Радиусы автомобильного колеса

Все силы, действующие на автомобиль со стороны дороги, передаются через колеса. Радиус колеса, снабженного пневматической шиной, в зависимости от веса груза, режима движения, внутреннего давления воздуха, износа протектора, может изменяться.

У колес различают следующие радиусы:

1) свободный; 3) динамический;

2) статический; 4) кинематический.

Свободный радиус (rсв) - это расстояние от оси неподвижного и ненагруженного колеса до наиболее удаленной части беговой до­рожки. Для одного и того же колеса величина Rсв зависит только от величины внутреннего давления воздуха в шине.

Свободный радиус колеса указывается в технической характеристике шины. Если указанная характеристика отсутствует в справочных данных, то ее значение можно определить по маркировке шины.

Статический радиус (rст) - это расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой, до опорной плоскости. Значение статического радиуса меньше свободного на величину радиальной деформации:

rст = rсв - hz = rсв - Rzш, (5.1)

где hz = Rzш - радиальная (нормальная) деформация шины, м;

Rz - нормальная реакция дороги, Н;

Сш - радиальная (нормальная) жесткость шины, Н/м.

Нормальную реакцию дороги, действующую на одно колесо можно определить по формуле:

Rz = GО / 2, (5.2)

где GО - вес автомобиля, приходящийся на определенную ось.

Из формулы (1) находим значение радиальной жесткости шины:

Сш = Rz / rсв - rст, (5.3)

Радиальная жесткость шины зависит от ее конструкции и внутреннего давления воздуха рш. Если известна зависимость Сш от рш, то величину деформации шины можно определить при любом внутреннем давлении воздуха. При номинальном давлении воздуха и нагрузке значение статического радиуса колеса можно найти по формуле:

rст = 0,5dо + (1 - lшш, (5.4)

где do - диаметр обода колеса, м;

Нш - высота профиля шины в свободном состоянии, м;

lш - коэффициент радиальной деформации шины.

Для шин обычного профиля, а также широкопрофильных шин lш = 0,10 - 0,15; для арочных и пневмокатков lш =0,20 - 0,25.

Номинальное значение rст колеса применительно к номинальной нагрузке и внутреннему давлению воздуха указывается в технической характеристике шины.

Динамический радиус (rд) - это расстояние от центра катящегося колеса до опорной плоскости. Величина rд зависит в основном от внутреннего давления воздуха в шине, вертикальной нагрузки на колесо и скорости его движения. При увеличении скорости автомобиля динамический радиус несколько возрастает, что объясняется растяжением шины центробежными силами инерции.

Кинематический радиус (rк) - это радиус условного не дефомирующегося катящегося без скольжения колеса, которое имеет с данным эластичным колесом одинаковые угловую и линейную скорости:

rк = Vx/wк . (5.5)

Величину rк определяют опытным путем, для этого замеряют путь S, проходимый автомобилем за nк полных оборотов:

rк = Vx/wк = Vx * t /wк* t = S/2p nк, (5.6)

где Vx - линейная скорость колеса;

wк - угловая скорость колеса;

t - время движения.

Разница между радиусами rд и rк обусловлена наличием проскальзывания в области контакта шины с дорогой.

В случае полного буксования колеса путь, проходимый колесом равен нулю S = 0, а следовательно rк = 0. Во время скольжения заторможенных невращающихся (блокированных) колес, т.е. при движении юзом , nк = 0 и rк ® ¥.

При движении автомобиля по дорогам с твердым покрытием и хорошим сцеплением приближенно принимают rк = rд = rс = r.

Реакции опорной поверхности

Совокупность реакций, действующих на колесо, образует реакцию опорной поверхности, которую можно представить в виде некоторого вектора R. Указанный вектор удобно представлять в виде 3 составляющих (рис. 5.1):

 
  Радиусы автомобильного колеса - student2.ru

Рис. 5.1. Реакции опорной поверхности:

Rx - продольной (касательной) реакции дороги;

Ry - боковой (поперечной) реакции дороги;

Rz - нормальной реакции дороги

Продольная реакция дороги rx лежит в плоскости пятна контакта и всегда направлена вдоль центральной плоскости вращения, т.е. плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса и делящей его на две равные части.

Поперечная реакция дороги Ry лежит в плоскости пятна контакта и направлена перпендикулярно продольной реакции.

Нормальная реакция Rz приложена в пятне контакта и направлена перпендикулярно опорной плоскости на две равные части.



Наши рекомендации