Техническое обслуживание специального оборудования автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.

Система технического обслуживания автомобилей-цистерн является планово-предупредительной. Сущность ее заключается в том, что техническое обслуживание специального оборудования и шасси базового автомобиля проводится в установленные сроки в обязательном порядке независимо от состояния узлов и агрега­тов. Объем работ, выполняемых при контрольных осмотрах и тех­нических обслуживаниях, зависит от продолжительности и интенсивности эксплуатации оборудования и базового шасси автомо­биля. Сокращение объема работ по техническому обслуживанию приводит к преждевременному отказу деталей, узлов и агрегатов специального оборудования автомобилей-цистерн.

Для автомобилей-цистерн предусмотрены следующие виды осмотров и технических обслуживании специального оборудова­ния: контрольные осмотры перед выездом, в пути и по возвраще­нии на автотранспортное предприятие; ежедневное (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслу­живание (ТО-2) и сезонное (СО).

Ежедневное техническое обслуживание выполняют после каждого ее применения, а при перерывах в работе — не реже одного раза в неделю. Работы выполняет водитель.

Первое и второе техническое обслуживание проводятся при наработке специальным оборудованием определенного количест­ва часов или одновременно ТО-1 и ТО-2 шасси автомобиля.

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год — при подготовке автомобилей-цистерн к осенне-зимней и ве­сенне-летней эксплуатации. Работы по техническому обслужива­нию специального оборудования автомобилей-цистерн выполня­ются на пунктах технического обслуживания.

При техническом обслуживании необходимо выполнять сле­дующие требования: пользоваться исправным и соответствующем своему назначению инструментом; демонтаж и разборку узлов гидравлической системы выполнять только после полного слива из нее нефтепродукта; перед вскрытием узлов пневматической системы необходимо удалить из системы сжатый воздух, сооб­щив ее с атмосферой, а приборы электрооборудования отклю­чить от источника тока. При техническом обслуживании и устра­нении неисправностей не допускается нарушение и вскрытие пломб на контрольно-измерительных приборах.

Контрольный осмотр перед выездом из автотранспортного пред­приятия проводится водителем. При осмотре необходимо вы­полнить следующие работы: удалить с автомобиля-цистерны пыль, грязь, снег; проверить наличие нефтепродукта в цистерне; проверить надежность крепления цистерны и насосной установки к раме автомобиля и при необходимости подтянуть крепеж­ные детали; проверить наличие заглушек на всех штуцерах тру­бопроводов и их затяжку; проверить герметичность всех фланце­вых соединений трубопроводов и арматуры и устранить подте­кания нефтепродукта; проверить целостность стекла указателя уровня; проверить исправность насоса и его привода; проверить уровень масла в редукторе привода насоса; проверить исправ­ность системы электрооборудования и контрольно-измеритель­ных приборов; проверить наличие, состояние, укладку и крепле­ние запасных частей, инструментов и принадлежностей; прове­рить плотность закрытия дверей ящиков, кабины управления и пеналов; проверить исправность заземляющих устройств; слить отстой нефтепродукта из отстойника; проверить наличие пломб в местах доступа к нефтепродукту; проверить наличие и состоя­ние противопожарных средств; проверить наличие сопроводи­тельной и эксплуатационной документации.

При буксировании автомобилем-цистерной прицепа-цистерны дополнительно проверить: отключение лампы задних указателей поворота автомобильной цистерны; установку режимного кольца тормозного крана; состояние тягово-сцепного прибора; состояние прицепа. По окончании проведения осмотра необходимо устра­нить все выявленные неисправности.

