Индикаторные показатели рабочего цикла и эффективные показатели двигателя
Совершенство тепловых процессов, происходящих в цилиндре реального автомобильного двигателя, оценивают по индикаторным показателям его действительного цикла, совершенство же двигателя в целом, с учетом потерь мощности на трение и привод вспомогательных механизмов, — по его эффективным показателям.
Работа, совершаемая газами в цилиндрах двигателя, называется индикаторной работой. Индикаторная работа газов в одном цилиндре за один цикл называется работой цикла. Она может быть определена с помощью индикаторной диаграммы, построенной по данным теплового расчета двигателя
Площадь, ограниченная контуром a-c—z'—z—b—aрасчетной индикаторной диаграммы Ат, будет в соответствующем масштабе представлять теоретическую индикаторную работу газов в одном цилиндре за цикл. Площадь действительной диаграммы а'—c'—c"—z"—b'—b"—r—a—a' будет состоять из верхней и нижней петель. Площадь Адверхней петли характеризует положительную работу газов за цикл. Границы этой петли не совпадают с расчетными вследствие опережения зажигания или впрыска топлива (с'—с—с"—с'), немгновенного сгорания топлива (с"—z'—z"—с" и z"-z-z'"—z") и предварения выпуска (b'—b—b"—b').
Уменьшение площади расчетной диаграммы по указанным причинам учитывается с помощью коэффициента полноты диаграммы:
Для автотракторных двигателей значения коэффициета полноты диаграммы принимают значения 0,93...0,97.
Площадь Ан нижней петли характеризует отрицательную работу затрачиваемую на насосные ходы поршня для газообмена в цилиндре. Таким образом, действительная индикаторная работа газов в одном цилиндре за один цикл:
На практике величину работоспособности двигателя за цикл определяют по среднему индикаторному давлению Pi, равному полезной работе цикла, отнесенной к единице рабочего объема цилиндра
где Wi - полезная работа цикла, Дж(Н м); Vh – рабочий объем цилиндра, м3.
Среднее индикаторное давление — это условно постоянное давление на поршень в течение одного хода поршня, которое совершает работу, равную индикаторной работе газов за весь цикл. Это давление в некотором масштабе выражается высотой pi прямоугольника с площадью А = Ад - Ан и с основанием, равным длине индикаторной диаграммы. Величина pi при нормальном режиме работы двигателя достигает в , бензиновых двигателях 1,2 МПа, в дизелях — 1,0 МПа.
Полезную работу, совершаемую газами в цилиндрах двигателя в единицу времени, называют индикаторной мощностью и обозначают Pi.
Индикаторная работа газов в одном цилиндре за один цикл составляет (Нм)
Время цикла в секундах равно
где n — частота вращения коленчатого вала, оборотов в минуту — тактность двигателя (число ходов поршня за цикл).
Тогда индикаторная мощность одного цилиндра двигателя составит (Вт)
Индикаторная мощность многоцилиндрового двигателя (кВт)
где - число цилиндров в двигателе; Vh — объем одного цилиндра, л.
Индикаторный удельный расход топлива представляет собой отношение часового расхода топлива Gr к индикаторной мощности Рi,
Он характеризует экономичность действительного цикла. Величина gi, при номинальном режиме работы двигателя колеблется в пределах 250...340 г/(кВт • ч) — для бензиновых двигателей, 175...230 г/(кВт • ч) — для дизелей.
Индикаторный КПД оценивает степень использования теплоты в действительном рабочем цикле и представляет собой отношение теплоты, превращаемой в индикаторную работу Wt, к теплоте, введенной в цилиндр в результате сгорания топлива.
где — индикаторная мощность, кВт; — часовой расход топлива, кг/ч; — теплота сгорания топлива, кДж/кг.
У существующих автотракторных двигателей индикаторный КПД находится в пределах 0,25...0,4 для бензиновых двигателей, 0,38...0,50 для дизелей.
92.Главная передача автомобиля. Анализ схем, конструкций и компоновки главных передач различных типов. Методика определения нагрузок на зубчатые колеса и подшипники главных передач.
Главная передача служит для увеличения крутящего момента и изменения его направления под прямым углом к продольной оси автомобиля. С этой целью главную передачу выполняют из конических шестерен. В зависимости от числа шестерен главные передачи разделяют на одинарные конические, состоящие из одной пары шестерен, и двойные, состоящие из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Одинарные конические, в свою очередь, подразделяют на простые и гипоидные передачи.
Типы главной передачи:
1 - ведущая коническая шестерня, 2 – ведомая коническая шестерня,
3 - ведущая цилиндрическая шестерня, 4 - ведомая цилиндрическая шестерня.
Моющие средства.
Автошампуни обладают рядом специальных и полезных свойств. Основным компонентом, входящим в их состав, являются поверхностно-активные вещества, которые связывают жировые, масляные и другие органические соединения, превращая их в легко смываемые водой эмульсии. Современные, выпускаемые промышленно автошампуни никак не влияют на лакокрасочное покрытие, на хромированные поверхности и резину. К тому же, автошампуни образуют обильную пену, которая усиливает моющий эффект. Большинство автошампуней придают поверхности автомобиля еще и водооталкивающие и антистатические свойства.
Выпускаемые сегодня автошампуни разделяются на три основных группы:
Очищающие шампуни. Поверхностно-активные вещества диспергируют (очень сильно измельчают) загрязнения, не позволяя им снова слипаться; вытесняют грязь, отталкивая ее с поверхности лакокрасочного покрытия. В дополнение шампуни образуют на кузове автомобиля микропленку с антистатическим эффектом – благодаря этому поверхность перестает притягивать к себе пыль.
Шампуни с полирующим эффектом. Конечно, по эффективности со специальными автополиролями им не сравниться, но в их составе, тем не менее, присутствуют восковые эмульсии, силиконовые добавки и органические растворители, которые образуют на кузове автомобиля блестящую пленку.
Шампуни с антикоррозионным эффектом. На самом деле, все автошампуни имеют в составе антикоррозионные добавки, но данный вид шампуней предназначен специально для автомобилей "в возрасте", с дефектами лакокрасочного покрытия, а также для автомобилей, часто эксплуатирующихся в зимнее время. Антикоррозионные шампуни позволяют создать дополнительный "рубеж" на пути распространения ржавчины и агрессивного воздействия реагентов.
Кроме шампуней, к автомобильным моющим средствам относятся также:
Составы для мытья порогов, выпускаемые в виде порошка. Они предназначены для промывки днища кузова и закрытых полостей, а также для мытья деталей и агрегатов.
Очистители битумных пятен. Предназначены для снятия с поверхности битумных, смолистых и жировых загрязнений. Выпускаются в стеклянных бутылках или в аэрозольных баллончиках. Практически аналогичны им по действию составы "для очистки следов насекомых": они тоже хорошо очищают битумные и смолистые загрязнения, только при использовании первых после распыления и очистки покрытие достаточно протереть насухо чистой тканью, а после использования средства "от насекомых" очищенное место необходимо протереть влажной тряпкой, а еще лучше – промыть струей воды.
Моющие средства для автомобилей лучше покупать в проверенных местах и не приобретать их по подозрительно дешевой цене или на обочинах дорог. Иначе можно купить продукт непонятного происхождения, который может испортить лакокрасочное покрытие кузова.
Вместе с качественными моющими средствами стоит приобретать и специальные аксессуары для их нанесения: салфетки, губки и щетки, которые не повредят поверхность кузова, поскольку выпускаются специально для чистки и мойки автомобилей. Тем более, что стоят они совсем недорого.