Подбор эксплуатационых материалов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА
Кафедра АТХ
Курсовая работа
по дисциплине: «Эксплуатационные материалы»
Выполнил: студент гр. АТХ-04
Глушаков Е.М
Проверил:
Ильиных.В.Д
Тюмень2008
Содержание
Исходные данные…………………………………………..…………..3
Перечень листов графической части……………………...........4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….......5
1.ПОДБОР ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ……………………7
2.ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ свойства ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК……9
2.1. Температура каплепадения………………………………….…………..9
2.2. Механические свойства………………………………………….…..…..9
2.3. Эффективная вязкость………………………………………………….10
2.4. Коллоидная стабильность………………………………………………11
2.5. Водостойкость…………………………………………………………..11
3.КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК…..12
3.1.Смазки общего назначения……………………………………………...13
3.2.Универсальные смазки……………………………………………….….13
3.3.Специализированные смазки…………………………………………...14
3.4.Термостойкие смазки……………………………………………….…...14
3.5.Морозостойкие смазки……………………………………………...…...15
4.ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА………………………………………16
4.1.Химмотологическая карта горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, применяемых по необходимости и при ремонтных работах………………………………………………………………………...20
5.ТАБЛИЦА ЗАПРАВОЧНЫХ ЕМКОСТЕЙ………………………………22
Список использУЕМОЙ литературы…………….………....…….23
Исходные данные
Вариант | Марка автобуса | Эксплуатационный материал | Студент группы |
ПАЗ - 3205 | Пластичная смазка | АТХ-04-2 Глушаков Е.М |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИСТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
1.Химмотологическая карта | 1 лист |
2. Схема смазки автомобиля | 1 лист |
ВВЕДЕНИЕ
Правильный выбор и рациональное использование эксплуатационных материалов во многом определяют надежность и долговечность техники, затраты на ее обслуживание и ремонт. Ошибка при выборе моторного масла может привести в лучшем случае к сокращению срока службы двигателя, в худшем — к его поломке.
Выбор и правильное применение масла осложняются зачастую тем, что технической документацией на некоторые машины предусматривается большое число марок смазочных материалов. Поэтому унификация их и использование заменителей могут иметь большое значение для упрощения эксплуатации автомобильной техники.
В автомобиле имеется большое число узлов и механизмов, где применяются пластичные смазки, разнообразие которых также предполагает грамотное их использование.
Для смазки ряда механизмов и деталей автомобиля используют густые мазеобразные продукты – пластичные смазки. Согласно одному из терминологических определений, отражающему объемно-механические свойства, пластичной смазкой называют систему, которая при малых нагрузках проявляет свойства твердого тела; при некоторой критической нагрузке смазка начинает пластично деформироваться (течь подобно жидкости) и после снятия нагрузки вновь приобретает свойства твердого тела.
Смазки по своему составу являются сложными веществами. В простейшем случае они состоят из двух компонентов – масляной основы (дисперсионная среда) и твердого загустителя (дисперсная фаза). Сочетая в себе свойства твердого тела и жидкости, пластичные смазки в качестве грубой модели могут быть представлены, как кусок ваты, пропитанной маслом. Волокна ваты соответствуют частицам дисперсной фазы, а масло, удерживаемое в вате, - дисперсионной среде смазки.
Свойства твердого тела придает смазке наличие структурного каркаса. Когда нагрузки малы, например под действием собственного веса, структурный каркас и сама смазка не разрушаются, а упруго деформируются. Это обусловлено природой загустителя – размером, формой, характером сцепления частиц дисперсной фазы.
Структурный каркас смазки не отличается сколько-нибудь значительной прочностью. Даже приложение малых нагрузок разрушает его, и смазка деформируется подобно пластично-вязкой жидкости. Благодаря этому смазку можно использовать в узле трения, свободно наносить на защищаемые от коррозии поверхности.
