системы электроснабжения автомобиля.
1.8. Обеспечить свободное передвижение измерительного прибора ОП перед автомобилем
1.8. К работе допускается персонал, изучивший эксплуатационную документацию, прошедший соответствующий инструктаж.
1.9. После завершения работ необходимо убрать рабочее место.
Цель работы: приобретение навыков проведения диагностики и ТО систем сигнализации к контрольных приборов автомобиля.
Требования и порядок испытаний внешних световых приборов
Фары типов С (НС) и CR (HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, указанные в табл. 1.
Таблица 1 - Параметры для проверки светового потока фар
Высота установки фары (по центру рассеивателей), м | Угол наклона светового пучка в вертикальной плоскости, у | Расстояние от проекции центра фары до светотеневой границы пучка по экрану (мм), удаленному на | |
5 м | 10 м | ||
До 600 | 34' | ||
Св. 600 до 700 | 45' | ||
" 700 " 800 | 52' | ||
" 800 " 900 | 60' | ||
"900 " 1000 | 69' | ||
"1000 "1200 | 75' | ||
"1200 "1600 | 100' |
При этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета (рис. 1).
Рис. 1.Схема определения направления светового потока фар
1 - ось отсчета; 2 - левая часть светотеневой границы; 3 - правая часть светотеневой границы; 4 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 5 - плоскость, параллельная плоскости рабочей площадки; у - угол наклона
На автотранспортных средствах, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке автотранспортного средства должно быть приведено в соответствующее загрузке положение.
Сила света каждой из фар типа С (НС) и CR (HCR) в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть: <750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы; >1600 кд в направлении 52' вниз от положения левой части светотеневой границы.
Фары типа R (HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0—34' вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.
Сила света фар типов CR (HCR) в режиме «дальний свет» должна измеряться в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы режима «ближний свет» в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
Сила света фар типов R (HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка.
Сила света всех фар типов R (HR) и CR (HCR), расположенных на одной стороне автотранспортного средства, в режиме «дальний свет» не должна быть меньше 10000кд.
Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:
<625 кд — в направлении 3° вверх от положения верхней светотеневой границы;
>1000 кд — в направлении 3° вниз от положения верхней светотеневой границы.
Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях.
Таблица 2- Сила света светосигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета
Наименование огня Л | Сила света, кд | |||||||
не менее | не более | |||||||
Габаритные огни (в том числе верхние) | Передние | |||||||
Задние | ||||||||
Сигналы торможения | С одним уровнем | |||||||
С двумя уровнями | днем ночью | 20 5 | 520 80 | |||||
Указатели поворота | Передние | |||||||
Задние | С одним уровнем | |||||||
С двумя уровнями | днем ночью | 40 10 | 400 100 | |||||
Сила света парных (передних или задних) фонарей автотранспортного средства одного функционального назначения не должна отличаться более чем в два раза (табл. 2).
Габаритные огни и опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.
Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на соответствующие органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.
Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода.
Указатели поворотов и боковые повторители указателей должны работать в проблесковом режиме со следующими параметрами:
частота следования проблесков должна находиться в пределах 90±30 проблесков в минуту (1,5±0,5) Гц; время от момента включения указателей поворотов до появления первого проблеска не должно превышать 1,2 с;
соотношение длительности горения источника света ко времени цикла должно находиться в пределах 30—75%.
Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота и боковых повторителей в проблесковом режиме.
Фонарь освещения номерного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями.
Проверка внешних световых приборов должна проводиться при соблюдении следующих условий:
Проверку внешних световых приборов необходимо проводить при неработающем двигателе на специальном посту,включающем рабочую площадку, плоский экран с матовым покрытием, люксметр с фотоприемником (защищенным от посторонних засветок) и приспособление, ориентирующее взаимное расположение автотранспортного средства и экрана.
Нормативы должны обеспечиваться: для легковых автомобилей при нагрузке массой (70±20) кг (человек или груз) на заднем сиденье, для остальных автотранспортных средств без загрузки.
Рабочая площадка должна быть таких размеров, чтобы при расположении на ней автотранспортного средства расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном по оси отсчета было не менее 5 м; неровности рабочей площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.
Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть 90±3°.
Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку автотранспортного средства таким образом, чтобы ось отсчета светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендикулярной плоскостям экрана рабочей площадки с погрешностью не более ±0,5°.
Диаметр входного отверстия объектива должен быть не менее габаритов фары.
Фары.
3.1.1. Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Не горят отдельные лампы
Причина не исправности | Метод устранения |
Перегорели предохранители | Проверить и заменить |
Перегорели нити ламп | Заменить лампы |
Повреждение проводов, окисление их наконечников или ослабление соединений проводов | Проверить, заменить поврежденные провода, зачистить наконечники |
Не переключается ближний и дальний свет фар
Причина не исправности | Метод устранения |
Окисление контактов переключателя света фар | Заменить трехрычажный переключатель |
Неисправно реле дальнего или ближнего света фар | Проверить и заменить реле |
Не фиксируется рычаг переключателя света фар
Причина не исправности | Метод устранения |
Выскакивание шарика фиксатора рычага | Заменить трехрычажный переключатель |
Разрушение гнезд фиксаторов рычага | Заменить трехрычажный переключатель |
Не переключается рычаг переключения света фар
Причина не исправности | Метод устранения |
Заедание шарика фиксатора рычага | Заменить трехрычажный переключатель |
Регулировка света фар.
