Фасонные части ПМТ. Запорная и регулирующая арматура ПМТ.

К фасонным частям трубопровода относятся тройники, уголь­ники и переходники (рис. 7).

Фасонные части ПМТ. Запорная и регулирующая арматура ПМТ. - student2.ru

Рис. 7. Фасонные части трубопровода ПМТ-100:

а — тройник прямой; б — угольник 90°; в — угольник 45°; г — переходник

Тройники используются для устройства различных ответвлений от полевых магистральных трубопроводов. В больших количествах они используются в обвязках насосных станций и при оборудова­нии начальных, промежуточных и конечных пунктов трубопровода.

Тройники для трубопроводов ПМТ-100 изготовляются из сталь­ных катаных труб с толщиной стенки 5 мм, а для трубопроводов ПМТ-150 — из труб с толщиной стенки 6 мм и приварными манже­тами.

Ранее они изготовлялись для трубопроводов ПМТ-100 из труб с толщиной стенки 8 мм с проточкой на них кольцевых кана­вок под соединительные муфты, а для трубопроводов ПМТ-150 — из труб с толщиной стенки 3,25 мм и приварными манжетами.

Для изменения направления трубопровода используются уголь­ники. В комплекты полевых магистральных трубопроводов входят угольники под 45 и 90°. Угольники под 45° используются на трассе в линии трубопроводов, угольники под 90° — как в линии трубо­проводов, так и в обвязках насосных станций и при оборудовании начальных, промежуточных и конечных пунктов трубопровода. Из­готовляются угольники для трубопроводов ПМТ-100 и ПМТ-150 из тех же труб, что и тройники.

Для соединения между собой труб диаметром 100 и 150 ммприменяются переходники. Переходники используются также для подсоединения трубопроводов к насосным установкам.

Трубопроводы ПМТА-150 укомплектовываются стальными тройниками, угольниками и переходниками из комплекта трубопровода ПМТ-150.

Запорная и регулирующая арматура

К запорной и регулирующей арматуре полевых магистральных трубопроводов относятся задвижки, обратные клапаны и регуля­торы давления.

Задвижки. Для разобщения отдельных участков трубопровода используются задвижки. Они устанавливаются в линии трубопро­вода, в обвязках насосных станций, а также в обвязках начальных, промежуточных и конечных пунктов трубопровода.

Обратные клапаны.При развертывании и эксплуатации поле­вых магистральных трубопроводов в гористой местности большое внимание уделяется учету гидростатического давления. С явлением гидростатического давления в трубопроводе приходится сталки­ваться во время остановок перекачки горючего по трубопроводу. При остановке перекачки горючее, находящееся в трубопроводе, своим весом давит на стенки труб и другого оборудования, вклю­ченного в линию трубопровода. Давление, действующее на стенки труб, измеряется весом столба жидкости над точкой трубопрово­да, в которой оно определяется, отнесенным к единице площади. Как уже упоминалось выше, рабочее давление полевых маги­стральных трубопроводов составляет 25 кг/см2.Поэтому и гидро­статическое давление в любой точке трубопровода не должно пре­вышать этой величины. Для разгрузки трубопроводов от гидро­статического давления свыше 25 кг/см2 и предотвращения движе­ния горючего в обратном направлении на восходящих участках трассы при прекращении перекачки используются обратные клапаны. Они устанавливаются также в обвязке насосных станций для автоматического пропуска горю­чего мимо станции при ее внезап­ной остановке и для автоматиче­ского разобщения всасывающей и напорной линий после запуска насосной станции.

Регуляторы давления. На нисходящих участках трассы трубо­провода для автоматического ограничения возрастания давления выше заданного при перекачке горючего и для разгрузки трубопро­вода от гидростатического давления свыше 25 кг/см2 при прекра­щении перекачки устанавливаются регуляторы давления.

Неисправности и аварии ПМТ

К неисправностям трубопровода относятся такие, нару­шения в его работе, которые могут быть устранены имеющимися аварийными средствами без остановки перекачки.

