Статья 340. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей
1. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:
1)залогом товаров и иного имущества;
2) банковской гарантией;
3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
4) поручительством.
Правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей.
52. Понятие и особенности: а) таможенных платежей; б) платежей при импорте и экспорте товаров; в) платежей, предусмотренных таможенным законодательством
Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина. Таможенная пошлина взимается на основе ТК и Закона РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе»
Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач:
— защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции;
— оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;
— рационализации структуры ввозимых на территорию России товаров;
— создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
— пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Экспортные (вывозные) пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При применении экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:
— ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для национальной экономики;
— сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров;
— пополнение доходной части бюджета страны.
Платежи,предусмотренные таможенным законодательством включают в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
53. Таможенная стоимость товаров: (назначение, порядок заявления и контроля)
Таможенная стоимость товара это та стоимость, которая используется в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, налога на добавленную стоимость, сборов за таможенное оформление).
В этом состоит основное назначение таможенной стоимости товара, т.е. быть базой (основой) для расчета таможенных платежей.
Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом.
За правильность определения таможенной стоимости отвечает декларант.
Порядок и условия её заявления, а также форма декларации устанавливается ГТК РФ.
Таможенная стоимость заявляется и документально подтверждается декларантом таможенному органу при пересечении товара через границу.
Статья 319. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются
- При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. - Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом:
товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. - В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
55. Общее понятие таможенных процедур (режимов). Факторы, влияющие на выбор и изменение таможенных процедур (режимов)
Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей (п.12 ст.18 ТК РФ).
Основными элементами этого понятия являются условия(факторы) помещения товаров под определенный режим, отраженные в совокупности положений определяющих статус товаров и транспортных средств.
Такими условиями являются: - срок действия режима (например: срок временного ввоза/вывоза составляет два года); - состояние товаров и транспортных средств (например: в результате уничтожения товар должен быть приведен в состояние непригодное для использования); - применение или неприменение мер экономической политики (например: в отношении товаров, заявленных под льготные таможенные режимы, меры экономической политики не применяются); - уплата, освобождение или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей (например: в отношении товаров и транспортных средств, заявленных под таможенный режим отказа в пользу государства, таможенные платежи не взимаются); - вид товаров (например: таможенный режим реэкспорта может быть заявлен только в отношении иностранных товаров).
В целях таможенного регулирования ст.23 ТК РФ устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств: - выпуск для свободного обращения; - реимпорт; - транзит; - таможенный склад; - магазин беспошлинной торговли; - переработка на таможенной территории; - переработка под таможенным контролем; - временный ввоз/вывоз; - свободная таможенная зона ; - свободный склад; - экспорт; - реэкспорт; - уничтожения; - отказ в пользу государства.
Постановлением СМ РФ от 23.01.93 № 1067 установлен таможенный режим вывоза товаров для представительств РФ за рубежом и Приказом ГТК РФ от 23.03.95 № 136 установлен таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР.
Таможенные режимы предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных режимов заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.
Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК РФ.
Такими целями являются: - обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля; - регулирования товарообмена на таможенной территории РФ; - стимулирование развития национальной экономики и др.
56.Понятия, содержание и особенности применения таможенных процедур (режимов) выпуска для внутреннего потребления и экспорта