Техническое обслуживание специального оборудования автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.
Система технического обслуживания автомобилей-цистерн является планово-предупредительной. Сущность ее заключается в том, что техническое обслуживание специального оборудования и шасси базового автомобиля проводится в установленные сроки в обязательном порядке независимо от состояния узлов и агрегатов. Объем работ, выполняемых при контрольных осмотрах и технических обслуживаниях, зависит от продолжительности и интенсивности эксплуатации оборудования и базового шасси автомобиля. Сокращение объема работ по техническому обслуживанию приводит к преждевременному отказу деталей, узлов и агрегатов специального оборудования автомобилей-цистерн.
Для автомобилей-цистерн предусмотрены следующие виды осмотров и технических обслуживании специального оборудования: контрольные осмотры перед выездом, в пути и по возвращении на автотранспортное предприятие; ежедневное (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное (СО).
Ежедневное техническое обслуживание выполняют после каждого ее применения, а при перерывах в работе — не реже одного раза в неделю. Работы выполняет водитель.
Первое и второе техническое обслуживание проводятся при наработке специальным оборудованием определенного количества часов или одновременно ТО-1 и ТО-2 шасси автомобиля.
Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год — при подготовке автомобилей-цистерн к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации. Работы по техническому обслуживанию специального оборудования автомобилей-цистерн выполняются на пунктах технического обслуживания.
При техническом обслуживании необходимо выполнять следующие требования: пользоваться исправным и соответствующем своему назначению инструментом; демонтаж и разборку узлов гидравлической системы выполнять только после полного слива из нее нефтепродукта; перед вскрытием узлов пневматической системы необходимо удалить из системы сжатый воздух, сообщив ее с атмосферой, а приборы электрооборудования отключить от источника тока. При техническом обслуживании и устранении неисправностей не допускается нарушение и вскрытие пломб на контрольно-измерительных приборах.
Контрольный осмотр перед выездом из автотранспортного предприятия проводится водителем. При осмотре необходимо выполнить следующие работы: удалить с автомобиля-цистерны пыль, грязь, снег; проверить наличие нефтепродукта в цистерне; проверить надежность крепления цистерны и насосной установки к раме автомобиля и при необходимости подтянуть крепежные детали; проверить наличие заглушек на всех штуцерах трубопроводов и их затяжку; проверить герметичность всех фланцевых соединений трубопроводов и арматуры и устранить подтекания нефтепродукта; проверить целостность стекла указателя уровня; проверить исправность насоса и его привода; проверить уровень масла в редукторе привода насоса; проверить исправность системы электрооборудования и контрольно-измерительных приборов; проверить наличие, состояние, укладку и крепление запасных частей, инструментов и принадлежностей; проверить плотность закрытия дверей ящиков, кабины управления и пеналов; проверить исправность заземляющих устройств; слить отстой нефтепродукта из отстойника; проверить наличие пломб в местах доступа к нефтепродукту; проверить наличие и состояние противопожарных средств; проверить наличие сопроводительной и эксплуатационной документации.
При буксировании автомобилем-цистерной прицепа-цистерны дополнительно проверить: отключение лампы задних указателей поворота автомобильной цистерны; установку режимного кольца тормозного крана; состояние тягово-сцепного прибора; состояние прицепа. По окончании проведения осмотра необходимо устранить все выявленные неисправности.
Осмотр автомобиля-цистерны в пути проводится водителем на остановках, а также в пунктах налива и слива нефтепродукта. При осмотре необходимо выполнить следующие работы: проверить крепление цистерны и насосной установки на раме автомобиля и при необходимости подтянуть крепежные детали; проверить надежность крепления заземляющих устройств, противопожарного оборудования, ящиков, пеналов и т. д., проверить соединение трубопроводов и арматуры на отсутствие подтекания нефтепродукта; проверить состояние шасси автомобиля. При буксировании автомобилем-цистерной прицепа-цистерны необходимо также проверить состояние тягово-сцепного прибора и установку регулировочного кольца опережения торможения на тормозном кране автомобиля. По окончании проведения осмотра необходимо устранить все выявленные неисправности.
Контрольный осмотр автомобиля-цистерны по возвращении в автотранспортное предприятие проводится водителем. При осмотре необходимо выполнить следующие работы: удалить с автомобиля-цистерны пыль, грязь, снег; проверить состояние крепления подножек, поручней, шанцевого инструмента, ЗИП, заземляющих устройств, средств пожаротушения; проверить целостность стекол уровнемера, указателя уровня компенсационного бачка и приборов; проверить наличие пломб в местах доступа к нефтепродукту; проверить наличие заглушек на всех штуцерах трубопроводов; проверить состояние окраски наружных поверхностей автомобильной цистерны.
Ежедневное техническое обслуживание является основным видом технического обслуживания, от регулярности и качества которого зависит исправность автомобиля-цистерны. Назначение ЕО заключается в том, чтобы выявить и устранить неисправности, привести цистерну в полную техническую готовность.
