Построение эпюр грузопотоков
Общие положения
Цель курсовой работы - повышение уровня усвоения теоретического материала курса «Теория транспортных процессов».
Курсовая работа выполняется в соответствии с алгоритмом, блок-схема которого приведена на с. 5.
Блок-схема алгоритма является конкретным планом работы студента и предусматривает следующую последовательность выполнения курсовой работы.
1. Определение номера варианта
Номер варианта на выполнение курсовой работы определяется шифром, который состоит из трех цифр - от 000 до 999 и является последними тремя цифрами номера зачётной книжки.
Исходные данные
Исходными данными для курсовой работы являются:
· корреспонденция грузопотоков (первая цифра шифра);
· номенклатура грузов и объемов перевозок (вторая цифра шифра);
· схема дорожной сети (третья цифра шифра).
Вариант задания по первым двум цифрам шифра выбирается из прил. 1, а по третьей цифре - из прил. 2.
Исходные данные записываются в табл. 1.
Таблица1
Пункты | Род груза | Годовой объём перевозок, тыс.т | Расстояние между пунктами, км | |
Погрузки | Разгрузки | |||
Например, для варианта № 027 заполняем табл.2
Таблица2
Пункты | Род груза | Годовой объём перевозок, тыс.т | Расстояние между пунктами, км | |
Погрузки | Разгрузки | |||
С | А | Грунт | ||
А | Д | Глина | ||
А | Е | Шлак | ||
Д | В | Зола | ||
А | С | Керамзит | ||
С | В | Опилки |
БЛОК – СХЕМА
выполнения курсовой работы
1. Определить номер варианта задания;
2. Выписать исходные данные;
3. Вычертить схему дорожной сети;
4. Составить матрицу грузопотоков;
5. Построить эпюру грузопотоков;
6. Выбрать тару и упаковку;
7. Определить способ погрузки и разгрузки;
8. Выбрать тип подвижного состава;
9. Составить маршруты движения;
10. Рассчитать потребное количество подвижного состава;
11. Рассчитать технико-эксплуатационные показатели;
12. Составить графики движения автомобилей по маршрутам;
13. Построить характеристический график;
14. Определить пути повышения производительности подвижного состава;
15. Оформление курсовой работы;
16. Защита курсовой работы;
Схема дорожной сети
На листе формата А4 вычертить в масштабе схему дорожной сети (третья цифра шифра). Указать расстояние между корреспондирующими пунктами.
Матрица грузопотоков
Грузопоток и объём перевозок показывают с помощью матрицы, имеющий вид (табл. 3);
Таблица 3
Пункт отправления | Пункт назначения | Всего: | |||
А | В | … | Е | ||
А | |||||
В | |||||
… | |||||
Е | |||||
Всего: |
Построение эпюр грузопотоков
На основании данных матрицы, грузопотоки изображаются графически в виде эпюры грузопотоков.
Эпюры грузопотоков строят следующим образом. На оси абсцисс в масштабе откладывают расстояния между пунктами, через которые проходит трасса дороги. Но оси ординат в масштабе откладываютколичество груза, перевозимого между пунктами по направлениям.Количество груза каждого направления откладывают с правой стороны оси абсцисс по ходу движения. При построении грузопотоков вначале откладывают количество груза, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт.
На листе формата 2. (А 4) на вычерченную в масштабе схему дорожной сети нанести грузопотоки между корреспондирующими пунктами с учетом прямого и обратного направления перевозок грузов.
Структура грузопотоков обозначается штриховкой, величина грузопотоков откладывается в масштабе и указывается их значение.
Выбор тары и упаковки
Для каждого груза, принимая во внимание его характерные особенности, выбрать тару и упаковку. Тара должна соответствовать роду и свойствам груза, условиям перевозки, иметь габаритные размеры, кратные размерам поддонов, контейнеров, кузовов.
Согласно ГОСТу 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.
Стандартная упаковка - это упаковка, отвечающая требованиям соответствующих стандартов и (или) технических условий.