Процесс разрушения структурного каркаса пластичных смазок обратим. После снятия нагрузки течение смазки прекращается, структурный каркас практически мгновенно восстанавливается, и смазка вновь приобретает свойства твердого тела.
В качестве масляной основы смазок используют различные масла нефтяного и синтетического происхождения. Загустителями, образующими твердые частицы дисперсной фазы, могут быть вещества органического и неорганического происхождений (мыла жирных кислот, парафин, такие термостойкие материалы, как силикагель, бентонит, сажа, органические пигменты и т.п.).
Пластичные смазки предназначены для применения в узлах трения, где масло не удерживается или невозможно обеспечить непрерывное пополнение его запаса.
Температура каплепадения
В пластичной смазке при нагревании происходит необратимый процесс разрушения кристаллического каркаса, и смазка становится текучей. Переход из пластичного состояния в жидкое условно выражают температурой каплепадения, т.е. температурой, при которой из стандартного прибора при нагревании падает первая капля смазки. Температура каплепадения смазок зависит от вида загустителя и его концентрации.
По температуре каплепадения смазки делят на тугоплавкие (Т), среднеплавкие (С) и низкоплавкие (Н). Тугоплавкие смазки имеют температуру каплепадения выше 100 °С; низкоплавкие -до 65 ºС. Во избежание вытекания смазки из узла трения температура каплепадения должна превышать температуру рабочего узла на 15-20 ºС.
Механические свойства
Механические свойства смазок характеризуются пределом прочности смазок при сдвиге и пенетрацией.
Предел прочности — это минимальное удельное напряжение, которое нужно приложить к смазке, чтобы изменить ее форму и сдвинуть один слой смазки относительно другого. При меньших нагрузках пластичные смазки сохраняют свою внутреннюю структуру и упруго деформируются подобно твердым телам, а при больших давлениях структура разрушается, и смазка ведет себя как вязкая жидкость.
Предел прочности зависит от температуры смазки — с повышением температуры он уменьшается. Этот показатель характеризует способность смазки удерживаться в узлах трения, противостоять сбросу под влиянием инерционных сил. Для рабочих температур предел прочности не должен быть ниже 300—500 Па.
Пенетрация - условный показатель механических свойств смазок, численно равный глубине погружения в них конуса стандартного прибора за 5 с. Пенетрация - показатель условный, не имеющий физического смысла, и не определяет поведение смазок в эксплуатации. В то же время, так как этот показатель быстро определяется, им пользуются в производственных условиях для оценки идентичности рецептуры и соблюдения технологии изготовления смазок.
Число пенетрации характеризует густоту смазок и колеблется от 170 до 420.
Эффективная вязкость
Вязкость смазки при одной и той же температуре может иметь различное значение, которое зависит от скорости перемещения слоев относительно друг друга. С увеличением скорости перемещения вязкость уменьшается, так как частицы загустителя ориентируются по ходу движения и оказывают меньшее сопротивление скольжению. Увеличение концентрации и степени дисперсности загустителя приводят к увеличению вязкости смазки. Вязкость смазки зависит от вязкости дисперсной среды и технологии приготовления смазки.
Вязкость смазки при определенной температуре и скорости перемещения называется эффективной вязкостьюи рассчитывается по формуле
,
где — напряжение сдвига; D — градиент скорости сдвига.
Показатель вязкости имеет большое практическое значение, Он определяет возможность подачи смазок и заправки в узлы трения с помощью различных заправочных устройств. Вязкость смазки определяет также расход энергии на ее перекачку при перемещении смазанных деталей.
Коллоидная стабильность
Коллоидная стабильность — это способность смазки сопротивляться расслаиванию.
Коллоидная стабильность зависит от структурного каркаса смазки, который характеризуется размерами, формой и прочностью связей структурных элементов. Следовательно, на коллоидную стабильность оказывает влияние вязкость дисперсной среды: чем выше вязкость масла, тем труднее ему вытекать.
