Обоснование необходимости СМК
Как было сказано ранее, потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителя. Требования могут быть установлены потребителем при поставке или определены самой организацией. В любом случае преемственность продукции устанавливается потребителем.
Поскольку потребность и ожидания меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом. Они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и связанные с ней процессы.
Системный подход к МК (менеджменту качества) побуждает предприятия анализировать требования потребителя, определять процессы способствующие получению продукции с качеством, приемлемым для потребителей, а также поддерживать эти процессы и управлять их состоянием.
СМК может быть основой постоянного улучшения (повышения) удовлетворенности потребителей качеством продукции и других заинтересованных сторон (сотрудники, организации, общество). СМК дает уверенность самому предприятию в способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям потребителей.
2.3.2. Термины и определения СМК
Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы с получением добавленной ценности (входами к процессу обычно являются выходы других процессов).
Продукция – результат процесса.
Требования – потребность или ожидания, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Характеристика – отличительное свойство. Например характеристика может быть 1) собственной или присвоенной; 2) качественной или количественной; 3) существуют различные классы характеристик, такие как:
- физические;
- органолептические (вкусовые, звуковые, свойства запаха);
- этические;
- временные;
- эргономические;
- функциональные.
Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Система менеджмента качества– система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Проект – уникальный процесс, состоящий из совокупности координированных и управляемых действий, с начальной и конечной датами, предпринятыми для достижения цели; соответствующей конкретным требованиям, включающим ограничение сроков, стоимости и ресурсов. Отдельный проект может быть частью более крупного проекта. Выходом проекта может быть одно изделие или несколько единиц продукции.
Проектирование и разработка – совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативную и техническую документацию на продукцию в процесс или систему. Термины проектирование и разработка иногда используются как синонимы, а иногда для определения различных стадий проектирования и разработки в целом.
Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Надежность – комплексное свойство технического объекта (прибора, устройства, машины, системы); состоит в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. Надежность охватывает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Показатели надежности – вероятность безотказной работы, наработка на отказ, технический ресурс, срок службы и др.
Прослеживаемость – возможность проследить историю применения или местонахождение того, что рассматривается. При рассмотрении продукции Прослеживаемость может относиться к: происхождению материалов и комплектующих, истории обработки, распределению и месту нахождения продукции после поставки.
Соответствие – выполнение требований.
Дефект – невыполнение требований, связанных с предполагаемым или установленным использованием.
Предупреждающее действие – действие предпринятое для установления причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
Коррекция – действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.
Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Ремонт – действие, принятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования.
Информация – значимые данные.
Документ – информация и соответствующий носитель. Пример: записи, нормативная и техническая документация, чертежи, отчеты, стандарты.
Примечание:
1. носитель может быть бумажным, магнитным, электронным, компьютерным диском, фотографией или эталонным образцом;
2. комплект документов часто называют документацией;
3. к документам предъявляются следующие основные требования: разборчивость, управление пересмотрами и изменениями, хранение и восстановление.
Нормативная и техническая документация – документы, устанавливающие требования. Относятся к деятельности (например, технологическая документация на процесс или методику испытаний или продукцию, технологическое условие на продукцию, эксплуатационная документация или чертежи).
Запись – документ, содержащий достигнутый результат или свидетельство осуществленной деятельности.
Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдений и рассуждений, сопровождаемых соответствующими изменениями и испытаниями или калибровкой.
Испытания – определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.
Верификация (проверка) – подтверждение на основе предоставленных объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. Деятельность по подтверждению может включать:
- осуществление альтернативных расчетов;
- сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной документацией по апробированному проекту;
- проведение испытаний и демонстраций;
- анализ документов до их выпуска на соответствие установленным требованиям.
Валидация (узаконивание) - подтверждение на основе предоставленных объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Аудит (проверка) – систематический независимый и документированный процесс получения свидетельств проверки и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев проверки.
Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения.
Информация к понятию продукция:
1. Имеется четыре общие категории продукции;
- услуги (перевозки);
- программные средства (словарь);
- технические средства (узел двигателей);
- перерабатываемы материалы (смазка).
Отнесение продукции к услугам, программам, техническим средствам и перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента.
2. Услуга является результатом по меньшей мере одного действия обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя и она, как правило, не материальна.