Тара классифицируется по различным признакам. В зависимости от назначения различают транспортную тару (образующую самостоятельную транспортную единицу), потребительскую (поступающую к потребителю с продукцией и не выполняющую функцию транспортной тары) и производственную (предназначенную для хранения, перемещения, складирования грузов в производстве и при массе брутто 0,25 т и более). Производственная тара используется как многооборотное средство пакетирования при межзаводских и междуведомственных перевозках.
В зависимости от размеров транспортная тара бывает крупногабаритной (размеры превышают 1200x1000x1200 мм) и малогабаритной (размеры в пределах 1200x1000x1200 мм).
По сфере обращения транспортную таруподразделяют как разовую, возвратную, и многооборотную.
По конструктивному исполнению тара может быть разборной, неразборной, складной, разборно-складной, закрытой, открытой иштабелируемой. По степени жесткости тара бывает:
- жесткой (форма и размеры при наполнении не меняются);
- хрупкой (чувствительна к воздействию динамических нагрузок);
- мягкой (форма и размеры меняются при наполнении);
Тару изготовляют из металла, древесины, пластмасс, полимерных материалов, картона, бумаги, из комбинированных материалов и т.п.
Размеры транспортной тары унифицированы на основе модульной системы (ГОСТ 21140-88). Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 3384-91 и ИСО 3696-87.
Рис. 1 Размещение коробок с шампунем на поддоне
Рассмотрим размещение поддонов в автопоезде КамАЗ-54112 с полуприцепом 9385. Поддоны размещаем в 1 ярус. Устанавливаются в кузове 16 поддонов, а на каждом поддоне размещается 24 коробки.
Всего на 16 поддонах будет установлено 16·24 = 384 коробки, общий вес которых составит 45·384 = 17280 кг.
Выбираем механизированный способ погрузки-разгрузки автопогрузчиком 4091 грузоподъемностью 1000 кг и высотой подъема вил 4500 мм.
По функциональному назначению и с учетом характера груза, объема перевозок и дорожных условий выбрать соответствующий тип и марку автотранспортного средства для каждого груза.
Рис.2 Размещение поддонов на КамАЗе 53212
Рис.3 Размещение поддонов в КамАЗе 54112 с прицепом 9385
8. Выбор типа АТС |
Обосновать целесообразность применения конкретного автотранспортного средства можно путем сравнения показателей производительности (себестоимости) двух автотранспортных средств, в зависимости от соотношения эксплуатационных показателей и изменения одного из них в рабочем диапазоне. Сравнение следует проводить по «равноценному» значению длины ездки с грузом.
Технико-эксплуатационные показатели сравниваемых автомобилей и автопоездов обычно отличают по трем параметрам: грузоподъемности, времени выполнения погрузочно-разгрузочных работ и скорости движения. Остальные показатели при сравнении принимаются одинаковыми.
«Равноценная» длина ездки с грузом при сравнении автомобиля и автопоезда определяется по формуле
где qАС,qАП - грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т; VТАС,VТАП - техническая скорость автомобиля (автопоезда), км/ч; tпрАС,tпрАП - время простоя под погрузкой-разгрузкой автомобиля (автопоезда), ч.
Для выполнения расчётов необходимо принять и обосновать время простоя автомобиля (автопоезда) под погрузкой-разгрузкой и их техническую скорость. Таким же образом можно сравнивать и разные транспортные средства. Более того, можно принимать для расчёта все параметры как различающиеся. Но в таком случае кривые производительности автомобиля могут не пересекаться, а длина "равноценной" ездки стремиться к бесконечности.
Чаще более важным является способ сравнения автомобилей (автомобиля и автопоезда) по себестоимости перевозки. Величину "равноценной" длины ездки с грузом определим:
,
где q- грузоподъёмность автомобиля, т; Δq- разность грузоподъёмности автопоезда и автомобиля.