Выделение масла из смазки увеличивается с повышением температуры, увеличением давления под действием центробежных сил. Сильное выделение масла не допустимо, так как смазка может ухудшить или потерять полностью свои смазочные свойства. Для оценки коллоидной стабильности используют различные приборы, способные выпрессовывать масло под действием нагрузки.
Водостойкость
Водостойкость — это способность смазки противостоять размыву водой. Растворимость смазки в воде зависит от природы загустителя. Наилучшей водостойкостью обладают парафиновые, кальциевые и литиевые смазки. Натриевые и калиевые - водорастворимые смазки.
Смазки общего назначения
Кальциевые смазки имеют общее название — солидолы. Это самые массовые и дешевые антифрикционные смазки, относятся к сред не плавким. Кальциевые смазки выпускаются следующих марок: солидол Ж, прессолидол Ж, солидол С или прессолидол С.
Солидол С работоспособен при температуре от -20 до 65 °С. Прессолидол С - от -30 до 50 °С.
Натриевые и натриево-кальциевые смазки работают в более широком интервале температур (от -30 до 110 °С) и применяются главным образом в подшипниках качения.
Например, смазка автомобильная ЯНЗ-2 почти нерастворима в воде, но при длительном применении во влажной среде эмульгируется. Вытесняется универсальной смазкой Литол-24.
Универсальные смазки
Универсальные смазки водостойки и работоспособны в широком интервале температур, скоростей и нагрузок. Обладают хорошими консервационными свойствами. Загустителями для них служат литиевые мыла.
Литол-24 - можно использовать в качестве единой автомобильной смазки, она работоспособна при температуре от -40 до 130 °С.
Фиол-1, Фиол-2, Фиол-3 - смазки аналогичны Литол-24, но более мягкие, лучше удерживаются в узлах трения.
Специализированные смазки
К специализированным смазкам относятся около 20 марок смазок разного качества. Они наиболее эффективно используются в качестве несменяемых и непополняемых смазок в процессе эксплуатации.
Графитная - применяется преимущественно в открытых узлах.
AM карданная - для карданных шарниров равных угловых скоростей (Тракта, Рцеппа, Вейса) грузовых автомобилей, склонна к вытеканию из узлов.
Шрус-4 - для шарниров равных угловых скоростей (типа Бирфильд) легковых автомобилей; работоспособна при температуре от -40 до 130 °С, водостойка, имеет высокие противозадирные и противоизносные свойства.
ШРБ-4 - для герметизированных шарниров подвесок и рулевого управления, диапазон рабочих температур от -40 до 130 °С.
ЛСЦ-15 - применяется в шлицевых соединениях, шарнирах и осях приводов педалей, стеклоподъемниках; обладает высокой водостойкостью, адгезией (прилипаемостью) к металлам, хорошими консервационными свойствами.
Термостойкие смазки
Предел работоспособности термостойких смазок — от 150 до 250 °С.
Униол-ЗМ - водостоек, обладает хорошей коллоидной стабильностью и противозадирными свойствами.
ЦИАТИМ-221 - можно применять при температурах от -60 до 150 °С, химически стабильна к резине и полимерным материалам.
Морозостойкие смазки
Морозостойкие смазки работоспособны во всех узлах трения в условиях Крайнего Севера и Арктики.
Зимол - морозостойкий аналог смазки Литол-24.
Лита - многоцелевая морозостойкая рабоче-консервационная смазка, водостойкая.
ЦИАТИМ-201 - основная морозостойкая смазка для автомобилей, обладает посредственными противозадирными свойствами, при хранении выделяет масло. Зимол и Лита, уступая ей по морозостойкости, превосходят по противоизносным свойствам, работоспособности при повышенных температурах.
ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Таблица 1.