Ежедневное техническое обслуживание выполняется водителем после контрольного осмотра и предусматривает выполнение следующих работ: проверку состояния крепления цистерны, насосной установки, ящиков, пеналов, кабины управления, крыльев колес задней тележки, глушителя и трубопроводов системы выпуска, трубопроводов гидравлической системы и при необходимости подтяжку крепежных деталей; проверку исправности работы электрооборудования; осмотр приемных рукавов и их просушку; проверку уровня смазки в редукторе; проверку отсутствия течи по оси стрелки показывающего прибора поплавкового указателя уровня, и при необходимости подтяжку или замену сальника; проверку состояния гидропневматических клапанов и пневматической системы в целом; проверку состояния цепной передачи катушки напорного рукава; проверку целостности и чистоты фильтра предварительной очистки нефтепродукта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется после наработки 50 циклов приема-выдачи нефтепродуктов специальным оборудованием или одновременно с проведением первого ТО шасси автомобиля.
В объем работ по выполнению ТО-1 входит: выполнение всех работ, предусмотренных ежедневным техническим обслуживанием; проверка состояния сальников и уплотнительных колец насоса, редуктора, коробки отбора мощности, вентиля слива отстоя и при необходимости подтяжка сальников или их замена; проверка состояния крепления коробки отбора мощности и шарниров карданного вала и при необходимости подтяжка крепежных деталей; проверка массы заряда огнетушителей (взвешиванием); проверка внешним осмотром крепления кабелей и узлов электрооборудования; проверка (по формуляру), запаса ресурса отдельных узлов автомобиля-цистерны и сроков проверки приборов и при необходимости проведение их проверки и замены; смазка узлов и механизмов автомобиля-цистерны в соответствии с картой смазки; проверка работы всех сливных пробок из насоса и коммуникаций; проверка состояния окрашенных поверхностей и при необходимости восстановление поврежденных мест; устранение выявленных при техническом обслуживании неисправностей.
Техническое обслуживание ТО-2 проводится после наработки ЗОСГ циклов приема-выдачи нефтепродуктов специальным оборудованием или одновременно с проведением второго технического обслуживания шасси.
В объем работ по выполнению ТО-2 входит: выполнение всех работ, предусмотренных ТО-1; проверка состояния крепления датчика измерителя тахометра; проверка состояния карданного вала привода насоса; осмотр покрытия на внутренней поверхности цистерны и крепления узлов и деталей внутри нее; промывка внутренней полости цистерны, коммуникаций и арматуры; проверка регулировки перепускного клапана гидравлической системы и работы вдыхательного и дыхательного клапанов; проверка работы пневматической системы; проверка подачи насоса, высоты всасывания и напора при нулевой производительности; проверка работоспособности и регулировки ограничителя наполнения цистерны и указателя уровня нефтепродукта; проверка полноты слива нефтепродукта из насоса и коммуникаций; проверка работы электрооборудования; проверка исправности заземляющих устройств; проверка работы звуковой и световой сигнализаций при наполнении своей цистерны; проверка состояния и правильности показаний всех приборов; осмотр ящиков, пеналов, кабины управления, пульта управления, цистерны; устранение выявленных при техническом обслуживании неисправностей.
Сезонное техническое обслуживание выполняют 2 раза в год весной и осенью и по возможности совмещается, с ТО-1 и ТО-2.
В объем работ по выполнению СО входит: выполнение работ, предусмотренных ТО-2; проверка герметичности цистерны и состояния покрытия ее внутренних и внешних поверхностей; прочистка и продувка всех сливных трубопроводов, штуцеров и пробок; проверка состояния рукавов; проверка состояния электро- и пневмооборудования, заземляющих устройств и средств пожаротушения; проверка наличия, состояния и укладки ЗИП; замена всех изношенных прокладок в коммуникациях и на сливных патрубках; замена смазки в соответствии с картой смазки; устранение выявленных при техническом обслуживании неисправностей. При сезонном техническом обслуживании необходимо особенно тщательно проверить и подтянуть крепления в труднодоступных местах.
Технические требования к проведению контрольных осмотров и технических обслуживаний. Проведение контрольных осмотров и технических обслуживаний специального оборудования автомобилей-цистерн должно быть направлено на выполнение следующих требований: внешние поверхности должны быть чистыми и сухими; все детали, узлы и агрегаты должны быть надежно закреплены и законтрены, не допускается отсутствие хотя бы одного болта, гайки или другой крепежной детали; на всех трубопроводах и рукавах должны быть плотно затянутые заглушки; наружные поверхности рукавов не должны иметь механических повреждений; подтекание топлива во фланцевых соединениях и через сливные пробки не допускается; допускается отпотевание (появление масла) в местах выхода валов и масляных полостей редуктора привода и коробки отбора мощности; не допускается эксплуатация автомобилей-цистерн с треснутыми, разбитыми и грязными стеклами указателя уровня топлива и контрольно-измерительных приборов, биение карданного вала, осевой люфт коробки отбора мощности, а также ослабление крепления всех узлов привода, вал насоса должен вращаться плавно без заеданий при проворачивании его вручную; электрооборудование должно обеспечивать работу всех КИП и приборов освещения; замки и шарниры дверей должны быть исправными, а двери, ящики, пеналы легко, без заеданий, закрываться, открываться и надежно запираться; уплотнительные прокладки не должны иметь повреждений; ЗИП и принадлежности должны быть в пригодном для использования состоянии и надежно закреплены на отведенных для них местах; автомобили-цистерны должны быть полностью укомплектованы заземляющими устройствами; трос заземляющего клина должен быть припаян к катушке заземления; длина соприкосновения цепи походного заземления с дорожным покрытием должна быть не менее 200 мм; внутренняя поверхность цистерн не должна иметь следов коррозии; сетка фильтра предварительной очистки нефтепродукта должна быть чистой, без наличия механических примесей и видимых повреждений; масса заряда огнетушителей должна соответствовать паспортным данным; окрашенные поверхности цистерны не должны иметь повреждений.
