Устройство автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.

Автомобиль-цистерна состоит из трех основных частей; сило­вой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и по­луприцеп-цистерна состоят из элементов несущей системы и спе­циального оборудования. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.

Силовая установка является источником механической энер­гии, необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса. Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение автомобиля-цистерны и управление ею, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.

Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых нефтепродуктов и сокращение затрат времени труда на выполнение сливо-наливных операций.

Как правило, оно состоит из: цистерны в сборе; крышки гор­ловины цистерны в сборе; гидравлической системы и электрообо­рудования; механизмов управления насосом и арматурой техно­логической обвязки гидравлической системы; комплекта вспомо­гательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы); комплекта запасных частей, инструмента и принадлеж­ностей (ЗИП); комплекта противопожарного оборудования. Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их про­дольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Положением цистерны на раме базо­вого шасси в горизонтальной плоскости достигаются допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси базового шасси.

Крепление цистерны к раме осуществляется специальными устройствами, предотвращающими возникновение в ней недопус­тимых величин напряжений при ее закручивании во время движе­ния по разбитым дорогам.

На цистерне установлены специальные площадки и лестницы, для доступа к горловине.

Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю по­лость цистерны для осмотра ее поверхностей и выполнения ре­монтных работ; компенсацию температурного расширения тран­спортируемых нефтепродуктов. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны, устрой­ство крепления реечного указателя для замера уровня нефтепро­дукта в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов га­зовой обвязки и наливные люки.

Гидравлическая система транспортной цистерны состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов. Она обес­печивает выполнение различных сливо-наливных операций.

Самовсасывающий насос устанавливается в основном на ав­томобилях-цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осу­ществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности (КОМ) и карданный вал. На прицепах-цистернах уста­навливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродук­тов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.

Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечи­вает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т. п.

Размещение элементов гидравлической системы и электро­оборудования на автомобильных цистернах различно и зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального обо­рудования изделия и др.

Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пена­лы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштей­нах.

Особенности и различия в устройстве автомобильных цистерн в основном относятся к шасси, цистерне в сборе, гидравлической системе и электрооборудованию, механизмам управления техно­логическим оборудованием, противопожарному оборудованию, комплекту запасных частей, инструментов и принадлежностей.

Так как силовые установки и шасси достаточно освещены в литературе по устройству автомобилей, будем акцентировать внимание на вопросах компоновки и устройства, остальных сис­тем и механизмов.

Требования к технологическому оборудованию автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.

Автомобильные цистерны эксплуатируются в различных до­рожных условиях, поэтому на технологическое оборудование автомобильных цистерн воздействуют значительные вибрационные и ударные нагрузки, что приводит его к преждевременному вы­ходу из строя. Особое внимание необходимо уделять новым авто­мобильным цистернам в начальный период их эксплуатации. В этот период во всех механизмах технологического оборудова­ния происходит приработка трущихся поверхностей, ослабление резьбовых соединений, в связи с чем дальнейшая надежная экс­плуатация технологического оборудования в большей степени за­висит от того, как хорошо приработались его детали.

Особое внимание при эксплуатации следует уделять цистерне, поскольку от ее состояния во многом зависит качество перевози­мого нефтепродукта и возможность его доставки к месту назначения. При осмотрах цистерн в первую очередь необходимо обра­щать внимание на целостность сварных швов и наличие подтека­ния по ним нефтепродукта. Цистерна не должна иметь вмятин, царапин. Следует периодически осматривать узлы крепления вол­норезов, ограничителя и указателя уровня, трубопроводов к цис­терне, тщательно осматривать крепление цистерны к шасси ав­томобиля, поскольку в результате ослабления крепления может произойти поломка как самой цистерны, так и базового шасси. Для сохранения качества перевозимого нефтепродукта необходи­мо постоянно следить за состоянием покрытия на внутренних по­верхнос-тях цистерн и производить их своевременный ремонт. Ра­ботая внутри цистерны, обязательно пользоваться инструментом не дающим искр при ударах о стенки.

Для сохранения чистоты перевозимого нефтепродукта не ре­же 2 раз в год проводят промывку цистерны и трубопроводов. Лучше проводить промывку нескольких автомобильных цистерн одновременно. Промывку производят в специальном помещении или на чистой площадке. Для проведения промывки следует: слить из цистерны и трубопроводов остатки нефтепродукта; снять волнорезы; заполнить одну цистерну чистым бензином или керосином примерно на одну треть ее емкости; проехать 2-3 км, сделав при этом несколько резких торможений; выполнять опера­цию «перемешивание» в течение 5-10 мин (на автомобильных цистернах, имеющих эту операцию); перекачать бензин (керо­син) в следующую подготовленную к промывке автомобильную цистерну, а оставшийся в отстойнике бензин (керосин) слить че­рез трубопровод слива отстоя; промыть цистерну горячей водой; протереть внутреннюю поверхность от оставшихся пятен мягкой неметаллической щеткой; промыть и установить на место волно­резы, снять задвижку с трубопровода слива самотеком и вентиль с трубопровода слива отстоя, осмотреть и промыть их; снять дно отстойника и промыть его; вынуть фильтр предварительной очи­стки, промыть, просушить и установить на место; установить на место снятые узлы и детали; при необходимости промыть внут­реннюю поверхность цистерны напорной струей бензина (керосин на) из пистолета раздаточного рукава автомобиля-топливозап­равщика или топливоперекачивающей установки, при этом сте­нание бензина (керосина) должно быть свободным через трубо­провод слива отстоя; опломбировать цистерну.