№ поз. на схеме смазки | Наименование узла, агрегата | Кол-во смазки (общее на все точки) | Наименование смазки | Кол-во точек | Периодичность | Указания по смазке | ||
ТО-1 | ТО-2 | СТО | ||||||
Валик привода педали тормоза | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку | |||||
Система гидроусилителя руля | 2,5 л | МГ-15-В ГОСТ 17479.3-85 | Х ХХ | Проверьте уровень масла в бачке и, при необходимости долейте. При использовании заменителей меняйте масло при СТО, оба фильтра насоса промойте в бензине или керосине. Замените фильтрующий элемент | ||||
Бачок заливной главного цилиндра тормоза | 0,6 л | Жидкость для тормозов "Роса" ТУ 2451-004-10488057-94 Заменители: "Нева", "Томь" ТУ 6.01.1163-78, ТУ 6.01.1276-82, SAE 1703F; DOT-4 | Х | Проверьте уровень жидкости и, при необходимости, долейте (то же проделать после прокачки и ремонтных работ). Заменяйте жидкость раз в год осенью |
Продолжение таблицы 1.
Картер масляный двигателя | 10 л | М-4з/6-В1 ГОСТ-17479.1-85 Дублирующие: SAE 5W-30, SAE 5W-40 | Х | Х | Проверьте уровень масла при ЕО, долейте до нормы. Замените масло и фильтрующий элемент масляного фильтра | |||
Подшипники водяного насоса | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия | |||||
Маслоотделитель вентиляции картера двигателя | ХХ | Разберите, промойте в керосине, протрите насухо, установите на место | ||||||
Подшипники натяжного ролика вентилятора | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х ХХХ | Доложите смазку в полость подшипника. Снемите ролик, промойте в керосине, протрите насухо и заложите свежую смазку | |||||
Подшипники валов вентилятора | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия |
Продолжение таблицы 1.
Ролики шторки радиатора | 3 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Смазывайте оси роликов один раз в год - осенью | |||||
Распределитель зажигания: - втулка ротора | М-4з/6-В1 ГОСТ-17479.1-85 Дублирующие: SAE 5W-30, SAE 5W-40 | Х | 4 - 5 капель | |||||
Подшипники ступиц колёс передней оси | 1 кг | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | ХХ | Закладывайте смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников | ||||
Подшипник муфты выключения сцепления | 30 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывайте одной полной заправкой колпачковой маслёнки | ||||
Картер коробки передач | 3 л | ТМ-5-18 ГОСТ 17479.2-85 Заменитель: SAE 85W/90 по API GL-5 | Х | ХХ | Проверьте уровень масла, при необходимости долейте. Замените смазку. | |||
Шарниры карданных валов | 50 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Смазывайте раз в два года | |||||
Подшипник опоры промежуточного вала карданной передачи | 50 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку до появления свежей смазки из контрольного отверстия | ||||
Шлицы карданного вала | 240 г | Литол-24 ГОСТ 21150-87 или ЯНЗ-2 ГОСТ 19537-74 | Х | Смазывайте через пресс-маслёнку (10 качков шприцем) |
Продолжение таблицы 1.
Клеммы и перемычки аккумуляторной батареи | Литол-24 ГОСТ 21150-87 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 | Х | Смазывайте тонким слоем | |||||
Картер заднего моста | 8,2 л | ТМ-5-18 ГОСТ 17479.2-85 или Top75W-85 SKG-F | ХХ | Замените масло | ||||
Фильтры воздушных усилителей тормозов | Масло M-8В ГОСТ 10541-78 | ХХХ | Промойте фильтрующие элементы в керосине и обмакните в чистое масло | |||||
Предохранитель против замерзания | 200 г | Спирт этиловый технический ГОСТ 17228-78 | Применяйте при температурах окружающего воздуха ниже 5˚С | |||||
Шарниры рулевых тяг | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывать до появления свежей смазки | |||||
Шкворни поворотных кулаков | 0,09 кг | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | Х | Смазывать через пресс-маслёнку по четыре кучка на каждую точку | ||||
Шарниры силового цилиндра ГУР опора цилиндра | Литол-24 ГОСТ 21150-87 Заменитель: Литиевая смазка по NLGJ №3 | 1 1 | Х | Смазывайте до появления свежей смазки из отверстия. Разберите, смажьте |
Продолжение таблицы 1.