Правильная и своевременная смазка трущихся деталей обеспечивает наряду с другими средствами обслуживания высокую долговечность и нормальную эксплуатацию автомобилей-цистерн. Прежде чем приступить к смазке или замене масла в агрегатах, необходимо удалить грязь с пресс-масленок, пробок и окружающих их мест. Закрытые полости при смене смазки должны перед заливкой промываться той же смазкой, которая подлежит заливке. Открытые трущиеся поверхности перед нанесением смазки должны быть тщательно очищены от пыли и грязи и затем смазаны смазкой, которая наносится на поверхность при помощи щетки или жесткой кисти.
Требования к безопасности к автомобильным цистернам для транспортирования нефтепродуктов и топлив предъявляемые
6.1 Для изготовления автоцистерн запрещается применять шасси автомобиля с двигателем, работающим на газе.
6.2 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала. В эксплуатационной документации должны быть приведены сведения о мерах взрывопожаробезопасности при эксплуатации, по предупреждению и способах тушения пожара, по безопасному проведению работ внутри цистерны, регулированию и ремонту автоцистерны.
6.3 Оборудование и органы управления системы, предназначенные для заправки техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема, должны располагаться в специальном технологическом отсеке, стенки которого должны быть выполнены из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч. При торцевом расположении отсека (сзади цистерны) предел огнестойкости не менее 0,5 ч обеспечивают только для стенки, расположенной со стороны цистерны. В качестве стенки может быть днище цистерны.
6.4 Во избежание накопления статического электричества оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное объемное электрическое сопротивление не более 10(5) Ом х м.
Защита от статического электричества АТС должна соответствовать требованиям правил [1].
Зажимы для подключения заземляющего провода и троса должны соответствовать требованиям ГОСТ 21130. Допускается применение зажимов других типов по надежности крепления и сопротивлению цепи не хуже указанных.
Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Сопротивление отдельных участков цепи должно быть не более 10 Ом. При измерении сопротивления цепи рукава должны быть подстыкованы и находиться в развернутом виде.
Если на автоцистерне применены антистатические рукава, то методика проверки сопротивления цепи должна соответствовать методике, установленной в технической документации на рукава конкретного типа. Сопротивление цепи в этом случае не должно быть более допустимого по технической документации на рукав конкретного типа.
Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
6.5 Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища. Расстояние от топливного бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю.
6.3 - 6.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.6 Выпускная труба автомобиля должна быть вынесена в правую сторону вперед. Конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем съемного искрогасителя.
Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допускается выносить выпускную трубу в правую сторону или вверх вне зоны цистерны и зоны топливной коммуникации. При этом выпускная труба не должна располагаться в непосредственной близости от топливного бака. При выводе выпускной трубы вверх ее следует оборудовать искрогасителем.
6.7 Автоцистерна должна иметь два порошковых огнетушителя вместимостью не менее 5 л каждый.
Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны иметь один порошковый огнетушитель вместимостью не менее 5 л.
6.8 По требованию потребителя (заказчика) АТС должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.
6.9 На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков "Опасность", знака "Ограничение скорости" по ГОСТ 10807, мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой порядка 25 кг.
6.10 На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись "Огнеопасно" по ГОСТ 1510. Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.
6.11 Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.
6.12 Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.
Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.
6.13 Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием.
6.14 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: "При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена".
6.15 Автоцистерны должны быть оборудованы задним защитным устройством. Технические требования к конструкции заднего защитного устройства - по ГОСТ Р 41.58.
6.16 Автоцистерна должна быть оборудована боковым защитным устройством по РД 37.001.155 [3].
6.15, 6.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.17 Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.
6.18 Автоцистерна должна быть оборудована донным клапаном с возможностью управления им снаружи цистерны.
Управление донным клапаном должно быть сдублировано устройством дистанционного закрывания из кабины водителя. Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.
Во избежание потери содержимого цистерны при повреждении внешних приспособлений для загрузки и разгрузки донный клапан и место его расположения должны быть защищены от опасности быть сбитыми при внешнем воздействии или иметь конструкцию, выдерживающую это воздействие.
6.19 Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.