Виды дефектов, ремонт резинотканевых резервуаров.
Текущему ремонту подвергаются резервуары имеющие следующие дефекты:
1 Расслоение слоев резервуара
2 течи горючего в углах резервуара
3 Течи горючего в местах присоединения арматуры
4 сквозные повреждения оболочки
Текущий ремонт выполняется на месте эксплуатации, с помощью резиновых или металлических пробок, зажимных планок и шайб
У резервуаров с топливом устраняется
1 течь горючего в местах присоединения арматуры
2 сквозные проколы оболочки резервуара
3 течь горючего в углах резервуара
Полевые магистральные трубопроводы. Классификация ПМТ.
Полевые магистральные трубопроводы (ПМТ) — сборно-разборные полевые трубопроводы, предназначенные для быстрого развёртывания в полевых условиях каналов снабжения горюче-смазочными материалами[1]. Могут использоваться для транспортировки воды к месту лесного пожара. Инженерно-технический комплекс ПМТ на вооружении у трубопроводных воинских бригад состоит из труб условным диаметром 100 и 150 мм, средств перекачки и вспомогательного оборудования. Суммарная протяжённость линий может составлять до 150 км. Бригада из десяти человек за час работы монтирует 1-1,2 км трубопровода.
Наиболее эксплуатируемыми являются следующие полевые магистральные трубопроводы:
- трубопровод диаметром 100 мм, длиной 100 и 150 км (ПМТ-100);
- трубопровод диаметром 150 мм, длиной 150 км со стальными трубами (ПМТ-150);
- трубопровод диаметром 150 мм, длиной 150 км с алюминиевыми трубами (ПМТА-150).
В сокращенных названиях трубопроводов, указанных в скобках, буквы и цифры обозначают: П — полевой, М — магистральный, Т — трубопровод, А — алюминиевый. Цифры 100 и 150 обозначают условный диаметр трубопровода в миллиметрах.
Линейное оборудование полевых трубпроводов. Трубы, муфты, уплотнительные кольца.
Линейное оборудование трубопровода
К линейному оборудованию трубопровода относится оборудование, устанавливаемое в основном в линию трубопровода: трубы, вставки, соединительные муфты, резиновые уплотнительные кольца, задвижки, обратные клапаны, регуляторы давления, фасонные части.
Трубы
Трубы являются основным оборудованием, входящим в комплекты полевых магистральных трубопроводов. Они составляют 80-85 % веса комплектов трубопроводов ПМТ-100 и ПМТ-150 и 70 % веса комплекта трубопровода ПМТА-150. Для перевозки труб используется до 85 % транспорта, необходимого для перемещения всего комплекта трубопровода. Трубы хранятся в штабелях.
В обозначении размера труб первые цифры показывают наружный диаметр трубы, вторые — толщину стенки и третьи — длину трубы в миллиметрах. Для изготовления труб полевых магистральных трубопроводов ПМТ-100 и ПМТ-150 используются стальные электросварные трубы, поставляемые трубными заводами. Эти трубы изготовляются малоуглеродистой стали марки Ст. 10. К концам заготовки трубы, полученной с трубопрокатного завода, привариваются специальные манжеты с кольцевыми выточками под соединительные муфты.
После приварки манжет для защиты труб от коррозии на их поверхность наносится защитное покрытие. Трубы диаметром 100 ммподвергаются оцинковке, причем цинковое покрытие наносится одновременно на наружную и внутреннюю поверхности труб. Трубы диаметром 150 ммокрашиваются. При этом на внутреннюю поверхность труб и всю поверхность манжет наносится специальное бензостойкое антикоррозионное эмалевое покрытие, а наружная поверхность труб окрашивается нитроэмалью защитного цвета.
Для изготовления труб полевого магистрального трубопровода ПМТА-150 используются прессованные трубы, изготовляемые из алюминиевого сплава ЛМГ-3. К концам заготовки трубы, так же как и к стальной трубе, привариваются манжеты с кольцевыми выточками под соединительные муфты. Манжеты изготовляются из алюминиевого сплава АМГ-6, обладающего большей прочностью и твердостью, чем сплав АМГ-3.
Конфигурация манжеты алюминиевой трубы несколько отличается от конфигурации манжеты стальной трубы (рис. 3). Это различие обусловлено способом приварки манжет к трубам: к стальным трубам манжеты привариваются швом внахлестку, а к алюминиевым - стыковым швом.