Осмотр автомобиля-цистерны в пути проводится водителем на остановках, а также в пунктах налива и слива нефтепродукта. При осмотре необходимо выполнить следующие работы: прове­рить крепление цистерны и насосной установки на раме автомо­биля и при необходимости подтянуть крепежные детали; прове­рить надежность крепления заземляющих устройств, противо­пожарного оборудования, ящиков, пеналов и т. д., проверить соединение трубопроводов и арматуры на отсутствие подтекания нефтепродукта; проверить состояние шасси автомобиля. При бук­сировании автомобилем-цистерной прицепа-цистерны необходи­мо также проверить состояние тягово-сцепного прибора и уста­новку регулировочного кольца опережения торможения на тор­мозном кране автомобиля. По окончании проведения осмотра необходимо устранить все выявленные неисправности.

Контрольный осмотр автомобиля-цистерны по возвращении в автотранспортное предприятие проводится водителем. При ос­мотре необходимо выполнить следующие работы: удалить с авто­мобиля-цистерны пыль, грязь, снег; проверить состояние крепле­ния подножек, поручней, шанцевого инструмента, ЗИП, заземляю­щих устройств, средств пожаротушения; проверить целостность стекол уровнемера, указателя уровня компенсационного бачка и приборов; проверить наличие пломб в местах доступа к нефте­продукту; проверить наличие заглушек на всех штуцерах тру­бопроводов; проверить состояние окраски наружных поверхностей автомобильной цистерны.

Ежедневное техническое обслуживание является основным ви­дом технического обслуживания, от регулярности и качества которого зависит исправность автомобиля-цистерны. Назначение ЕО заключается в том, чтобы выявить и устранить неисправнос­ти, привести цистерну в полную техническую готовность.

Ежедневное техническое обслуживание выполняется водите­лем после контрольного осмотра и предусматривает выполнение следующих работ: проверку состояния крепления цистерны, на­сосной установки, ящиков, пеналов, кабины управления, крыль­ев колес задней тележки, глушителя и трубопроводов системы выпуска, трубопроводов гидравлической системы и при необхо­димости подтяжку крепежных деталей; проверку исправности ра­боты электрооборудования; осмотр приемных рукавов и их про­сушку; проверку уровня смазки в редукторе; проверку отсутствия течи по оси стрелки показывающего прибора поплавкового ука­зателя уровня, и при необходимости подтяжку или замену саль­ника; проверку состояния гидропневматических клапанов и пнев­матической системы в целом; проверку состояния цепной переда­чи катушки напорного рукава; проверку целостности и чистоты фильтра предварительной очистки нефтепродукта.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняется после наработ­ки 50 циклов приема-выдачи нефтепродуктов специальным обо­рудованием или одновременно с проведением первого ТО шасси автомобиля.

В объем работ по выполнению ТО-1 входит: выполнение всех работ, предусмотренных ежедневным техническим обслужива­нием; проверка состояния сальников и уплотнительных колец насоса, редуктора, коробки отбора мощности, вентиля слива от­стоя и при необходимости подтяжка сальников или их замена; проверка состояния крепления коробки отбора мощности и шар­ниров карданного вала и при необходимости подтяжка крепеж­ных деталей; проверка массы заряда огнетушителей (взвешива­нием); проверка внешним осмотром крепления кабелей и узлов электрооборудования; проверка (по формуляру), запаса ресурса отдельных узлов автомобиля-цистерны и сроков проверки приборов и при необходимости проведение их проверки и замены; смазка узлов и механизмов автомобиля-цистерны в соответствии с картой смазки; проверка работы всех сливных пробок из насо­са и коммуникаций; проверка состояния окрашенных поверхнос­тей и при необходимости восстановление поврежденных мест; устранение выявленных при техническом обслуживании неис­правностей.

Техническое обслуживание ТО-2 проводится после наработки ЗОСГ циклов приема-выдачи нефтепродуктов специальным обору­дованием или одновременно с проведением второго технического обслуживания шасси.