Направление световых пучков фар должно быть таким, чтобы дорога перед автомобилем была хорошо освещена, а водители встречного транспорта не ослеплялись при включения ближнего света фар.
Регулируются фары вращением винтов, указанных в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, которые поворачивают оптический элемент в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Удобнее всего регулировать фары с помощью передвижных оптических приборов; Если их нет, то регулировку можно проводить с помощью экрана.
Внутренняя панель прибора
Внутри оптического устройства находится панель (Рис.4.)с изображением из 4 горизонтальных линий, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Эти линии обозначены слева цифрами, соответственно 1,2,3 и 4. Линия 1 нужна для проверки фар ближнего света автомашин и мотоциклов; линия 2 - для проверки фар противотуманных автомашин; линия 3 - для проверки фар ближнего света грузовиков, автобусов и шарнирных фар; линия 4 - для проверки фар противотуманных грузовиков, автобусов и шарнирных фар.
Рис. 4. Внутренняя панель прибора
Проверка фар ближнего света
- включить фары ближнего света автомобиля. На внутренней панели устройства появится проекция самой фары (рис. 5);
- проверить совпадение этой проекции с соответствующей линией. При необходимости отрегулировать положение фары автомобиля винтами изменения плоскостей оптического элемента фары так, чтобы проекция фары на внутреннюю панель совпала с соответствующей линией.
В настоящее время обычно используются асимметричные фары ближнего света, образующие угол в 15 град. Противотуманные фары - симметричные.
Если на этикетке рядом с фарой указан угол наклона фары при проверке, то надо соблюдать рекомендации фирмы-изготовителя. Например, если указан угол 1,5 % , то, следовательно, проверка фары проводится по линии, расположенной между 1 и 2.
Рис. 5. Проекция на панель одной фары ближнего света
После проверки и регулировки одной фары аналогично проводится проверка и регулировка другой фары.
Проверка фар дальнего света
Фары дальнего света независимые. Фары дальнего света не перекрывают область ближнего света.
Для проверки следует получить яркую проекцию точно по центру внутренней панели, включив фары, дальнего света. Проверить по шкале люксметра
Стрелка на пределе интервала BAD/GOOD - для автомобилей, скорость которых: не превышает 40 км/ч.
Стрелка в середине интервала GOOD - для автомобилей, скорость которых больше 40 км/ч.
Стрелка в интервале HALOGEN - для автомобилей с противотуманными фарами (галогенными). 1.2. Указатели поворота, сигналы торможения и аварийная сигнализация.
Звуковой сигнал.
1.3.1. Возможные неисправности, их причины и методы устранения
Отсутствует звуковой сигнал
Причина не исправности | Метод устранения |
Перегорание предохранителя | Заменить предохранитель |
Испорчен звуковой сигнал | Заменить звуковой сигнал |
Испорчено реле звукового сигнала | Заменить реле |
Заедание выключателя | Устранить заедание |
Окисление контактов | Зачистить контакты |
Сломан лепесток контакта в трехрычажном переключателе | Заменить трехрычажный переключатель |
Уменьшение силы звука или хрип
Причина не исправности | Метод устранения |
Нарушена регулировка звука | Отрегулировать или разобрать и зачистить контакты внутри звукового сигнала |
Приборов автомобиля
Показатели | Результаты замеров | Нормативные значения |
Высота установки фар | мм | |
Фары ближнего света: - снижение левой части СТГ, мм: правая левая - сила света: правая левая - снижение пучка светового потока: правая левая | ||
Фары дальнего света: - сила света: правая левая - снижение пучка светового потока: правая левая | ||
Противотуманные фары: - сила света передняя правая передняя левая задняя правая задняя левая | ||
Габаритные огни: - сила света передняя правая передняя левая задняя правая задняя левая |
Результаты контроля контрольно измерительных приборов привести в текстовой форме в порядке их проведения.
Выводы.
В выводах указать соответствие замеренных параметров автомобиля требованиям эксплуатации. В случае обнаружения неисправностей проанализировать их причины и способы устранения.
ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ СИГНАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Чебоксары – 2010
Составитель: Смирнов А.Г.
Диагностика и техническое обслуживание систем сигнализации и контрольных приборов / Методические указания к выполнению лабораторной работы. – Чебоксары:2010, - с.
Рассмотрены на заседании кафедры «Автомобили, тракторы и автомобильное хозяйство» и рекомендованы к использованию в учебном процессе
(Протокол № от )
Для студентов, обучающихся по специальностям 190601.65
«Автомобили и автомобильное хозяйство»
Ответственный за выпуск зав. кафедрой В.С.Павлов