Приварка манжет стыковым швом обеспечивает большую прочность сварного соединения, чем приварка швом внахлестку, но она менее удобна в производстве. Необходимая прочность сварного соединения манжеты со стальной трубой вполне обеспечивается сваркой швом внахлестку, в то время как необходимая прочность сварного соединения манжеты с алюминиевой трубой может быть достигнута только сваркой стыковым швом. Наряду с трубами длиной 6 м в комплектах трубопроводов имеются также короткие трубы-вставки. Вставки используются при монтаже обвязок насосных станций, резервуарных групп и в линии трубопровода, где не укладываются трубы длиной 6 м.
Муфты и кольца
К соединению труб полевых магистральных трубопроводов предъявляется ряд специфических требований, выполнение которых необходимо для надежной работы трубопроводов на местности в сложных географических и климатических условиях. Соединительное устройство должно обеспечивать:
- механическую прочность и полную герметичность трубопровода при давлении в нем от 0 до 38 кг/см2;
- компенсацию температурных изменений;
- поворот одной трубы относительно другой на угол 3-4°;
- сборку и разборку трубопровода с затратой минимально возможного времени;
- возможность замены отдельных труб на собранном трубопроводе.
Соединительное устройство должно быть малогабаритным, малодетальным, простым по конструкции, технологичным и недорогим в изготовлении. Детали соединительного устройства должны быть стойкими к нефтепродуктам и воде и работоспособными после многократного монтажа и демонтажа трубопровода. Из всех существующих на сегодня соединений наиболее полно отвечает перечисленным выше требованиям соединение типа МПТ (рис. 4), которое и принято для полевых магистральных трубопроводов. Любое соединительное устройство труб, работающих под давлением, должно иметь комплекс деталей и рабочих поверхностей, обеспечивающих надежное соединение элементов трубопровода, восприятие всех нагрузок, возникающих при работе, и герметичность трубопровода.
Трубы и другие элементы полевых магистральных трубопроводов с соединением типа МПТ монтируются с помощью соединительных муфт. Соединительная муфта (рис. 5) состоит из двух полумуфт, одна из которых имеет откидные болты с гайками. Па откидных болтах имеется по две шайбы: большая шайба является опорной под гайки при монтаже соединительной муфты, а малая — ограничителем для гайки при демонтаже муфты.
Полумуфты изготовляются из ковкого чугуна отливкой их в землю. Все размеры полумуфт получаются в литье, за исключением двух — внутреннего диаметра по бурту и высоты лап.
Эти два размера получаются после механической обработки литья. Полумуфты окрашиваются нитроэмалью защитного цвета, а откидные болты, оси, гайки и шайбы - оцинковываются.
При монтаже соединения полумуфты надеваются на трубы или другие элементы трубопровода так, чтобы их бурты входили в кольцевые выточки манжет, после чего равномерно затягиваются откидные болты. Смонтированная муфта надежно удерживает соединенные между собой детали трубопровода. Размеры манжет и соединительных муфт подобраны так, что они позволяют повернуть одну трубу относительно продольной оси другой трубы в любой плоскости на угол 3-4°, а также обеспечивают самокомпенсацию температурных изменений.
При монтаже соединения резиновое кольцо своими уплотняющими поясками надевается на венчики манжет двух соединяемых труб. Размеры резинового уплотнительного кольца подобраны так, что оно надевается на венчик манжеты с определенным натягом. После этого на резиновое уплотнительное кольцо надеваются верхняя и нижняя полумуфты и затягиваются откидные болты. При этом резиновое кольцо, плотно охватываемое внутренней полостью соединительной муфты, еще сильнее прижимается своими уплотняющими поясками к венчикам манжет соединяемых труб. Предварительный натяг резинового уплотнительного кольца, получаемый при надевании его на венчики манжет соединяемых труб и последующем обжатии его соединительной муфтой, необходим для обеспечения герметичности соединения при отсутствии в трубопроводе давления.
При возрастании давления в трубопроводе герметичность соединений создается самой конструкцией резинового уплотнительного кольца, обеспечивающей работу его по принципу самоуплотнения: с повышением давления в трубопроводе жидкость сильнее давит на внутреннюю полость кольца и плотнее прижимает его уплотняющие пояски к венчикам манжет, в результате/чего герметичность соединения улучшается. Перемещение труб относительно друг друга в любом направлении впределах, допускаемых конструкцией данного соединительного устройства, не влияет на герметичность соединения.