Устройство автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.
Автомобиль-цистерна состоит из трех основных частей; силовой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп-цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудования. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.
Силовая установка является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса. Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение автомобиля-цистерны и управление ею, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.
Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых нефтепродуктов и сокращение затрат времени труда на выполнение сливо-наливных операций.
Как правило, оно состоит из: цистерны в сборе; крышки горловины цистерны в сборе; гидравлической системы и электрооборудования; механизмов управления насосом и арматурой технологической обвязки гидравлической системы; комплекта вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы); комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП); комплекта противопожарного оборудования. Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Положением цистерны на раме базового шасси в горизонтальной плоскости достигаются допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси базового шасси.
Крепление цистерны к раме осуществляется специальными устройствами, предотвращающими возникновение в ней недопустимых величин напряжений при ее закручивании во время движения по разбитым дорогам.
На цистерне установлены специальные площадки и лестницы, для доступа к горловине.
Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компенсацию температурного расширения транспортируемых нефтепродуктов. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны, устройство крепления реечного указателя для замера уровня нефтепродукта в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и наливные люки.
Гидравлическая система транспортной цистерны состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов. Она обеспечивает выполнение различных сливо-наливных операций.
Самовсасывающий насос устанавливается в основном на автомобилях-цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осуществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности (КОМ) и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.
Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т. п.
Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах различно и зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального оборудования изделия и др.
Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.
Особенности и различия в устройстве автомобильных цистерн в основном относятся к шасси, цистерне в сборе, гидравлической системе и электрооборудованию, механизмам управления технологическим оборудованием, противопожарному оборудованию, комплекту запасных частей, инструментов и принадлежностей.
Так как силовые установки и шасси достаточно освещены в литературе по устройству автомобилей, будем акцентировать внимание на вопросах компоновки и устройства, остальных систем и механизмов.
Требования к технологическому оборудованию автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.
Автомобильные цистерны эксплуатируются в различных дорожных условиях, поэтому на технологическое оборудование автомобильных цистерн воздействуют значительные вибрационные и ударные нагрузки, что приводит его к преждевременному выходу из строя. Особое внимание необходимо уделять новым автомобильным цистернам в начальный период их эксплуатации. В этот период во всех механизмах технологического оборудования происходит приработка трущихся поверхностей, ослабление резьбовых соединений, в связи с чем дальнейшая надежная эксплуатация технологического оборудования в большей степени зависит от того, как хорошо приработались его детали.
Особое внимание при эксплуатации следует уделять цистерне, поскольку от ее состояния во многом зависит качество перевозимого нефтепродукта и возможность его доставки к месту назначения. При осмотрах цистерн в первую очередь необходимо обращать внимание на целостность сварных швов и наличие подтекания по ним нефтепродукта. Цистерна не должна иметь вмятин, царапин. Следует периодически осматривать узлы крепления волнорезов, ограничителя и указателя уровня, трубопроводов к цистерне, тщательно осматривать крепление цистерны к шасси автомобиля, поскольку в результате ослабления крепления может произойти поломка как самой цистерны, так и базового шасси. Для сохранения качества перевозимого нефтепродукта необходимо постоянно следить за состоянием покрытия на внутренних поверхнос-тях цистерн и производить их своевременный ремонт. