Диагностирование технического состояния агрегатов трансмиссии.
Оно позволяет сделать заключение об исправности агрегатов и возможности их дальнейшей эксплуатации после выполнения соответствующих регулировок. Агрегаты трансмиссии можно проверить при движении автомобиля, а также на нагрузочном стенде. В последнем случае в зависимости от конструкции стенда сцепление диагностируют на пробуксовку, коробку передач, карданную передачу и задний мост – на степень износа зубчатых зацеплений по характеру шума. Характерным признаком неисправности является превышение допустимого суммарного люфта ведущего моста, карданного вала и коробки передач, которое измеряется переносным прибором типа К-428.
Техническое обслуживание агрегатов трансмиссии проводят в объеме работ ежедневного обслуживания (ЕО), ТО-1 и ТО-2.
При ЕО проверяют агрегаты трансмиссии троганием автомобиля с места и при переключении передач во время движения. Осматривают состояние и герметичность коробки передач и ведущего моста. При ТО-1 в дополнении к ЕО проверяют и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления, смазывают детали привода консистентной смазкой. Проверяют и подтягивают крепление коробки передач, карданной передачи, раздаточной коробки, картера заднего моста, доливают масло в агрегаты до требуемого уровня, проверяют состояние уплотнений. При ТО-2 выполняют те же работы, которые входят в состав ТО‑1 и ЕО, с обязательной заменой масла в агрегаты в соответствии с картой смазки. Если обнаружатся неисправности в сцеплении, механизм и привод сцепления подвергают ремонту.
Задание
По внешним признакам, перечисленным в табл. 5, определить неисправности КПП и указать методы их устранения.
Таблица 5
Исходные данные для определения неисправностей трансмиссии
Автомобиля
№ студента по списку группы | Признаки, замеченные водителем | Признаки, отмеченные механиком СТОА | Возможные неисправности и методы их устранения |
Металлический шум при работе КПП | На сливной пробке налипло много металлической стружки | ||
Шум при включении передач | В слитом из коробки масле видны частицы желтого металла | ||
Затрудненное переключение передач | Рычаг переключения передач погнут | ||
Самопроизвольное выключение 4-й (прямой) передачи | Остальные передачи включаются уверенно | ||
Тугое движение рычага переключения передач | Наблюдается в основном на холодном двигателе | ||
Вибрация кузова при трогании с места | Повышенный люфт в трансмиссии | ||
Неуверенное включение передач | Плохая фиксация положения рукоятки переключения передач | ||
Стук под днищем автомобиля при трогании с места | Стук под днищем автомобиля при измен. направления движения на 180о | ||
Вибрация автомобиля на определенной скорости движения | Колеса автомобиля отбалансированы | ||
Занос автомобиля при торможении задними колесами | Диск одного из колес выглядит «запотевшим» | ||
Шум со стороны заднего моста при движен. автомобиля | Шум исчезает при движении накатом | ||
При резком наборе скорости обороты ДВС не соответствуют скорости движения | Отсутствует свободный ход педали сцепления | ||
Шум со стороны заднего моста при разгоне автомобиля | Редуктор заднего моста полностью заправлен маслом | ||
Шум со стороны заднего моста при движении накатом (по инерции) | Шум снижается при равномерном движении автомобиля | ||
Шум со стороны заднего моста на повороте | Шум исчезает при прямолинейном движении | ||
Шум со стороны заднего моста при любом режиме движения | Люфт трансмиссии в пределах нормы | ||
Повышенный шум при выключении сцепления | Переключение передач не затруднено | ||
Повышенный шум при включении сцепления | Переключение передач происходит нормально | ||
Автомобиль при трогании с места движется рывками | Переключение передач происходит нормально | ||
Сцепление «ведет», т.е. происходит нечеткое выключение сцепления | Движение автомобиля происходит нормально на всех передачах |
Оформление работы
5.1. Создайте текстовый файл и сохраните его под названием «ТЭСА_Группа_фамилия_П5» (например: «ТЭСА_СА-445_Иванов_П5».
