Статья 162. Место и время убытия товаров с таможенной территории таможенного союза

1. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия , определенных законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия , в случаях и порядке, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информационных технологий.

2. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.

3. Положения настоящей главы не распространяются на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Статья 163. Таможенные операции, совершаемые в местах убытия

1. Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 настоящего Кодекса. Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу .

2. Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

3. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

4. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.

Статья 164. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо на момент прибытия на таможенную территорию таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта. Допускаются изменения количества и (или) состояния товаров, указанных в части первой настоящего пункта, вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах таможенного союза, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Товары таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Вопрос.

Заявляемые при декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о товарах и транспортных средствах. Заявление недостоверных сведений является нарушением таможенных правил и влечет ответственность, предусмотренную ст. 279 ТК РФ.

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, как при их вывозе из России, так и при ввозе в нее, участники внешнеэкономической деятельности должны соблюдать следующий порядок:

· получить разрешение на занятие внешнеэкономической деятельностью посредством регистрации в таможенных органах, т. е зарегистрироваться в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности;

· заключить договор (контракт) на производство, куплю, продажу товара, на товарообменные (бартерные) операции, на транспортировку, погрузочно-разгрузочные, страховые и иные операции, связанные с хранением, экспертизой и иными действиями в отношении товаров;

· получить в случае необходимости соответствующие лицензии на импорт или экспорт определенных видов товаров, разрешения на вывоз или ввоз определенных количеств товаров или на определенную сумму (количественных или стоимостных квот), т. е. выполнить существующие в данный момент меры экономической политики государства;

· оформить соответствующие товаро-транспортные и иные документы, отражающие все необходимые вопросы относительно наименования, качества, количества, классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой, их стоимости, условий поставки, страхования, транспортировки и прочих условий;

· доставить товары и документы на них в согласованное с таможенным органом место (например, на склад временного хранения);

· задекларировать товары (произвести их декларирование) по установленной форме;

· уплатить все необходимые налоги и сборы или предоставить необходимые гарантий такой уплаты;

· распоряжаться товарами только после их выпуска в свободное обращение или помещения их под иной таможенный режим.

Для производства таможенного оформления таможенные органы вправе требовать также и целый ряд иных документов, окончательный перечень которых определяется должностными лицами таможни. Например, для отдельных товаров обязательно предъявление так называемого сертификата безопасности, а при импорте товаров из развивающихся стран и в некоторых других случаях также и сертификата происхождения товаров. Кроме того, могут потребоваться документы санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, документы, необходимые для проверки заявляемых сведений, для ведения таможенной статистики и пр.

К таким документам, в частности, относятся декларация таможенной стоимости, документ контроля за доставкой товаров, ксерокопия паспорта сделки, документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, и др. В целом перечень необходимых для таможенного декларирования документов может быть различен в зависимости от категорий перемещаемых товаров, заявляемого таможенного режима и других факторов. Основное назначение представляемой одновременно с подачей ГТД документации заключается в подтверждении информации, которая содержится в ГТД (в кратком и закодированном виде).

Рассмотрим необходимые для таможенного декларирования документы, предварительно разделив их на относительно самостоятельные группы по целевому признаку.

Первую группу документов можно обозначить как организационные документы. К организационным документам относятся учредительные и регистрационные документы (учредительные договоры, уставы, свидетельства о регистрации и др.). Необходимо отметить, что в целях ускорения производства таможенного оформления и контроля ГТК России издал приказ от 31 августа 2000 г. № 787 "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации", которым предусмотрена возможность предварительного представления в таможенный орган соответствующих организационных документов в целях постановки на учет участников ВЭД. Постановка на учет оформляется составлением учетной карты. В последующем учетная карта используется при таможенном декларировании товаров, заменяя необходимый комплект организационных документов и упрощая, таким образом, процедуру декларирования. Как отмечается в ч. 3 п/п 1.2 Приложения к приказу ГТК России от 1 декабря 1999 г. № 831, учетная карта служит средством идентификации участника ВЭД при осуществлении им правоотношений с таможенными органами и представляется участником ВЭД в каждом случае проведения таможенного оформления. Вместе с тем отсутствие учетной карты у участника ВЭД не является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров и транспортных средств (ч. 4 п/п 12 Приложения к приказу ГТК России от 1 декабря 1999 г. № 831).

Следующая группа документов имеет название коммерческих. К документам данной группы относятся внешнеторговые контракты, счета фактуры (проформы), спецификации, упаковочные листы и др., то есть то, что отражает основания и (частично) цели перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Далее следуют транспортные документы, (коносамент, железнодорожная накладная и др.). В указанных документах, как правило, отражены особенности транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей контроля, за правильностью исчисления таможенной стоимости товара и проверки маршрута его движения.

Среди всех документов особую группу составляют так называемые таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что они либо изначально выдаются таможенными органами (лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, владельца магазина беспошлинной торговли, лицензии на переработку товаров и др.), либо ими утверждаются (ДКД при доставке товаров, ГТД, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе, и др.).

Последняя группа документов, которые можно выделить, представлена иными платежно-разрешительными документами, не охваченными предыдущими примерами. Это такие, как лицензии (выдаваемые Министерством экономического развития и торговли РФ на право ввоза/вывоза отдельных категорий товаров), сертификаты соответствия, разрешения, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гарантии банков об уплате таможенных платежей и др.

Следует отметить, что подобного рода деления по группам документов, необходимых для таможенных целей, в литературе уже предпринимались. Однако стоит иметь в виду, что такое деление имеет скорее теоретико-познавательное, нежели практическое значение, поскольку один и тот же документ может выполнять несколько функций. Например, гарантия банка об обеспечении уплаты таможенных платежей служит и своего рода платежным документом и разрешительным, который дает таможенным органам основания для условного выпуска товаров (отсрочка уплаты таможенных платежей) на территории РФ.