Во время выполнения операции по промывке цистерны необ­ходимо строго соблюдать правила техники безопасности и про­тивопожарной безопасности. Запрещается применять для очист­ки внутренних поверхностей цистерн металлические щетки, а так­же ветошь, оставляющую на поверхности волокна.

Для поддержания работоспособности насосов автомобильных цистерн необходимо постоянно следить за: герметичностью вса­сывающей магистрали, соответствующим числом оборотов двига­теля автомобиля; своевременной заменой изношенных деталей; чистотой всасывающего и напорного рукавов и отсутствием на них резких перегибов; заливкой насоса нефтепродуктом; центров­кой валов насоса и редуктора; регулировкой предохранительного клапана. Кроме этого, необходимо периодически проверять уро­вень масла в редукторе, который должен совпадать с контроль­ным отверстием. Для нормальной работы редуктора рекоменду­ется применять только масла, указанные в карте смазки. Для обеспечения длительной работы шестерен редуктора его включение рекомендуется проводить при выключенной муфте сцепления двигателя автомобиля. При давлении в системе выше или ниже допустимого необходимо отрегулировать предохранительный клапан. Клапан регулируют при выключенном насосе и отсутст­вии в нем нефтепродукта. Для регулировки необходимо: снять крышку клапана; вывернуть (завернуть) на несколько оборотов регулирующую гайку; установить крышку. Эта операция прово­дится до тех пор, пока в напорной магистрали не установится нормальное давление. После окончания регулировки на корпусе и регулирующей гайке наносят риски.

Дыхательный и вдыхательный клапаны и воздушный фильтр требуют ежедневного контроля. В результате засорения или за­мерзания клапанов и фильтров может произойти смятие цистер­ны при сливе из нее нефтепродукта или вздутие при наливе. Для уменьшения загрязненности нефтепродукта атмосферной пылью необходимо регулярно очищать и заменять воздушные фильтры. Наиболее часто применяемые фильтры из латунной сетки, свер­нутой в рулон, перед установкой промывают в авиационном бензине и просушивают. Затем фильтры погружают в авиационное масло на 7-10 мин, после чего устанавливают в клапан. В зави­симости от условий работы фильтры промывают при сильно за­пыленной атмосфере каждый день, при не запыленной атмосфе­ре еженедельно.

Особенность эксплуатации указателя уровня заключается в том, что необходимо постоянно контролировать правильность его показаний. Контроль показаний указателя уровня может осуще­ствляться с помощью образцовых мерников или с помощью зара­нее оттарированного метрштока. Неправильные показания указа­теля уровня могут происходить из-за пробоев в поплавке. При этом в поплавок проникает нефтепродукт и изменяет его перво­начальный вес. В результате возникает погрешность в показа­ниях.

Особенность эксплуатации ограничителя и сигнализаторов на пол нения связана с тем, что при их отказе может произойти пе­релив нефтепродукта, а также разрушение рукавов, коммуника­ций насоса, цистерны при наполнении автомобильной цистерны нефтепродуктом. На автомобильных цистернах применяются в ос­новном ограничители наполнения поплавкового типа, поэтому также, как и на указателях уровня, у них необходимо следить за целостностью поплавка. Кроме этого, необходимо следить за ра­ботой золотникового крана.

Особенность эксплуатации рукавов заключается в том, что они требуют бережного обращения. По окончании работы рукава следует укладывать в пеналы или ящики. Бросать рукава и хо­дить по ним нельзя. Для предохранения от загрязнения рукава должны быть закрыты заглушками с уплотнительными проклад­ками. После выполнения сливо-наливных операций из рукавов должен быть слит нефтепродукт. Движение автомобильных цис­терн с неубранными рукавами запрещается. В процессе эксплуа­тации автомобильных цистерн необходимо регулярно проверять электропроводность медных токопроводников в рукавах. Провер­ку целостности токопроводников можно производить любым из­мерителем сопротивлений (ТТ-1, АВО-50; Ц-57; 11-56: М-57 и т. д.). Проверка целостности токопроводящих жил рукавов с помощью аккумуляторной батареи и лампочки категорически запрещается. Если при проверке окажется, что в рукаве разорваны все токопроводящие жилы, то пользование таким рукавом за­прещается.

Особенность эксплуатации запорной арматуры, заключается в том, что наличие в ней зазоров, неплотностей, поломок может привести к значительным потерям нефтепродукта. Поэтому, пре­жде чем производить операции по наполнению цистерны нефте­продуктом, перекачке и другие, необходимо убедиться в том, что все вентили, задвижки, и клапаны обеспечивают выполнение дан­ной операции. На автомобильных цистернах, оборудованных пневмосистемой, необходимо не допускать утечку воздуха из трубопроводов. Перед выездом автомобильной цистерны и по возвращении в автотранспортное предприятие из нее необходимо сливать отстой. Если при сливе отстоя в нем окажется много ме­ханических примесей, необходимо продолжать слив до тех пор, пока из отстойника не пойдет чистый нефтепродукт. В случае замерзания воды в отстойнике его следует прогреть горячим воз­духом от калориферного обогревателя или теплой водой. Во из­бежание взрыва цистерны категорически запрещается нагрев от­стойника открытым огнем.

Особенности эксплуатации контрольно-измерительных прибо­ров заключаются в том, что запрещается выполнять рабочие опе­рации на автомобильной цистерне с неисправными контрольно-измерительными приборами и с приборами, не прошедшими про­верку в установленный срок. Кроме этого, запрещается проводить рабочие операции на автомобильной цистерне с частично отклю­ченными контрольно-измерительными приборами, а также уста­навливать контрольно-измерительные приборы, не соответству­ющие по своим параметрам схеме и не имеющие паспортов и фор­муляров.


Наши рекомендации