Компоновка внешних портовых вод.
Специфика работы порта предопределяет в составе используемой им площади наличие водных участков, предназначенных для обеспечения движения и стоянки обрабатываемых и обслуживаемых судов. Эти участки, объединенные общими границами порта, образуют портовые воды. С функциональной точки зрения портовые воды делятся на зоны и фарватеры.
Зоны – водные участки, предназначенные для маневрирования и стояки, фарватеры – для следования (движения) судов по назначению. Каждая зона и фарватеры функционально специализируются. Портовые воды состоят из подходов, внешней и внутренней акватории.
4.1. Основные положения о компановке плана порта.
План порта, отражающий компоновку акватории и территории, должен отвечать эксплуатационным, техническим и экономическим требованиям, а также требованиям охраны окружающей среды и противопожарной безопасности; он должен составляться с учетом коммерческих и местных физико-географических условий.
Эксплуатационные требования к плану порта включают: обеспечение нормальных условий передвижения и стоянки транспортных средств на акватории и территории порта, рациональное взаимодействие водных и сухопутных видов транспорта, быстрое прохождение через порт грузов и оперативное обслуживание пассажиров.
Акваторию и территорию порта необходимо проектировать с учетом интересов прилегающих промышленных предприятий и населенных пунктов, с учетом их перспективного развития.
Выполнение эксплуатационно-технических требований к плану порта проявляется в увязке габаритов и планового распоряжения элементов порта между собой, а также с технологическим оборудованием порта, с гидротехническими и наземными сооружениями, учитывая при этом очередность и сроки строительства, и возможность реконструкции и расширения порта в будущем.
Технико-экономические требования диктуют необходимость применения наиболее рациональных строительных конструкций, использование при строительстве порта наиболее производительных строительных машин и совершенных способов производства работ, а при его эксплуатации наиболее целесообразных механизмов для переработки грузов.
Экономические требования к плану порта предопределяют необходимость вариантных проработок при выборе района расположения порта в пределах водного бассейна с учетом района тяготения грузов. Основным критерием оценок оптимального варианта места расположения порта и его компоновки служат экономические показатели.
Морской торговый порт для удобства эксплуатации разделяется на отдельные районы. Оптимальная компоновка порта соответствует наиболее удачному взаимному расположению отдельных специализированных районов порта.
Районы различного назначения располагают относительно друг друга с учетом естественных факторов, особенностей грузов и судов.
В частности, рекомендуется районы, принимающие суда с большими осадками, располагать на участках с большими естественными глубинами, которые чаще всего находятся вблизи от ворот порта.
Для портового флота выделяют отдельный участок, который по эксплуатационным соображениям следует располагать ближе к входу в порт.
Стоянки технического флота размещают в стороне от транспортной части порта, а судоремонтный район располагается там, где не наблюдается даже небольшого волнения, так как в нем будут находиться «мертвые суда» с разобранными машинами, и только при полном отсутствии волнения можно вводить суда в доки и поднимать их на эллинги.
Район нефтеналивных и других жидких грузов, опасных в пожарном отношении, всегда располагают в отдалении от сухогрузных причалов.
Величину разрыва между ними назначают при проектировании с учетом таких естественных факторов, как течения, волнение, направления господствующих ветров.
В районах сухогрузных причалов с целью устранения отрицательного воздействия одних грузов на другие, а также на пассажиров предусматривают разрывы между отдельными грузовыми участками.
Величину разрывов назначают от 100 до 500 м в зависимости от рода груза. Так, удаление угольного участка от районов химических и лесных грузов, а также от причалов оборудования должно быть не менее 100 м; от участка генеральных грузов – не менее 200 м; от причалов зерновых грузов, сахара-сырца, скоропортящихся грузов – не менее 300 м, а от грузопассажирских причалов и причалов открытого хранения соли – не менее 400 м.
Угольные причалы допускается размещать рядом только с рудными причалами и причалами минеральных строительных материалов.
Участки, на которых перерабатываются пылящие грузы (уголь, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения, химические грузы) и грузы с неприятным запахом (кожсырьё, некоторые химические грузы), размещают с подветренной стороны по отношению к другим грузовым участкам и к городу.