В объем работ по выполнению ТО-2 входит: выполнение всех работ, предусмотренных ТО-1; проверка состояния крепления датчика измерителя тахометра; проверка состояния карданного вала привода насоса; осмотр покрытия на внутренней поверхнос­ти цистерны и крепления узлов и деталей внутри нее; промывка внутренней полости цистерны, коммуникаций и арматуры; про­верка регулировки перепускного клапана гидравлической систе­мы и работы вдыхательного и дыхательного клапанов; проверка работы пневматической системы; проверка подачи насоса, высо­ты всасывания и напора при нулевой производительности; про­верка работоспособности и регулировки ограничителя наполне­ния цистерны и указателя уровня нефтепродукта; проверка полноты слива нефтепродукта из насоса и коммуникаций; про­верка работы электрооборудования; проверка исправности зазем­ляющих устройств; проверка работы звуковой и световой сиг­нализаций при наполнении своей цистерны; проверка состояния и правильности показаний всех приборов; осмотр ящиков, пена­лов, кабины управления, пульта управления, цистерны; устране­ние выявленных при техническом обслуживании неисправнос­тей.

Сезонное техническое обслуживание выполняют 2 раза в год весной и осенью и по возможности совмещается, с ТО-1 и ТО-2.

В объем работ по выполнению СО входит: выполнение работ, предусмотренных ТО-2; проверка герметичности цистерны и со­стояния покрытия ее внутренних и внешних поверхностей; про­чистка и продувка всех сливных трубопроводов, штуцеров и про­бок; проверка состояния рукавов; проверка состояния электро- и пневмооборудования, заземляющих устройств и средств пожа­ротушения; проверка наличия, состояния и укладки ЗИП; замена всех изношенных прокладок в коммуникациях и на сливных пат­рубках; замена смазки в соответствии с картой смазки; устране­ние выявленных при техническом обслуживании неисправностей. При сезонном техническом обслуживании необходимо особенно тщательно проверить и подтянуть крепления в труднодоступных местах.

Технические требования к проведению контрольных осмотров и технических обслуживаний. Проведение контроль­ных осмотров и технических обслуживаний специального обору­дования автомобилей-цистерн должно быть направлено на выполнение следующих тре­бований: внешние поверхности должны быть чистыми и сухими; все детали, узлы и агрегаты должны быть надежно закреплены и законтрены, не допускается отсутствие хотя бы одного болта, гайки или другой крепежной детали; на всех трубопроводах и ру­кавах должны быть плотно затянутые заглушки; наружные по­верхности рукавов не должны иметь механических повреждений; подтекание топлива во фланцевых соединениях и через сливные пробки не допускается; допускается отпотевание (появление масла) в местах выхода валов и масляных полостей редуктора привода и коробки отбора мощности; не допускается эксплуата­ция автомобилей-цистерн с треснутыми, разбитыми и грязными стеклами указателя уровня топлива и контрольно-измерительных приборов, биение карданного вала, осевой люфт коробки отбора мощности, а также ослабление крепления всех узлов привода, вал насоса должен вращаться плавно без заеданий при проворачи­вании его вручную; электрооборудование должно обеспечивать работу всех КИП и приборов освещения; замки и шарниры две­рей должны быть исправными, а двери, ящики, пеналы легко, без заеданий, закрываться, открываться и надежно запираться; уплотнительные прокладки не должны иметь повреждений; ЗИП и принадлежности должны быть в пригодном для использования состоянии и надежно закреплены на отведенных для них местах; автомобили-цистерны должны быть полностью укомплектованы заземляющими устройствами; трос заземляющего клина должен быть припаян к катушке заземления; длина соприкосновения це­пи походного заземления с дорожным покрытием должна быть не менее 200 мм; внутренняя поверхность цистерн не должна иметь следов коррозии; сетка фильтра предварительной очист­ки нефтепродукта должна быть чистой, без наличия механичес­ких примесей и видимых повреждений; масса заряда огнетуши­телей должна соответствовать паспортным данным; окрашенные поверхности цистерны не должны иметь повреждений.