Заливной бачок привода выключения сцепления | 0,45 л | Томь ТУ 2451-004- 10488057 или SAE 1703F; DOT-4 | Х | Х | Проверьте уровень жидкости и, при необходимости, долейте (то же проделать после прокачки и ремонтных работ). Заменяйте жидкость раз в год осенью |
ТАБЛИЦА ЗАПРАВОЧНЫХ ЕМКОСТЕЙ
Таблица 3.
Система, механизм, агрегат | Объём, л | Эксплуатационные материалы |
Топливный бак | АИ-91, АИ-92 | |
Система охлаждения | Тосол А-65М | |
Система смазки (исключая масляный радиатор) | М-4з/6-В1 | |
Картер коробки передач | ТМ-5-18 | |
Картер заднего моста | 8,2 | ТМ-5-18 |
Амортизаторы (каждый) | 0,475 | ГТЖ-12 |
Система гидравлического привода рабочих тормозов | 0,75 | "Роса", "Нева", "Томь" |
Гидроусилитель руля | 3,2 | МГ-15-В |
Ступица передних колёс (каждая) | 0,5 | Литол-24 |
Омыватель ветровых стёкол | Спирт этиловый технический | |
Бачок заливной главного цилиндра привода выключения сцепления | 0,45 | "Роса", "Нева", "Томь" |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы. М.; ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 - 208 с.
2. Васильева Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы. – М.: Транспорт, 1986 – 280 с.
3. Автобусы семейства ПАЗ-3205: особенности конструкции, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, г.Павлово-на Оке. 2006 – 113 с.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТА
Кафедра АТХ
Курсовая работа
по дисциплине: «Эксплуатационные материалы»
Выполнил: студент гр. АТХ-04
Глушаков Е.М
Проверил:
Ильиных.В.Д
Тюмень2008
Содержание
Исходные данные…………………………………………..…………..3
Перечень листов графической части……………………...........4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….......5
1.ПОДБОР ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ……………………7
2.ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ свойства ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК……9
2.1. Температура каплепадения………………………………….…………..9
2.2. Механические свойства………………………………………….…..…..9
2.3. Эффективная вязкость………………………………………………….10
2.4. Коллоидная стабильность………………………………………………11
2.5. Водостойкость…………………………………………………………..11
3.КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК…..12
3.1.Смазки общего назначения……………………………………………...13
3.2.Универсальные смазки……………………………………………….….13
3.3.Специализированные смазки…………………………………………...14
3.4.Термостойкие смазки……………………………………………….…...14
3.5.Морозостойкие смазки……………………………………………...…...15
4.ХИММОТОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА………………………………………16
4.1.Химмотологическая карта горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, применяемых по необходимости и при ремонтных работах………………………………………………………………………...20
5.ТАБЛИЦА ЗАПРАВОЧНЫХ ЕМКОСТЕЙ………………………………22
Список использУЕМОЙ литературы…………….………....…….23
Исходные данные
Вариант | Марка автобуса | Эксплуатационный материал | Студент группы |
ПАЗ - 3205 | Пластичная смазка | АТХ-04-2 Глушаков Е.М |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИСТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
1.Химмотологическая карта | 1 лист |
2. Схема смазки автомобиля | 1 лист |
ВВЕДЕНИЕ
Правильный выбор и рациональное использование эксплуатационных материалов во многом определяют надежность и долговечность техники, затраты на ее обслуживание и ремонт. Ошибка при выборе моторного масла может привести в лучшем случае к сокращению срока службы двигателя, в худшем — к его поломке.
Выбор и правильное применение масла осложняются зачастую тем, что технической документацией на некоторые машины предусматривается большое число марок смазочных материалов. Поэтому унификация их и использование заменителей могут иметь большое значение для упрощения эксплуатации автомобильной техники.