Таблица 7
№ маршрута | Наименование груза | Класс груза | γс | Суточный объём перевозок | Тара, упа-ковка | Марка ПС | Способ погр.- разгр. | Затраты времени | VT, км/час | ||||
QФ | QПР | п | р | tП | tР | tПР | |||||||
Таблица 8
Показатель | Номер маршрута | |||||
ТМ,ч | ||||||
Т0,ч | ||||||
ТН,ч | ||||||
LГР,км | ||||||
LН,км | ||||||
βН | ||||||
LСР |
Оформление курсовой работы
Курсовая работа оформляется в виде расчетно-пояснительной записки компьютерной распечатки в формате А4 с одной стороны.
Библиографический список
1. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Миротин Л.Б., Куликов А.В. «Грузовые автомобильные перевозки», «Горячая линия –Телеком», Вологда. 2007.
2. Горев А.Э. «Грузовые автомобильные перевозки», «Академия»,М; 2008 год.
3. Л.Г. Лавров. «Теория транспортных процессов и автомобильные перевозки», «НГТУ», НН. 2009.
4. В.В. Ясенов, П.П. Вышеславцев. "Основы организации автомобильных перевозок и безопасность движения", "НГТУ", НН. 2009.
5. В.В. Ясенов. Лекционный материал по курсу ТТП и АП. 2013.
Приложение 1
Таблица 1.1
1 цифра вари-анта задания | Грузопоток | 2 цифра вари-анта задания | Грузы | ||
Из пункта | В пункт | Наименование | Год. об., тыс.т | ||
С А А D А С | А D Е В С В | Руда Уголь Щебень Известняк Порода Глина | |||
D С А А С Е | В А D С В D | Мука Сахар Консервы Канцелярия Соки, воды Бакалея | |||
С А D С С А | В С Е А А D | Грунт Глина Шлак Зола Керамзит Опилки | |||
D А С Е С А | Е D А D В С | Лён-волокно Шерсть-тюки Шифер Бумага(рул) Доски Картофель | |||
D А С С D А | В С В А С D | Сталь(рул) Двиг.электр. Зап.части авт. Тара мелкош. Покр. авт. Чугун | |||
С А С А Е В | А С В D D Е | Битум Асфальт Щебень Грунт Бет. Блоки М-лом | |||
А С D С А С | D А Е Е С В | Овощи Шифер Стен.панели Удобрения Животные Паллеты | |||
А С А А С D | С В D D А В | Цемент Мел Битум Глина Скоб.изд Рубероид | |||
С Е А С А В | А С D В С Е | Краска Фанера ДСП Опилки Шпон Лес кругляк | |||
Продолжение табл.1.1 | |||||
А А С А С В | D D А С В С | Кирпич Черепица Глина Пром.отходы Песок Пром.отходы |
Приложение 2
Схема дорожной сети (третья цифра варианта задания)
Общие положения
Цель курсовой работы - повышение уровня усвоения теоретического материала курса «Теория транспортных процессов».
Курсовая работа выполняется в соответствии с алгоритмом, блок-схема которого приведена на с. 5.
Блок-схема алгоритма является конкретным планом работы студента и предусматривает следующую последовательность выполнения курсовой работы.
1. Определение номера варианта
Номер варианта на выполнение курсовой работы определяется шифром, который состоит из трех цифр - от 000 до 999 и является последними тремя цифрами номера зачётной книжки.
Исходные данные
Исходными данными для курсовой работы являются:
· корреспонденция грузопотоков (первая цифра шифра);
· номенклатура грузов и объемов перевозок (вторая цифра шифра);
· схема дорожной сети (третья цифра шифра).
Вариант задания по первым двум цифрам шифра выбирается из прил. 1, а по третьей цифре - из прил. 2.
Исходные данные записываются в табл. 1.