Характер и причины неисправностей могут быть следующие:

- подтекание горючего в стыке в результате неполной затяжки гаек откидных болтов соединительных муфт, плохой очистки от грязи венчика манжеты или резинового уплотнительного кольца, установки на стык поврежденного резинового кольца, плохой за­чистки заусениц на венчике манжеты трубы;

- свищ в стыке (рис. 38) в результате установки поврежден­ного резинового кольца или трубы с глубокими забоинами венчика манжеты или в результате закуса резинового кольца;

- свищ в сварном шве трубы (рис. 39) в результате разрыва шва от повышенного давления или повреждения проходящим гу­сеничным транспортом;

- повреждение (рис. 40) в теле трубы в результате диверси­онных действий противника, разрывов бомб и снарядов;

- течь горючего через сальники задвижек и обратных клапа­нов, а также через прокладки в плоскостях разъема задвижек, об­ратных клапанов и регуляторов давления в результате установки в линию трубопровода технически неисправного оборудования.

К авариям на трубопроводе относятся такие повреждения оборудования, устранить которые невозможно без остановки пере­качки горючего.

Характер и причины аварий на трубопроводе могут быть сле­дующие:

- разрыв трубы по продольному шву длиной более 500 ммвследствие повышенного давления в трубопроводе или прохожде­ния гусеничного транспорта;

- полное разъединение стыка труб в результате разрыва со­единитель-ной муфты или среза венчика манжеты.

Подтекание горючего или свищ в стыке устраняется подтяжкой гаек болтов соединительной муфты (рис. 41). Если же этим спо­собом устранить неисправность невозможно, то на стыке устанав­ливается аварийная муфта (рис. 42), которая раскрывается и на­девается на неисправное соединение, гайки на фланцевых шпиль­ках затягиваются до отказа. Затягивать гайки нужно равномерно с двух сторон. При подтекании горючего по окружности трубы под­тягиваются малые нажимные болты.

Разрыв трубы по продольному электросварному шву длиной не более 500 мм,и другие мелкие повреждения тела трубы устраняются с помощью аварийных хомутов. Для дву­сторонних пробоин используются двусторонние хомуты, для глу­хих — односторонние.

Аварийный хомут собирается на поврежденной трубе рядом с неисправностью, а затем надвигается на место повреждения, по­сле чего гайки болтов затягиваются равномерно с обеих сторон до устранения течи

В случае аварии, требующей замены поврежденной трубы, не­обходимо остановить работу насосных установок и закрыть бли­жайшие к месту аварии задвижки на линии трубопровода. Отсо­единив поврежденную трубу, предварительно подставив под стыки полубочки для сбора вытекающего горючего, подсоединить исправ­ную трубу, открыть линейные задвижки и возобновить перекачку.

Одновременно с заменой трубы собирается пролитое горючее.

Место пролива зачищается, дополнительно перекапывается и засыпается свежим грунтом.

Если поврежденная труба оказалась на участке, где гидроста­тическое давление более 1 кг/см2, то заменять трубу лучше с по­мощью двух задвижек и набора вставок. В этом случае порядок замены трубы должен быть следующий. Останавливается работа насосных установок и отсоединяется поврежденная труба. К открытым концам трубопровода подсоединяются вместе со вставка­ми длиной 0,9 м (0,85 м) задвижки. Задвижки закрываются, и вы­текание горючего из открытых концов трубопровода прекращается.

С помощью двух вставок длиной по 1,8 м соединяется линия трубопровода. После этого открываются задвижки, и перекачка горю­чего по трубопроводу возобновляется.

Разъединение трубопровода в местах крутых поворотов ликви­дируется с помощью угольников под 45° и вставок различной длины.

Аварии и неисправности при эксплуатации полевых магистраль­ных трубопроводов можно предотвратить. Для этого при погрузочно-выгрузоч-ных работах трубы нельзя бросать, оберегая их от уда­ров. На трассу нужно вывозить только исправное оборудование. Трубы с помятостью тела, глубокими царапинами и забоинами нужно отбраковывать. При монтаже трубопровода нельзя допус­кать провисания стыков труб. На крутых поворотах следует ис­пользовать угольники под 45°. Нахлесты и разрывы нужно устра­нять с помощью вставок. Переходы через грунтовые, шоссейные и железные дороги необходимо очень тщательно оборудовать. Для этих целей используются имеющиеся табельные и подручные сред­ства, указательные и предупредительные знаки.

Очень важно качественно опрессовать трубопровод. А при пере­качке нельзя допускать резких изменений режима работы насос­ных станций. Закрывать задвижки на линии трубопровода разре­шается только после остановки насосных установок.


Наши рекомендации