В автомобиле имеется большое число узлов и механизмов, где применяются пластичные смазки, разнообразие которых также предполагает грамотное их использование.
Для смазки ряда механизмов и деталей автомобиля используют густые мазеобразные продукты – пластичные смазки. Согласно одному из терминологических определений, отражающему объемно-механические свойства, пластичной смазкой называют систему, которая при малых нагрузках проявляет свойства твердого тела; при некоторой критической нагрузке смазка начинает пластично деформироваться (течь подобно жидкости) и после снятия нагрузки вновь приобретает свойства твердого тела.
Смазки по своему составу являются сложными веществами. В простейшем случае они состоят из двух компонентов – масляной основы (дисперсионная среда) и твердого загустителя (дисперсная фаза). Сочетая в себе свойства твердого тела и жидкости, пластичные смазки в качестве грубой модели могут быть представлены, как кусок ваты, пропитанной маслом. Волокна ваты соответствуют частицам дисперсной фазы, а масло, удерживаемое в вате, - дисперсионной среде смазки.
Свойства твердого тела придает смазке наличие структурного каркаса. Когда нагрузки малы, например под действием собственного веса, структурный каркас и сама смазка не разрушаются, а упруго деформируются. Это обусловлено природой загустителя – размером, формой, характером сцепления частиц дисперсной фазы.
Структурный каркас смазки не отличается сколько-нибудь значительной прочностью. Даже приложение малых нагрузок разрушает его, и смазка деформируется подобно пластично-вязкой жидкости. Благодаря этому смазку можно использовать в узле трения, свободно наносить на защищаемые от коррозии поверхности.
Процесс разрушения структурного каркаса пластичных смазок обратим. После снятия нагрузки течение смазки прекращается, структурный каркас практически мгновенно восстанавливается, и смазка вновь приобретает свойства твердого тела.
В качестве масляной основы смазок используют различные масла нефтяного и синтетического происхождения. Загустителями, образующими твердые частицы дисперсной фазы, могут быть вещества органического и неорганического происхождений (мыла жирных кислот, парафин, такие термостойкие материалы, как силикагель, бентонит, сажа, органические пигменты и т.п.).
Пластичные смазки предназначены для применения в узлах трения, где масло не удерживается или невозможно обеспечить непрерывное пополнение его запаса.
ПОДБОР ЭКСПЛУАТАЦИОНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Для карбюраторного двигателя октановое число определяется по формуле:
ОЧ=125,4-413/ ε +0,183∙D
где: ε = 7,6 – степень сжатия
D=92 мм - диаметр цилиндра
ОЧ=125,4-413/ 7,6 +0,183∙92=89
Выбираем бензин АИ-91 или АИ-92.
Так как двигатель карбюраторный среднефорсированный (ε = 7,6) , выбираем всесезонное моторное масло М-4з/6-В1.
Для картера коробки перемены передач, где применяются цилиндрические шестерни, и для ведущих мостов в главной передаче, которых используются гипоидные шестерни, и для рулевого механизма с червячной передачей применяем трансмиссионное масло ТМ-5-18, а при температуре окружающего воздуха ниже -25ºС применяем масло ТМ-5-12.
Для шарниров и шлицев карданной передачи, ступиц колес, шаровых шарниров рулевых тяг, шкворней, буксирного устройства, петлей дверей применяем универсальную пластичную смазку водоустойчивую, с широким диапазоном рабочих температур. В качестве такой смазки используем Литол-24 или УСс.
Смазка УСс – синтетический солидол многоцелевая антифрикционная пластичная смазка, работоспособна в условиях повышенной влажности, загущена кальциевыми мылами, работоспособна в интервале от -30 до 60 °С.
Для привода сцепления и тормозов используется тормозная жидкость Томь с низкой температурой застывания -60ºС и высокой температурой кипения 220ºС.
Для амортизаторов применяем амортизаторную жидкость ГРЖ-12 имеющую температуру застывания -50ºС, увеличивающую объем резины на 3-15%.