Насосное оборудование, устанавливаемое на автомобильных средствах транспортирования топлив.
На автомобильных цистернах применяют лопастные насосы и насосы трения, главным образом вихревые и центробежно-вихревые.
Работа центробежного насоса основана на взаимодействии лопаток рабочего колеса, с обтекающим их потоком жидкости.
Недостатки центробежных насосов:
· Необходимость заполнения насоса перекачиваемой жидкостью перед каждым пуском;
· Ограниченность к применению центробежных насосов при малых подачах ввиду низкого КПД;
· Сложность отливки корпуса с узкими проточными каналами;
· Отсутствие самовсасывающей способности.
Принцип действия вихревого насоса также основан на передаче энергии от лопаток рабочего колеса потоку жидкости.
Недостатки вихревых насосов:
· Низкий КПД (до 50%);
· Быстрый износ стенок корпуса, прилегающих к торцам колеса ввиду малых осевых зазоров;
· При увеличении подачи вихревого колеса возрастает относительная скорость потока и резко снижается давление околовходной кромки рабочего колеса. Это является причиной кавитации в вихревых насосах.
Антикавитационные свойства вихревых насосов могут быть улучшены при условии повышения давления на входе вихревого колеса, это достигается путем установки дополнительного центробежного колеса.
Насосы, состоящие из двух колес: центробежного и вихревого соответственно называются центробежновихревые. В насосах этого типа жидкость подводят по входному каналу к центробежному колесу, откуда она выбрасывается в спиральную камеру и далее через входные окна вихревой камеры поток направляется к вихревому колесу и далее по каналам в напорный патрубок насоса.
КПД центробежновихревых насосов выше, чем у вихревых насосов.
Насос самовсасывающий центробежный лопастной (СЦЛ)
Предназначен для перекачки бензина, дизельного топлива, керосина, воды и других жидкостей, вязкостью не более 2*10-5 м2/с и температурой от -40 до +50°С.
Насосы изготавливают левого и правого вращения, направление вращения ротора указано стрелкой на корпусе насоса. Насос СЦЛ имеет две ступени: центробежную и лопастную.
Основными деталями насоса являются:
· Корпус;
· Вал;
· Центробежное и вихревое колесо;
· Крышка корпуса;
· Промежуточная крышка.
Корпус насоса имеет осевой подвод к центробежному колесу, который заканчивается патрубком с фланцем для присоединения всасывающего трубопровода.
Промежуточная крышка отделяет промежуточную ступень от лопастной и крепится болтами к корпусу насоса. Промежуточная крышка образует рабочий канал центробежного колеса.
Внешняя крышка корпуса прикреплена к фланцу корпуса насоса и образует камеру лопастного колеса.
Ротор насоса вращается на двух шарикоподшипниках и состоит из вала, центробежного и лопастного колес. Центробежное колесо закреплено на валу при помощи шпонки, лопастное колесо также закреплено на валу при помощи шпонки и вращается между двумя стальными кольцами, установленными на торцах в расточках внутренней и промежуточной крыши.
Шарикоподшипники установлены в расточках приливов корпуса и внешней крышкой насоса, и закрыты крышками задней глухой и передней с расточкой для входа вала.
Маркировка насосов СЦЛ:
Насос СЦЛ-20-24а или 1АСЦЛ-20-24Г-х-хх
1 – модификация;
А – насосный агрегат;
20 – подача;
24 – напор;
а, Г – модель насоса (чем дальше, тем модернезированнее);
х – могут указать направление движения буквами Л,П;
хх – климатическое исполнение (У – умеренный климат), могут стоять цифры (1 – только в закрытых помещениях, 2 – под навесом).
Насос самовсасывающий вихревой (СВН)
Предназначен для перекачки жидкостей (бензин, дт, керосин, вода и т.д.) с вязкостью не более 2*10-5 м2/с и температурой от -40 до +50°С, плотностью не более 1000 кг/м2.
Маркировка насосов СВН:
СВН-80А или 1АСВН-80А-х-хх
80 – диаметр всасывающего и нагнетательного патрубков;
Основными конструктивными элементами насоса являются:
· Корпус;
· Ротор.
Корпус служит для конструктивного объединения всех элементов в насосе, для подвода жидкости к рабочему колесу, отвода потока жидкости от рабочего колеса и для преобразования скоростной энергии потока, выходящего из колеса в давление.
Корпус состоит из всасывающей и напорной секций, изготовленных из алюминиевого сплава АЛ9 и соединяется между собой с помощью стяжных шпилек.
Рабочее колесо имеет 18 лопаток, соединенных в верхней части ободом.
Насос самовсасывающий центробежный вихревой (СЦН)
По принципу действия идентичен насосу СЦЛ. Различие заключается в том, что основным рабочим органом насоса СЦЛ является вихревая ступень, а центробежная ступень создает необходимый подпор. В насосах СЦН основным рабочим органом является центробежная ступень, а вихревая ступень обеспечивает ее бесперебойную работу.