5.2. Напишите в первой строчке созданного вами документа номер группы и вашу фамилию с инициалами, а через запятую – индекс занятия – П5. После этого строчкой ниже напишите название занятия «Диагностика трансмиссии автомобиля».
5.3. Скопируйте из методических указаний «шапку» и нужную вам строчку из табл. 5.
5.4. Ознакомьтесь с содержанием электронного конспекта лекций. После этого кратко заполните графу 5 скопированной вами части таблицы.
Например:
СА-445, Иванов И.И., П5.
№ студента по списку группы | Признаки, замеченные водителем | Признаки, отмеченные механиком СТОА | Возможные неисправности и методы их устранения |
Вибрация кузова, увеличивающаяся с увеличением скорости автомобиля | Карданный вал не деформирован | 1. Неотбалансировано одно из колес или несколько колес (отбалансировать). 2. Ослаблены крепления карданной передачи (проверить и подтянуть) |
Далее нужно более подробно описать возникшие неисправности и методы их устранения аналогично тому, как это показано в описании к занятию 4.
5.5. После подробного описания возможных неисправностей и методов их устранения необходимо уметь ответить на следующие вопросы:
1. Назовите основные неисправности сцепления. К чему они могут привести и как диагностируются?
2. Назовите основные неисправности коробки передач и раздаточной коробки. Как они диагностируются?
3. Назовите основные неисправности карданной и главной передачи, дифференциала и полуосей. Как они проявляются?
4. Перечислите процедуры технического обслуживания агрегатов трансмиссии.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (СРС)
Целью СРС является привитие студенту умения самостоятельно работать с литературой в рамках рассматриваемого предмета, в данном случае – изучение технической эксплуатации силовых агрегатов и трансмиссий.
СРС выполняется в виде реферата на заданную тему, которая указана в табл. ДЗ1.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Для выполнения задания студент должен самостоятельно подобрать литературу по заданному вопросу и составить реферат в виде пояснительной записки объемом от 6 до 12 страниц компьютерного текста и рисунков в электронном виде в редакторе Microsoft Word.
Параметры текста – Times New Roman высотой 14 пикселей, межстрочный интервал – одинарный, формат страницы – А4; левое, нижнее и верхнее поле – 20 мм, правое поле – 10 мм, нумерация страниц – вверху по центру с номером на первой странице, отступ первой строчки абзаца – 1 см.
Рисунки – простейшие, выполненные средствами Microsoft Word или Word Pad, либо скопированные или отсканированные из другого источника Каждый рисунок нумеруется и сопровождается подрисуночной надписью, ссылка на него дается в тексте до появления в нем рисунка. Подрисуночная надпись располагается внизу.
Оформление первого листа пояснительной записки к домашнему заданию
В первой строчке первого листа пояснительной записки ее автор указывает название учебного заведения (Омский государственный технический университет).
В второй строчке указывается фамилия, инициалы студента и номер его группы.
Далее через одну строчку пишется «Домашнее задание по дисциплине «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий».
В следующей строчке пишется номер варианта и название темы.
Со следующей страницы начинается текст пояснительной записки.
При написании текста желательно разбивать его на разделы, а разделы именовать.
Таблица ДЗ1
Темы самостоятельной работы студента
№ студента по списку группы | Тема реферата |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт кривошипно-шатунной группы ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт газораспределительного механизма и клапанов ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы смазки ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы охлаждения ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт водяного насоса системы охлаждения ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы питания карбюраторного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт системы питания дизельного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт топливного насоса высокого давления дизельного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт форсунок дизельного ДВС | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт механической КПП без механизма включения | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт механизма включения механической КПП автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт однодискового сцепления автомобиля без механизма включения | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт механизма включения сцепления автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт карданной передачи автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт главной передачи автомобиля | |
Конструкция, диагностика, обслуживание и ремонт раздаточной коробки автомобиля |