Используется такая примерная последовательность расположения причалов от наветренной стороны портовой территории к подветренной:
· Пассажирские, поскольку пассажиры не должны попадать на режимную территорию порта, пассажирский район располагается на обособленном участке акватории порта, чаще всего в корневой части оградительного сооружения;
· причалы генеральных грузов (оборудования, тарно-штучных, контейнерных, перспективных универсальных судов, тяжеловесных судов);
· лесные;
· зерновые, их целесообразно располагать на узких пирсах шириной до 1,5 метра с размещением на них технологического оборудования;
· навалочные (руды, минеральных удобрений, цемента в таре, минеральных строительных материалов, угля);
· нефтяные, должны располагаться либо в отдельной нефтегавани, удаленной от грузовых причалов на расстояние не менее 300 м, либо в голове мола, находящегося с предветренной стороны.
И отдельно от всех причалов (в основном на оградительном сооружении) располагается карантинный причал, который должен находиться на расстоянии не менее 300 м от пассажирского района.
Причалы портофлота и техфлота можно располагать на участках с малыми естественными глубинами, на участках разрывов между смежными грузовыми районами, на торцах пирсов, выступающих в акваторию.
Для вспомогательных причалов применимы участки причального фронта непригодные для производства погрузочно-разгрузочных операций.
Составление компоновки плана порта следует начинать с выбора вида и места расположения оградительных сооружений.
Оградительные сооружения в портах возводят для того, чтобы образовать защищенную от волнения, наносов, движущегося льда акваторию, на которой обеспечивается безопасность захода, выхода, маневрирования и стоянки судов в порту.
В морских портах различают основные оградительные сооружения: молы, волноломы, оградительные дамбы. Для данного плана порта используются 2 мола, на которых располагаются пассажирские причалы (на одном из них) и карантинный причал (на другом); это использование выгодно, так как карантинный причал находится далеко от остальных причалов и от территории порта, а пассажирские не требуют большого пространства.
Территория порта насыщена дорогами и путепроводами с весьма интенсивным движением.
Внутрипортовый транспорт делят на два вида: железнодорожный и автомобильный.
Рельсовые пути могут быть предназначены для передвижения вагонов и выполнения перегрузочных работ, а также для передвижения кранов, мостовых и козловых перегружателей (подкрановые пути).
Все железнодорожные пути на территории морского порта подразделяются на подъездные, сортировочные или маневровые, соединительные.
· подъездные пути располагаются на причалах, складах и перегрузочных комплексах. Количество железных путей на указанных объектах от 1 до 3. Подъездные пути не имеют стрелок. Радиусы поворота подъездных путей в морских портах не должны быть менее 80 м.
· сортировочные пути располагаются в тыловых зонах портов и образуют припортовые станции. Количество путей на сортировочных станциях не менее 150 м. Радиусы соединения основного сортировочного пути с остальным парком составляет от 60 до 100 м.
В пределах портовой территории маневровые операции выполняются исключительно на сортировочных станциях.
· соединительные пути служат для сопряжения сортировочных и подъездных путей, это сопряжение выполняется с помощью стрелок, а радиусы закруглений не должны быть менее 100 м.
Железнодорожные пути на территории порта не пересекаются, а плавно переходят один в другой.
Безрельсовые пути можно разделить на: автомобильные дороги для проезда и перегрузочных работ автотранспорта, площадки с усовершенствованными покрытиями для размещения и маневрирования автопогрузчиков, перегружателей на пневмоходу и машин на гусеничном ходу.
Кроме этого на территории порта располагаются следующие береговые сооружения: трансформаторная подстанция, пункты пограничных войск, навигационные мастерские, управление порта, служба капитана порта, морской вокзал, контрольно-пропускные пункты, проходные, карантинная станция, резервные складские площадки, озеленение, мастерские, склад, контора техфлота, элеватор, ремонтные мастерские портофлота, центральный склад, пожарное депо, инвентарные склады районов и некоторые другие помещения, указанные на пане.