Фасонные части ПМТ. Запорная и регулирующая арматура ПМТ.
К фасонным частям трубопровода относятся тройники, угольники и переходники (рис. 7).
Рис. 7. Фасонные части трубопровода ПМТ-100:
а — тройник прямой; б — угольник 90°; в — угольник 45°; г — переходник
Тройники используются для устройства различных ответвлений от полевых магистральных трубопроводов. В больших количествах они используются в обвязках насосных станций и при оборудовании начальных, промежуточных и конечных пунктов трубопровода.
Тройники для трубопроводов ПМТ-100 изготовляются из стальных катаных труб с толщиной стенки 5 мм, а для трубопроводов ПМТ-150 — из труб с толщиной стенки 6 мм и приварными манжетами.
Ранее они изготовлялись для трубопроводов ПМТ-100 из труб с толщиной стенки 8 мм с проточкой на них кольцевых канавок под соединительные муфты, а для трубопроводов ПМТ-150 — из труб с толщиной стенки 3,25 мм и приварными манжетами.
Для изменения направления трубопровода используются угольники. В комплекты полевых магистральных трубопроводов входят угольники под 45 и 90°. Угольники под 45° используются на трассе в линии трубопроводов, угольники под 90° — как в линии трубопроводов, так и в обвязках насосных станций и при оборудовании начальных, промежуточных и конечных пунктов трубопровода. Изготовляются угольники для трубопроводов ПМТ-100 и ПМТ-150 из тех же труб, что и тройники.
Для соединения между собой труб диаметром 100 и 150 ммприменяются переходники. Переходники используются также для подсоединения трубопроводов к насосным установкам.
Трубопроводы ПМТА-150 укомплектовываются стальными тройниками, угольниками и переходниками из комплекта трубопровода ПМТ-150.
Запорная и регулирующая арматура
К запорной и регулирующей арматуре полевых магистральных трубопроводов относятся задвижки, обратные клапаны и регуляторы давления.
Задвижки. Для разобщения отдельных участков трубопровода используются задвижки. Они устанавливаются в линии трубопровода, в обвязках насосных станций, а также в обвязках начальных, промежуточных и конечных пунктов трубопровода.
Обратные клапаны.При развертывании и эксплуатации полевых магистральных трубопроводов в гористой местности большое внимание уделяется учету гидростатического давления. С явлением гидростатического давления в трубопроводе приходится сталкиваться во время остановок перекачки горючего по трубопроводу. При остановке перекачки горючее, находящееся в трубопроводе, своим весом давит на стенки труб и другого оборудования, включенного в линию трубопровода. Давление, действующее на стенки труб, измеряется весом столба жидкости над точкой трубопровода, в которой оно определяется, отнесенным к единице площади. Как уже упоминалось выше, рабочее давление полевых магистральных трубопроводов составляет 25 кг/см2.Поэтому и гидростатическое давление в любой точке трубопровода не должно превышать этой величины. Для разгрузки трубопроводов от гидростатического давления свыше 25 кг/см2 и предотвращения движения горючего в обратном направлении на восходящих участках трассы при прекращении перекачки используются обратные клапаны. Они устанавливаются также в обвязке насосных станций для автоматического пропуска горючего мимо станции при ее внезапной остановке и для автоматического разобщения всасывающей и напорной линий после запуска насосной станции.
Регуляторы давления. На нисходящих участках трассы трубопровода для автоматического ограничения возрастания давления выше заданного при перекачке горючего и для разгрузки трубопровода от гидростатического давления свыше 25 кг/см2 при прекращении перекачки устанавливаются регуляторы давления.
Неисправности и аварии ПМТ
К неисправностям трубопровода относятся такие, нарушения в его работе, которые могут быть устранены имеющимися аварийными средствами без остановки перекачки.
