Технология технического обслуживания и ремонта автомобилей. Тормозная система, рулевое управление и передний мост.
Перед техническим обслуживанием тормозов и тормозной системы очистите тормоз от грязи. Промойте его теплой водой, высушите сжатым воздухом. Бензин, солярку, трихлорэтилен, растворители не применяйте, т.к. они разъедают манжеты и уплотнители гидравлических цилиндров.
Поверхность фрикционных накладок тормозных колодок должна быть чистой, без следов грязи и смазки, загрязненные накладки очищают жесткой щеткой и промывают уайт-спиритом. При обнаружении смазки на накладках проверьте, нет ли подтеканий тормозной жидкости через уплотнители.
Во время обслуживания оберегайте тормоза от попадания на них масла.
Раз в год (через каждые 10-15 тыс. км) проверяют уровень тормозной жидкости, состояние колодок передних тормозов и эффективность работы передних тормозов.
Раз в 2 года (через каждые 20-30 тыс. км) проверяют работоспособность стояночного тормоза, эффективность работы задних тормозов и состояние их колодок, работоспособность регулятора давления.
Работоспособность вакуумного усилителя тормозов следует проверять через 30-45 тыс. км пробега (раз в 3 года). Не реже, чем через 50-60 тыс. км пробега меняют тормозную жидкость.
Уровень тормозной жидкости в бачке должен доходить до нижней кромки заливной горловины или до метки МАХ. Если нужно, долейте.
Нажатием толкателя на крышке бачка проверьте работоспособность сигнализатора уровня жидкости.
Причиной утечки жидкости обычно является износ манжет в колесных цилиндрах. Полную замену тормозной жидкости в автомобилях ВАЗ рекомендуется проводить раз в пять лет. Западные же производители автомобилей полагают, что данную операцию лучше проводить раз в два года или каждый год.
Регулярно очищайте вентиляционное отверстие на крышке бачка для тормозной жидкости.
Шланги и трубопроводы тормозов нельзя очищать наждаком, проволочными щетками или отверткой. Повреждение наружной оболочки может привести к коррозии. Очищать шланги и трубопроводы надо осторожно и аккуратно. Первые три года необязательно осматривать гибкие шланги тормозов. Однако со старением машины делайте это регулярно (примерно раз в год).
При обнаружении трещин на наружной оболочке или появлении вздутий во время нажатия на педаль тормоза замените шланг. Чтобы найти повреждения, шланг следует перегибать в разные стороны, но не перекручивать. Места соединений трубок и шлангов не должны быть сырыми. При поворачивании рулевого колеса влево и вправо до упора тормозные шланги не должны задевать за детали автомобиля.
Растрескавшийся тормозной шланг, корд которого еще не пострадал, можно попытаться восстановить следующим образом. Снимите его, хорошенько промойте бензином и нанесите по всей длине в три слоя растворенную в бензине сырую резину. Каждый слой просушите 15-20 минут. Затем поместите шланги в нагретую до 120-130 град духовку газовой или электрической плиты на полчаса для вулканизации. Этим же способом можно восстанавливать защитные чехлу шаровых опор и рулевых тяг. Однако следует помнить, что надежность любых восстановленных деталей будет намного ниже.
У заднеприводного автомобиля главной силовой частью спереди является балка. На первый взгляд она очень прочная и вечная. Однако она также может быть изношена либо повреждена. А это может очень сильно сказаться на управляемости автомобиля, а соответственно – и на безопасности. Ввиду этого поломки балки нужно вовремя обнаруживать и устранять.
При визуальном осмотре, можно выявить некоторые неисправности балки, такие как трещины либо отколовшиеся части. При такой поломке балку необходимо заменить исправной деталью.
Несмотря на прочность, балку со временем может «скрутить» или согнуть. Такое повреждение не всегда можно обнаружить осмотром. В таком случае на помощь приходит специальный стенд, который позволяет не только осуществить диагностику, но и попытаться исправить поломку. Если это не получается, то опять же придется покупать новый узел.
В случае износа отверстий балки, нужно приобрести ремонтные втулки, расточить имеющиеся отверстия и запрессовать их туда. После этого втулки подгоняют под необходимый внутренний размер.
Поворотная цапфа балки часто подвергается дефектам, таким как трещины или отколовшиеся части. Причем это явление также не всегда удается заметить невооруженным глазом. Поэтому в таких ситуациях применяют магнитный дефектоскоп.
Конусные отверстия для рычагов наиболее часто изнашиваются. Для их проверки применяют конусный калибр. В случае необходимости ремонта, его осуществляют конусной разверткой.
Если съелась резьба, то нужно осуществить наплавление под флюсом или вибродуговым способом, а потом нарезку новой резьбы. Износ колец сальников и шеек подшипников устраняют железнением либо хромированием. Первый способ актуален при значительном износе. После восстановления осуществляют шлифовку ремонтируемых узлов для подгонки размеров.
Напоследок не стоит забывать, что осуществив все ремонтно-восстановительные работы или заменив всю балку, необходимо отрегулировать схождение и углы поворота передних колес. Применяют для этого специализированные стенды.
Крайние углы поворота устанавливают при помощи специальных упоров. Схождение передних колес регулируют поперечной тягой. После окончания всех регулировок нужно зажать крепежные болты головок поперечной рулевой тяги.
65. Планировка (компоновка) производственно-складских помещений.