Таблица1
Пункты | Род груза | Годовой объём перевозок, тыс.т | Расстояние между пунктами, км | |
Погрузки | Разгрузки | |||
Например, для варианта № 027 заполняем табл.2
Таблица2
Пункты | Род груза | Годовой объём перевозок, тыс.т | Расстояние между пунктами, км | |
Погрузки | Разгрузки | |||
С | А | Грунт | ||
А | Д | Глина | ||
А | Е | Шлак | ||
Д | В | Зола | ||
А | С | Керамзит | ||
С | В | Опилки |
БЛОК – СХЕМА
выполнения курсовой работы
1. Определить номер варианта задания;
2. Выписать исходные данные;
3. Вычертить схему дорожной сети;
4. Составить матрицу грузопотоков;
5. Построить эпюру грузопотоков;
6. Выбрать тару и упаковку;
7. Определить способ погрузки и разгрузки;
8. Выбрать тип подвижного состава;
9. Составить маршруты движения;
10. Рассчитать потребное количество подвижного состава;
11. Рассчитать технико-эксплуатационные показатели;
12. Составить графики движения автомобилей по маршрутам;
13. Построить характеристический график;
14. Определить пути повышения производительности подвижного состава;
15. Оформление курсовой работы;
16. Защита курсовой работы;
Схема дорожной сети
На листе формата А4 вычертить в масштабе схему дорожной сети (третья цифра шифра). Указать расстояние между корреспондирующими пунктами.
Матрица грузопотоков
Грузопоток и объём перевозок показывают с помощью матрицы, имеющий вид (табл. 3);
Таблица 3
Пункт отправления | Пункт назначения | Всего: | |||
А | В | … | Е | ||
А | |||||
В | |||||
… | |||||
Е | |||||
Всего: |
Построение эпюр грузопотоков
На основании данных матрицы, грузопотоки изображаются графически в виде эпюры грузопотоков.
Эпюры грузопотоков строят следующим образом. На оси абсцисс в масштабе откладывают расстояния между пунктами, через которые проходит трасса дороги. Но оси ординат в масштабе откладываютколичество груза, перевозимого между пунктами по направлениям.Количество груза каждого направления откладывают с правой стороны оси абсцисс по ходу движения. При построении грузопотоков вначале откладывают количество груза, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт.
На листе формата 2. (А 4) на вычерченную в масштабе схему дорожной сети нанести грузопотоки между корреспондирующими пунктами с учетом прямого и обратного направления перевозок грузов.
Структура грузопотоков обозначается штриховкой, величина грузопотоков откладывается в масштабе и указывается их значение.
Выбор тары и упаковки
Для каждого груза, принимая во внимание его характерные особенности, выбрать тару и упаковку. Тара должна соответствовать роду и свойствам груза, условиям перевозки, иметь габаритные размеры, кратные размерам поддонов, контейнеров, кузовов.
Согласно ГОСТу 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.
Стандартная упаковка - это упаковка, отвечающая требованиям соответствующих стандартов и (или) технических условий.
Тара классифицируется по различным признакам. В зависимости от назначения различают транспортную тару (образующую самостоятельную транспортную единицу), потребительскую (поступающую к потребителю с продукцией и не выполняющую функцию транспортной тары) и производственную (предназначенную для хранения, перемещения, складирования грузов в производстве и при массе брутто 0,25 т и более). Производственная тара используется как многооборотное средство пакетирования при межзаводских и междуведомственных перевозках.
В зависимости от размеров транспортная тара бывает крупногабаритной (размеры превышают 1200x1000x1200 мм) и малогабаритной (размеры в пределах 1200x1000x1200 мм).
По сфере обращения транспортную таруподразделяют как разовую, возвратную, и многооборотную.
По конструктивному исполнению тара может быть разборной, неразборной, складной, разборно-складной, закрытой, открытой иштабелируемой. По степени жесткости тара бывает:
- жесткой (форма и размеры при наполнении не меняются);
- хрупкой (чувствительна к воздействию динамических нагрузок);
- мягкой (форма и размеры меняются при наполнении);
Тару изготовляют из металла, древесины, пластмасс, полимерных материалов, картона, бумаги, из комбинированных материалов и т.п.
Размеры транспортной тары унифицированы на основе модульной системы (ГОСТ 21140-88). Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 3384-91 и ИСО 3696-87.