Характер и причины неисправностей могут быть следующие:
- подтекание горючего в стыке в результате неполной затяжки гаек откидных болтов соединительных муфт, плохой очистки от грязи венчика манжеты или резинового уплотнительного кольца, установки на стык поврежденного резинового кольца, плохой зачистки заусениц на венчике манжеты трубы;
- свищ в стыке (рис. 38) в результате установки поврежденного резинового кольца или трубы с глубокими забоинами венчика манжеты или в результате закуса резинового кольца;
- свищ в сварном шве трубы (рис. 39) в результате разрыва шва от повышенного давления или повреждения проходящим гусеничным транспортом;
- повреждение (рис. 40) в теле трубы в результате диверсионных действий противника, разрывов бомб и снарядов;
- течь горючего через сальники задвижек и обратных клапанов, а также через прокладки в плоскостях разъема задвижек, обратных клапанов и регуляторов давления в результате установки в линию трубопровода технически неисправного оборудования.
К авариям на трубопроводе относятся такие повреждения оборудования, устранить которые невозможно без остановки перекачки горючего.
Характер и причины аварий на трубопроводе могут быть следующие:
- разрыв трубы по продольному шву длиной более 500 ммвследствие повышенного давления в трубопроводе или прохождения гусеничного транспорта;
- полное разъединение стыка труб в результате разрыва соединитель-ной муфты или среза венчика манжеты.
Подтекание горючего или свищ в стыке устраняется подтяжкой гаек болтов соединительной муфты (рис. 41). Если же этим способом устранить неисправность невозможно, то на стыке устанавливается аварийная муфта (рис. 42), которая раскрывается и надевается на неисправное соединение, гайки на фланцевых шпильках затягиваются до отказа. Затягивать гайки нужно равномерно с двух сторон. При подтекании горючего по окружности трубы подтягиваются малые нажимные болты.
Разрыв трубы по продольному электросварному шву длиной не более 500 мм,и другие мелкие повреждения тела трубы устраняются с помощью аварийных хомутов. Для двусторонних пробоин используются двусторонние хомуты, для глухих — односторонние.
Аварийный хомут собирается на поврежденной трубе рядом с неисправностью, а затем надвигается на место повреждения, после чего гайки болтов затягиваются равномерно с обеих сторон до устранения течи
В случае аварии, требующей замены поврежденной трубы, необходимо остановить работу насосных установок и закрыть ближайшие к месту аварии задвижки на линии трубопровода. Отсоединив поврежденную трубу, предварительно подставив под стыки полубочки для сбора вытекающего горючего, подсоединить исправную трубу, открыть линейные задвижки и возобновить перекачку.
Одновременно с заменой трубы собирается пролитое горючее.
Место пролива зачищается, дополнительно перекапывается и засыпается свежим грунтом.
Если поврежденная труба оказалась на участке, где гидростатическое давление более 1 кг/см2, то заменять трубу лучше с помощью двух задвижек и набора вставок. В этом случае порядок замены трубы должен быть следующий. Останавливается работа насосных установок и отсоединяется поврежденная труба. К открытым концам трубопровода подсоединяются вместе со вставками длиной 0,9 м (0,85 м) задвижки. Задвижки закрываются, и вытекание горючего из открытых концов трубопровода прекращается.
С помощью двух вставок длиной по 1,8 м соединяется линия трубопровода. После этого открываются задвижки, и перекачка горючего по трубопроводу возобновляется.
Разъединение трубопровода в местах крутых поворотов ликвидируется с помощью угольников под 45° и вставок различной длины.
Аварии и неисправности при эксплуатации полевых магистральных трубопроводов можно предотвратить. Для этого при погрузочно-выгрузоч-ных работах трубы нельзя бросать, оберегая их от ударов. На трассу нужно вывозить только исправное оборудование. Трубы с помятостью тела, глубокими царапинами и забоинами нужно отбраковывать. При монтаже трубопровода нельзя допускать провисания стыков труб. На крутых поворотах следует использовать угольники под 45°. Нахлесты и разрывы нужно устранять с помощью вставок. Переходы через грунтовые, шоссейные и железные дороги необходимо очень тщательно оборудовать. Для этих целей используются имеющиеся табельные и подручные средства, указательные и предупредительные знаки.
Очень важно качественно опрессовать трубопровод. А при перекачке нельзя допускать резких изменений режима работы насосных станций. Закрывать задвижки на линии трубопровода разрешается только после остановки насосных установок.