Средства антикоррозионной защиты кузовов.

При всех своих достоинствах (прочности, жесткости) сталь обладает одним существенным недостатком – она способна ржаветь. Можно, конечно, сделать автомобильный кузов из нержавеющей стали или, еще лучше, из золота (которое вообще почти не окисляется), но стоимость такого автомобиля навсегда отпугнет рядового покупателя. Есть новые разработки с использованием композитных материалов (пластика, стекловолокна, кевлара), но это все единичные экземпляры. Так что и по сей день сталь остается материалом номер один в кузовостроении. И до сих пор продолжаются баталии производителей автохимии со злейшим врагом автомобиля — коррозией.

Враг номер один

В зависимости от механизма протекания различают химическую и электрохимическую коррозию. Химическая коррозия – это разрушение металла из-за взаимодействия его с окислителями (кислородом или его соединениями), находящимися в окружающей среде. Электрохимическая коррозия – процесс разрушения, связанный с возникновением в системе электрического тока при контакте металла с электролитами. Вода, в свою очередь, является достаточно хорошим электролитом; в ней растворено большое количество газов и солей (вспомните антигололедные средства). Как правило, окислителями являются ионы водорода или растворенный в воде кислород. В результате их взаимодействия с металлом появляются продукты коррозии, то есть ржавчина.

Щит и меч

Существует много методов защиты металла от коррозии: пассивирование, электрохимическая защита, легирование, гальваника, все эти способы достаточно дороги для массовых производств. Самый доступный, дешевый и распространенный способ – нанесение неметаллических покрытий на поверхность: всевозможных грунтовок, эмалей, лаков. Их роль – изолировать металл от действий внешней среды. Кроме вышеперечисленных средств для защиты автомобиля от агрессивной окружающей среды используются специфические составы – антикоры.

Что есть что

По назначению антикоррозийные материалы делятся на две основные категории: для обработки внешних и скрытых поверхностей кузова. Внешние поверхности (днища, колесных арок, порогов) все время подвергаются механическим воздействиям камней, песка, и поэтому их покрывают специальными антигравийными противошумовыми мастиками на основе каучуковых соединений, битумных смол или полимеров. Они наносятся распылением либо кистью достаточно толстым слоем и обладают хорошей эластичностью. В жидкой фазе мастики имеют довольно густую консистенцию, поэтому для обеспечения качественного распыла требуется достаточно дорогое оборудование. Внутренние полости могут обрабатываться средствами на восковой либо масляной основах. В их состав могут входить активные ингибиторы (замедлители) коррозии. Препараты для внутренних полостей обладают хорошей проникающей способностью при нанесении (важное свойство — заполнять мелкие трещины и зазоры, пропитывать и нейтрализовывать ржавчину), влаговытесняющими и влагоотталкивающими свойствами, так как они имеют более жидкую консистенцию, чем антигравийные составы.

Правда жизни

Песок и камни, летящие из-под колес, постоянно бомбардируют ниши колес, пороги, днище. Будучи хорошим абразивом, они беспощадно сдирают антикор, желнзо начинает оголяться, и соль, которую так любят сыпать на наши дороги зимой, довершает дело – кузов начинает ржаветь, затем появляются дыры и он, в конце концов, отправляется на свалку. Кстати, в автомобиле достаточно много потайных мест, куда ржавчина может забраться, не поведав о своем приходе. Одно дело, когда очаги коррозии появляются на видном месте, их сразу можно заметить и принять определенные меры по их устранению, но совсем другое, когда кузов начинает коррозировать в невидимых нашему глазу местах. Такими местами являются скрытые полости силовых элементов кузова (пороги, лонжероны, стойки), дверей, капота, крышки багажника. Вот где раздолье для ржавчины. Здесь-то, на внутренних стенках, как раз и конденсируется влага, попавшая внутрь этих элементов. Существуют специальные дренажные отверстия для вентиляции и удаления воды из полостей, но со временем они засоряются, и мало кто берется их прочистить. Получается так, что вода постоянно присутствует внутри порогов и дверей... Но это еще полбеды: в процессе эксплуатации автомобиля от переменных нагрузок и вибрации кузов начинает стареть, появляется усталостный износ и как следствие – трещины, причем в самых нагруженных и ответственных местах. Еще хуже, если разрушаются сварные швы, которые и так не отличаются своей прочностью. В результате трескается слой антикора (если он там есть: на отечественных автомобилях не всегда считают нужным проводить антикоррозийную обработку), обнажается металл, и коррозия начинает свое черное дело. Коррозия и усталостный износ лавинообразно снижают жесткость и прочность кузова, что сказывается на его долговечности. Вслед за этим также снижается пассивная безопасность: представляете, как поведет себя ослабленный кузов во время аварии?

