Насосное оборудование, устанавливаемое на автомобильных средствах транспортирования топлив.

На автомобильных цистернах применяют лопастные насосы и насосы трения, главным образом вихревые и центробежно-вихревые.

Работа центробежного насоса основана на взаимодействии лопаток рабочего колеса, с обтекающим их потоком жидкости.

Недостатки центробежных насосов:

· Необходимость заполнения насоса перекачиваемой жидкостью перед каждым пуском;

· Ограниченность к применению центробежных насосов при малых подачах ввиду низкого КПД;

· Сложность отливки корпуса с узкими проточными каналами;

· Отсутствие самовсасывающей способности.

Принцип действия вихревого насоса также основан на передаче энергии от лопаток рабочего колеса потоку жидкости.

Недостатки вихревых насосов:

· Низкий КПД (до 50%);

· Быстрый износ стенок корпуса, прилегающих к торцам колеса ввиду малых осевых зазоров;

· При увеличении подачи вихревого колеса возрастает относительная скорость потока и резко снижается давление околовходной кромки рабочего колеса. Это является причиной кавитации в вихревых насосах.

Антикавитационные свойства вихревых насосов могут быть улучшены при условии повышения давления на входе вихревого колеса, это достигается путем установки дополнительного центробежного колеса.

Насосы, состоящие из двух колес: центробежного и вихревого соответственно называются центробежновихревые. В насосах этого типа жидкость подводят по входному каналу к центробежному колесу, откуда она выбрасывается в спиральную камеру и далее через входные окна вихревой камеры поток направляется к вихревому колесу и далее по каналам в напорный патрубок насоса.

КПД центробежновихревых насосов выше, чем у вихревых насосов.

Насос самовсасывающий центробежный лопастной (СЦЛ)

Предназначен для перекачки бензина, дизельного топлива, керосина, воды и других жидкостей, вязкостью не более 2*10-5 м2/с и температурой от -40 до +50°С.

Насосы изготавливают левого и правого вращения, направление вращения ротора указано стрелкой на корпусе насоса. Насос СЦЛ имеет две ступени: центробежную и лопастную.

Основными деталями насоса являются:

· Корпус;

· Вал;

· Центробежное и вихревое колесо;

· Крышка корпуса;

· Промежуточная крышка.

Корпус насоса имеет осевой подвод к центробежному колесу, который заканчивается патрубком с фланцем для присоединения всасывающего трубопровода.

Промежуточная крышка отделяет промежуточную ступень от лопастной и крепится болтами к корпусу насоса. Промежуточная крышка образует рабочий канал центробежного колеса.

Внешняя крышка корпуса прикреплена к фланцу корпуса насоса и образует камеру лопастного колеса.

Ротор насоса вращается на двух шарикоподшипниках и состоит из вала, центробежного и лопастного колес. Центробежное колесо закреплено на валу при помощи шпонки, лопастное колесо также закреплено на валу при помощи шпонки и вращается между двумя стальными кольцами, установленными на торцах в расточках внутренней и промежуточной крыши.

Шарикоподшипники установлены в расточках приливов корпуса и внешней крышкой насоса, и закрыты крышками задней глухой и передней с расточкой для входа вала.

Маркировка насосов СЦЛ:

Насос СЦЛ-20-24а или 1АСЦЛ-20-24Г-х-хх

1 – модификация;

А – насосный агрегат;

20 – подача;

24 – напор;

а, Г – модель насоса (чем дальше, тем модернезированнее);

х – могут указать направление движения буквами Л,П;

хх – климатическое исполнение (У – умеренный климат), могут стоять цифры (1 – только в закрытых помещениях, 2 – под навесом).

Насос самовсасывающий вихревой (СВН)

Предназначен для перекачки жидкостей (бензин, дт, керосин, вода и т.д.) с вязкостью не более 2*10-5 м2/с и температурой от -40 до +50°С, плотностью не более 1000 кг/м2.

Маркировка насосов СВН:

СВН-80А или 1АСВН-80А-х-хх

80 – диаметр всасывающего и нагнетательного патрубков;

Основными конструктивными элементами насоса являются:

· Корпус;

· Ротор.

Корпус служит для конструктивного объединения всех элементов в насосе, для подвода жидкости к рабочему колесу, отвода потока жидкости от рабочего колеса и для преобразования скоростной энергии потока, выходящего из колеса в давление.

Корпус состоит из всасывающей и напорной секций, изготовленных из алюминиевого сплава АЛ9 и соединяется между собой с помощью стяжных шпилек.

Рабочее колесо имеет 18 лопаток, соединенных в верхней части ободом.

Насос самовсасывающий центробежный вихревой (СЦН)

По принципу действия идентичен насосу СЦЛ. Различие заключается в том, что основным рабочим органом насоса СЦЛ является вихревая ступень, а центробежная ступень создает необходимый подпор. В насосах СЦН основным рабочим органом является центробежная ступень, а вихревая ступень обеспечивает ее бесперебойную работу.


Наши рекомендации