Момент сопротивления качению
Когда колесо неподвижно вектор, нормальной реакции располагается в центре пятна контакта. При качении колеса по опорной поверхности вертикальная реакция смещается в направлении его движения, образуя относительно оси вращения плечо «а» (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Распределение нормальных реакций в пятне контакта
Смещение вектора нормальной реакции относительно оси вращения объясняется в общем случае тремя факторами:
1) перераспределением давления в пятне контакта вследствие гистерезисных потерь в шине;
2) продольным смещением самой оси колеса относительно пятна контакта вследствие деформации шины;
3) продольным смещением пятна контакта вследствие деформирования опорной поверхности.
Таким образом, смещение вектора нормальной реакции Rz дороги представляет собой алгебраическую сумму 3-х смещений:
а = аш + ао + ап. (5.7)
Снос нормальной реакции относительно оси колеса создает моментсопротивления качению (Мf), который направлен против вращения и препятствует перекатыванию колеса по опорной поверхности:
Мf = Rz(аш + ао + ап) = Rza. (5.8)
Для преодоления момента сопротивления качению, возникающего при перекатывании колеса по опорной поверхности, к нему необходимо прикладывать крутящий момент Мк = Мf или продольное толкающее усилие Рх = Мf/rд.
У автомобилей крутящий момент прикладывается к ведущим колесам, а толкающее усилие к ведомым.
Необходимость приложения толкающего усилия создает иллюзию, что к оси ведомых колес приложена сила сопротивления качению, численно равная толкающему усилию.
Величину этой силы можно определить по формуле:
Рf = , (5.9)
где f = (а/rд) - коэффициент сопротивления качению.
Сила сопротивления качению в физическом смысле не существует, т.к. сопротивление качению связано не с возникновением продольного усилия Рf на оси колеса, а со сносом нормальной реакции.
Другими словами, Рf - это фиктивная сила, которую удобно использовать для количественной оценки сопротивления качению.
3. Методика экспериментального определения
Радиальной жесткости шины
3.1. Порядок выполнения работы.
1. Поддомкрачивают колесо автомобиля, выводя его из контакта с
опорной поверхностью.
2. В шине вывешенного колеса делают замер давления воздуха.
3. Под вывешенное колесо подводят подкладку, покрывая ее листом
бумаги.
4. Опускают автомобиль, давая возможность колесу войти в контакт
с опорной площадкой. Момент входа шины в контакт устанавливают по
прекращению свободного перемещения листа бумаги по поверхности
подкладки.
5. В центре ступицы колеса с помощью пластилина закрепляют
иголку (или гвоздь), конец которой служит указателем (стрелкой) для
определения расстояния от оси колеса до опорной поверхности.
7. На опорную площадку в вертикальном положении
устанавливается линейка и производится замер исходного расстояния от
оси колеса до опорной площадки.
8. Опускают автомобиль, давая колесу войти в контакт с опорной
поверхностью.
9. Делают замер давления воздуха и определяют расстояние от
оси колеса до опорной поверхности.
10. Снижая несколько раз давление воздуха в шине на 0,1... 0,2 кг/см , делают замеры соответствующих расстояний.
11. Выполнив измерения; переходят к анализу радиальной
жесткости шины.
Результаты замеров для определения радиальной жесткости шины свести в таблицу 5.1.
Таблица 5.1
Результаты опытных данных
№ п/п | Давление в шине кг/см2 | Расстояние от центра колеса до опорной площадки, мм | Радиальная деформация шины, мм | Радиальная жесткость, Н/мм |
2,0 | ||||
1,8 | ||||
1,6 | ||||
1.4 | ||||
1,2 | ||||
1,0 |