Схема системы питания с инжекторным впрыском топлива, аппаратура с механическим управлением впрыска.
- Схема системы питания с инжекторным впрыском топлива:
1 - газовый компьютер; 2 - диагностический разъем; 3 - переключатель для выбора типа используемого топлива; 4 - реле; 5 - датчик давления воздуха; 6 - регулятор давления в испарителе; 7 - клапан перекрытия подачи газа; 8 - распределитель с шаговым электродвигателем; 9 - устройство для выработки сигнала, соответствующего частоте вращения коленчатого вала; 10 - лямбда-зонд; 11 - форсунки для впрыскивания газа.
27.Плавность хода автомобиля. Оценочные показатели, экспериментальный метод определения показателей, анализ упрощенной схемы колебательной системы. Вынужденные колебания.
Колебания автомобиля. Колебания автомобиля влияют практически на все основные эксплуатационные свойства машины: комфортабельность и плавность хода, устойчивость и управляемость и даже расход топлива. Колебания возрастают с увеличением скорости движения, повышением мощности двигателя, существенное влияние на колебания оказывает качество дороги.
Колебания и вибрации в автомобилях являются источником шума. Колебания, вибрации и шум оказывают вредное воздействие на водителя, пассажиров и окружающую среду. Установлены нормы и стандарты, определяющие допустимые уровни колебаний, вибраций и шумов автомобилей. От этих показателей зависят качество и цена легкового автомобиля. Испытания автомобилей на определение уровня колебаний, вибраций и шума проводятся в лабораториях и на специальных дорогах автополигонов. Сделать легковой автомобиль, в котором отсутствуют колебания, вибрации и шум, невозможно, как невозможно построить вечный двигатель. Однако вполне возможно создать автомобиль с минимальными уровнями колебаний, вибраций и шума. Колебания возникают прежде всего при взаимодействии колес с поверхностью дороги. В результате прогиба пневматических шин и деформации подвески колеса и кузов совершают сложные колебания. По колебаниям колес судят об устойчивости и управляемости автомобиля. Колебания кузова непосредственно определяют плавность хода. В зависимости от качества дорожного покрытия и скорости движения колебания автомобиля могут происходить с разными частотами и ускорениями. Так, частоты колебаний кузова и колес лежат в пределах 0,5... 22 колебаний в секунду, или 0,5... 22 Гц. Уровень ускорений колес может превосходить земное ускорение свободного падения g более чем в 10 раз. В то же время ускорения кузова редко превосходят величину g более чем в 1,5 раза. Автомобильное колесо является источником колебаний, на возникновение которых влияют наличие рисунка протектора, каркас из металлокорда, недостаточная балансировка, а также работа тормозов. Частота этих колебаний достигает величины в несколько тысяч герц. Такие колебания называют вибрациями. Вибрации с высокими частотами также возбуждаются двигателями, трансмиссиями и различным оборудованием, установленным на автомобиле: вентиляторы, отопители, кондиционеры и др.
Основной оценочный показатель плавности хода – частота свободных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, а также вынужденных колебаний. Частота свободных колебаний, Гц, подрессоренных масс определяется по зависимости:
где fст – статический прогиб подвески, м, fст = G/C;
G – статическая весовая нагрузка на подвеску данного мос-та, Н;
C – жесткость подвески, Н/м-1.
Плавность хода грузовых автомобилей считается удовлетворительной при н=(1.3..1.7); при этом статический прогиб подвески составляет (0.8..1.3) м (меньшее значение для задней подвески, большее – для передней).
После выбора и обоснования статического прогиба определяется действительная частота свободных колебаний подрессоренных масс, связанных с передней и задней подвесками. Найденные частоты характеризуют свободные колебания подрессоренных масс автомобиля, приходящихся на подвески переднего и заднего мостов, и называются низкими.
Массы мостов автомобиля неподрессоренные и совершают высокочастотные свободные колебания, обусловленные жесткостью шин, Гц:
где åСш – суммарная жесткость шин данного моста, Н/м-1;
mм – масса моста, принимают mм1=0.1 Mo, mм2=0.15 Mo. mм1, mм2 – массы соответственно переднего и заднего мостов; Mo – собственная масса автомобиля.
При отсутствии данных о жесткостях шин проектируемого автомобиля ориентировочно принимают в=(6..8.5)Гц (меньшие значения – передняя подвеска, большие – задняя).
Помимо свободных, автомобиль совершает и вынужденные колебания, вызываемые неровностями дороги. Частота этих колебаний, Гц, определяется из выражения:
где Va – скорость движения автомобиля, м/с;
S – длина волн неровностей, м. На дорогах с твердым покрытием S=(0.5..5)м.
Используя зависимость Va=S, строят зависимость резонансных скоростей автомобиля от длины неровностей V=f(S) для частот собственных колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс (рис. 8).
С помощью графиков определяют значения Va, при которых наступают резонансные колебания при S=2.5 м, а также резонансные значения S при Va=10 м/с.
Рис. 8. Зависимость резонансных скоростей движения автомобиля от длины неровностей