Чтобы сохранить автомобиль в хорошем состоянии, необходимо принимать определенные меры. Чистить, мыть, полировать, вовремя выполнять регламентные работы. Но нужно не забывать о главном: кузов — самая дорогая деталь в автомобиле, поэтому очень важно периодически проводить обработку специальными составами, которые оградят его от ржавчины.

Ближе к делу

Все мы знаем, как обстоят дела с коррозионной стойкостью «нашенских» автомобилей – правильно, она почти нулевая. После суеты, связанной с покупкой и оформлением нового отечественного авто, мы привыкли, не откладывая в долгий ящик, отправляться на станцию технического обслуживания для того, чтобы провести антикоррозионную обработку. Попробуй не сделать – через пару «соленых» зим появятся дырки в полу. Совсем по-другому обстоят дела c иномарками. Ну что поделать – «их» машины не ржавеют. Применение оцинковки и анодирования, использование новейших материалов и технологий в этой области дают непревзойденные результаты по антикоррозионной стойкости кузовов зарубежных автомобилей. Однако не надо забывать о том, что на нашем рынке появилось бесчисленное множество подержанных иномарок. Достаточно многие из них побывали в аварии. Искусно восстановленные автомобили, получив новую жизнь, обрели прописку на российских просторах. Кто, когда и как восстанавливал эти автомобили, никто не знает. Как «вытягивали», как рихтовали, как «варили» — известно только Богу одному. Огромное счастье, если вам попался не битый или грамотно восстановленный автомобиль, ведь гораздо чаще мы наблюдаем другую картину: следы от кувалды на лонжеронах, «голый» металл в районе сварных швов, где мастика просто сгорела после неквалифицированного ремонта, или со временем отслоившийся от основания «антигравий». Все это не прибавляет долговечности нашим автомобилям. Следовательно, антикоррозионная обработка не помешает даже иномарке, особенно почтенного возраста. Итак, решение принято, ставки сделаны, осталось воплотить задумку в жизнь.

Подход первый

Вам нужно обработать антикором автомобиль полностью. Чтобы избавить себя от траты времени, можно просто обратиться в автосервис, где вам беспроблемно предложат все для комплексной антикор обработки, разумеется, за определенную сумму. Далее возникает вопрос: какую мастерскую выбрать. Кстати, интересно, что приблизительное качество обработки можно узнать заранее, даже не заезжая на пост. Спросите как? Очень просто – задать несколько вопросов мастеру-приемщику, например о препаратах, применяемых для обработки: что за средство, как наносится (воздушный/ безвоздушный способ), какой имеет состав, адгезию (силу сцепления с поверхностью), обладает ли способностью нейтрализации ржавчины. Множество вопросов можно задать по оборудованию, технологии нанесения (об этом подробно в статье «Антикоррозийка – это непросто» в этом номере). Если человек, с которым вы разговаривали, без замешательств быстро и профессионально ответил на все ваши вопросы, можно смело ехать в мастерскую и обрабатывать автомобиль.

Подход второй

Пойти в магазин, проконсультироваться с продавцом, купить несколько красивых банок с понравившимся антикором и самостоятельно провести антикоррозийную обработку. Аэрозольные баллончики с соломинкой — удобная штука, тем более что сейчас на рынке появилось достаточно много новых хороших антикоррозийонных средств. Нет гаража с ямой — не беда. Можно за тридцатку договориться со сторожем с близлежащей кооперативной стоянки, чтобы он пропустил вас на территорию, и взобраться на притулившуюся за сторожевой будкой эстакаду. Дальше вы должны взять кисть и тщательно промазать днище мастикой. После этого можно приступать к обработке внутренних полостей... Вечером, вы, голодный, уставший, запачканный битумными «пятнушками», возвращаетесь домой. И мимо вас, полусонного, смутно проплывают обрывки прошедшего дня: непрокрашенные шагрени на днище, «непролитые» пороги, сторож и мысль о том, как вы безбожно «растянули» почти закончившийся «Мовиль» на капот, багажник и четыре двери!!! Нет, так дело не пойдет. Потрачен день, угрохано столько сил, а результат? Правильно, у каждого предмета свое предназначение, и каждый человек должен заниматься своим делом.

Антикоррозионные составы, разлитые в мелкую тару, предназначены совсем для другого, комплексное проведение антикоррозионной обработки не их стихия. Например, вам нужно восстановить слой антикора на пороге или лонжероне, который вы ободрали на проселочной дороге, когда добирались до дачи. Или вы хотите обработать «нос» автомобиля «жидким пластиком», чтобы защитить лакокрасочное покрытие от града камней; нанести слой антикора на восстановленные после аварии кузовные детали. Нет проблем, покупайте нужный вам продукт, и вперед за работу.

Наши рекомендации