Вопрос.

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. Это единственное определение таможенного контроля, содержащееся в действующем законодательстве по таможенному делу. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ.

При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации. Несложно заметить, что все это соответствует началу перемещения, критерии определения которого содержатся в п. 5 ст. 18 ТК РФ.

Завершается таможенный контроль в момент выпуска (безусловного — п. 13 ст. 18 ТК РФ) товаров и ТС. При этом просматривается некий промежуток времени, который можно обозначить как нахождение под таможенным контролем. Общее понятие, содержание и правовые последствия нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем можно заключить в следующее определение:

Нахождение под таможенным контролем представляет собой установленный ТК РФ промежуток времени, в течение которого товары и транспортные средства подвергаются либо могут подвергаться необходимым проверочным мероприятиям при ограничении прав пользования и распоряжения ими.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. Эта банальная при первом восприятии формулировка позволяет обозначить границы и соответственно периоды нахождения под таможенным контролем. Таких периодов можно выделить несколько. Причем один из них — обязательный, который миновать никак нельзя, а другой — факультативный, зависящий от избранного таможенного режима.

Вопрос.

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза.

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии таможенного союза.

Вопрос.

Выпуск товаров для свободного обращения - таможенный режим, при котором товары, ввозимые на таможенную территорию России, остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение. В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенная ревизия.
Кроме того, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие формы таможенного контроля как специальная таможенная ревизия, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий. Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

37. Формы таможенного контроля и критерии их применения

Формами таможенного контроля являются:

1. проверка документов и сведений - Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при со­вершении таможенных операций, в целях установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

2. устный опрос - При совершении таможенных операций в соответствии с ТК РФ должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представите­лями организаций, обладающих полномочиями в отноше­нии товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.Эта форма таможенного контроля чаще всего приме­няется при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования.

3. получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятель­ствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела.

4. таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опо­средованное визуальное наблюдение, в том числе с при­менением технических средств,- должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным кон­тролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

5. таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр то­варов, в том числе транспортных средств, багажа физиче­ских лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и на­рушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

6. таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентифика­ции, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

7. личный таможенный досмотр - является исключитель­ной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) та­моженного органа, уполномоченного им заместителя ру­ководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований по­лагать, что физическое лицо, следующее через таможен­ную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

8. проверка маркировки товаров специальными марка­ми, наличия на них идентификационных знаков - Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотрен­ных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможен­ного союза.

9. таможенный осмотр помещений и территорий - прово­дится в целях подтверждения наличия товаров, находящих­ся под таможенным контролем, в том числе условно выпу­щенных, в местах временного хранения, ТС, в помещениях МВТ и иных местах, где могут находиться товары под та­моженным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями предусмо­тренных таможенных процедур.

10. учет товаров, находящихся под таможенным контро­лем - проводится таможенными органами чаще всего на СВХ, ТС, в МВТ с целью надзора за соблюдением уста­новленного режима работы данных объектов.

11. проверка системы учета товаров и отчетности - Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными това­рами, по требованию таможенных органов обязаны пред­ставлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) ис­пользуемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

12. таможенная проверка - проводится таможенными орга­нами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможен­ного союза и законодательством государств — членов тамо­женного союза.

38. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств)

В ТК таможенного союза назначается единоличная, комиссион­ная или комплексная таможенная экспертиза в зависимости от числа привлекаемых таможенных экс­пертов.

Единоличная таможенная экспертиза — таможенная экс­пертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.

Комиссионная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях меж­ду таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заклю­чение таможенного эксперта (эксперта).

Комплексная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспер­тов (экспертов) в случаях, когда для установления об­стоятельств, имеющих значение для дела, необходимы ис­следования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экс­пертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения таможенного эксперта (эксперта), по которой проводил таможенную экспертизу.

Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие ме­ста, где находятся или могут находиться товары, подлежа­щие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной марки­ровки, идентификационных знаков, проставления штам­пов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изобра­жений, фотографий, иллюстраций, использования товаро­сопроводительной и иной документации, а также иными способами.

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства тамо­женного контроля, перечень и порядок применения кото­рых устанавливаются законодательством государств — чле­нов таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопас­ны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспорт­ным средствам.

39. Критерии применения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр должностными лицами таможен­ного органа товаров, в том числе транспортных средств международной перевозки, международных почтовых от­правлений и багажа физических лиц, осуществляется в це­лях получения подтверждения сведений о характере, про­исхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транс­портных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентифика­ции. Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным об­разом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

Таможенный досмотр — действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентифика­ции, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Должностное лицо таможенного органа, уполномочен­ное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о ме­сте и времени проведения таможенного досмотра декларан­та или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собст­венной инициативе присутствовать при таможенном до­смотре.По требованию должностных лиц таможенного орга­на декларант или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присут­ствовать при таможенном досмотре и оказывать должност­ным лицам таможенного органа необходимое содействие.

40. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля

В соответствии с ТК ТС (ст. 97) зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Статус зон тамо­женного контроля приобретают места (например, железнодорожные пути) в период хранения товаров.

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов: по­стоянные и временные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подле­жащих таможенному контролю (места прибытия товаров на таможенную территорию и (или) убытия за ее пределы, СВХ, таможенные склады, помещения МВТ, территория свободного склада, территория ОЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны).

Временные зоны таможенного контроля могут созда­ваться на основании письменного решения начальника та­моженного органа (лица, его замещающего):

— для совершения таможенных операций вне установ­ленных для этого мест;

— проведения таможенного осмотра или досмотра това­ров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Наши рекомендации