На предыдущем занятии мы закончили рассмотрение темы оборудования пунктов управления средствами связи и РТО и переходим к рассмотрению размещение средств связи и РТО полетов на аэродроме.
Светосигнальные средства вместе с радиотехническими средствами предназначены для обеспечения конечного этапа захода на посадку, посадки и взлета ЛА ночью и днем при установленных для данного аэродрома минимумах, а также для обеспечения руления и регулирования движения ЛА по аэродрому.
Начало развития авиационной светотехники в Советском Союзе относится к 1920 г., когда был поставлен вопрос об организации в нашей стране регулярных ночных полетов. Изучение условий и создание для этой цели необходимого светосигнального оборудования было поручено группе специалистов под руководством профессора В. С. Кулебакина. Вначале аэродромы и воздушные трассы маркировались простейшими светосигнальными огнями и светомаяками (1923 г.). Опыт применения этого оборудования показал, что для производства безопасного захода на посадку, выполнения посадки, руления по аэродрому, взлета необходимо использовать не отдельные огни, а системы (комплексы) светотехнического оборудования, размещенные на аэродроме по типовым схемам. Поэтому начиная с 1950 г. аэродромы оснащаются сложным комплексом светотехнических средств. Качественным переходом в развитии светосигнального оборудования явилась разработка в 1958 г. отечественной системы огней высокой интенсивности «Свеча-2».
В настоящее время светосигнальное оборудование аэродромов и воздушных трасс объединяет в себе комплексы светотехнического оборудования и отдельные светотехнические средства (кодово-неоновые светомаяки, импульсные светомаяки, прожекторные станции).
Комплексы светотехнического оборудования аэродромов предназначены для светового обозначения ВПП и ее участков, полосы приближения к ВПП, обозначения рулежных дорожек (РД), а также управления движением по аэродрому в целях обеспечения летчика визуальной информацией, используемой при заходе на посадку, посадке (взлете) и рулении в различных условиях видимости.
Вопрос №1.
Схема размещения ССП-1.
Схема ССП-1 позволяет обеспечить посадку и взлет самолетов в различных метеоусловиях вплоть до первой категории метеоминимума 60X800 м при наличии на аэродроме комплекса светотехнического оборудования типа «Луч-4М», доработанных комплексов «Луч-4У(П)», «Свеча-2», «Свеча-3» и другого оборудования с аналогичными светотехническими характеристиками.
В схеме ССП-1 отсутствуют огни запрещения посадки, огни световой глиссады, осевые огни, огни направления взлета, огни взлетного светового горизонта. Кодово-неоновый светомаяк заменен на импульсный светомаяк МИ-1.
С целью унификации терминов, используемых для обозначения огней на аэродромах МО и МГА, огни подхода переименованы в огни приближения и установлены в три ряда вместо двух. Кроме того, осевые огни, ранее располагаемые в полосе подхода, размещаются в полосе приближения (не далее 1300 м от торца ВПП).
Огни посадочного светового горизонта устанавливаются не на траверсе БПРМ, а на удалении 300- м от торца ВПП.
На всех огнях с белыми светофильтрами произведена замена светофильтров на желтые. Это позволило на порядок уменьшить размеры светящегося ореола вокруг огней.
Введен проблесковый режим работы огней, обозначающий конечный (600м) участок ВПП.
Изменены название, состав, цвет и размещение групп огней.
Перечисленные изменения позволили создать более компактную, четкую и однозначную световую картину в полосе приближения и обеспечить условия для уверенного распознавания летчиком начала и боковых границ ВПП.
В состав комплекта оборудования, развертываемого по схеме ССП-1, входят следующие группы огней : огни импульсной линии, огни приближения, огни светового горизонта, входные огни, огни ВПП, ограничительные огни и огни рулежных дорожек. Кроме перечисленных групп огней на аэродроме развертываются отдельные светотехнические средства: импульсный светомаяк МИ-1 и аэродромные прожекторные станции.
Рассмотрим размещение и цвет излучения каждой группы огней.
Огни импульсной линии устанавливаются равномерно на продолжении оси ВПП в количестве 21 огня. Первый импульсный огонь устанавливается на удалении 1300 м от торца ВПП. Остальные огни размещаются в направлении ВПП на расстоянии 50 м один от другого. Цвет первых четырнадцати огней — желтый, последних семи — красный. Огни образуют бегущую световую линию, указывающую направление на ось ВПП. Импульсные огни обязательны только для категорированных направлений посадки самолетов на ВПП. В других случаях они могут быть заменены на огни постоянного горения.
Огни приближения устанавливаются в девять рядов перпендикулярно к линии продолжения оси ВПП. Расстояние между рядами 100 м. Первый ряд развертывается на удалении 900 м, последний— 100 м от торца ВПП. Все девять рядов содержат по три огня постоянного горения желтого цвета. В первых семи рядах средние огни устанавливаются
к НГЭАГосА.А (п.п. 210, 211, 213)