Правильная и своевременная смазка трущихся деталей обес­печивает наряду с другими средствами обслуживания высокую долговечность и нормальную эксплуатацию автомобилей-цис­терн. Прежде чем приступить к смазке или замене масла в агре­гатах, необходимо удалить грязь с пресс-масленок, пробок и ок­ружающих их мест. Закрытые полости при смене смазки должны перед заливкой промываться той же смазкой, которая подлежит заливке. Открытые трущиеся поверхности перед нанесением смаз­ки должны быть тщательно очищены от пыли и грязи и затем смазаны смазкой, которая наносится на поверхность при помощи щетки или жесткой кисти.

Требования к безопасности к автомобильным цистернам для транспортирования нефтепродуктов и топлив предъявляемые

6.1 Для изготовления автоцистерн запрещается применять шасси автомобиля с двигателем, работающим на газе.

6.2 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала. В эксплуатационной документации должны быть приведены сведения о мерах взрывопожаробезопасности при эксплуатации, по предупреждению и способах тушения пожара, по безопасному проведению работ внутри цистерны, регулированию и ремонту автоцистерны.

6.3 Оборудование и органы управления системы, предназначенные для заправки техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема, должны располагаться в специальном технологическом отсеке, стенки которого должны быть выполнены из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч. При торцевом расположении отсека (сзади цистерны) предел огнестойкости не менее 0,5 ч обеспечивают только для стенки, расположенной со стороны цистерны. В качестве стенки может быть днище цистерны.

6.4 Во избежание накопления статического электричества оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное объемное электрическое сопротивление не более 10(5) Ом х м.

Защита от статического электричества АТС должна соответствовать требованиям правил [1].

Зажимы для подключения заземляющего провода и троса должны соответствовать требованиям ГОСТ 21130. Допускается применение зажимов других типов по надежности крепления и сопротивлению цепи не хуже указанных.

Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Сопротивление отдельных участков цепи должно быть не более 10 Ом. При измерении сопротивления цепи рукава должны быть подстыкованы и находиться в развернутом виде.

Если на автоцистерне применены антистатические рукава, то методика проверки сопротивления цепи должна соответствовать методике, установленной в технической документации на рукава конкретного типа. Сопротивление цепи в этом случае не должно быть более допустимого по технической документации на рукав конкретного типа.

Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.

6.5 Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища. Расстояние от топливного бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю.

6.3 - 6.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).

6.6 Выпускная труба автомобиля должна быть вынесена в правую сторону вперед. Конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем съемного искрогасителя.

Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допускается выносить выпускную трубу в правую сторону или вверх вне зоны цистерны и зоны топливной коммуникации. При этом выпускная труба не должна располагаться в непосредственной близости от топливного бака. При выводе выпускной трубы вверх ее следует оборудовать искрогасителем.

6.7 Автоцистерна должна иметь два порошковых огнетушителя вместимостью не менее 5 л каждый.

Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны иметь один порошковый огнетушитель вместимостью не менее 5 л.

6.8 По требованию потребителя (заказчика) АТС должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.

6.9 На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков "Опасность", знака "Ограничение скорости" по ГОСТ 10807, мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой порядка 25 кг.

6.10 На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись "Огнеопасно" по ГОСТ 1510. Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.

6.11 Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.

6.12 Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.

Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.

6.13 Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием.

6.14 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: "При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена".

6.15 Автоцистерны должны быть оборудованы задним защитным устройством. Технические требования к конструкции заднего защитного устройства - по ГОСТ Р 41.58.

6.16 Автоцистерна должна быть оборудована боковым защитным устройством по РД 37.001.155 [3].

6.15, 6.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).

6.17 Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.

6.18 Автоцистерна должна быть оборудована донным клапаном с возможностью управления им снаружи цистерны.

Управление донным клапаном должно быть сдублировано устройством дистанционного закрывания из кабины водителя. Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.

Во избежание потери содержимого цистерны при повреждении внешних приспособлений для загрузки и разгрузки донный клапан и место его расположения должны быть защищены от опасности быть сбитыми при внешнем воздействии или иметь конструкцию, выдерживающую это воздействие.

6.19 Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.


Наши рекомендации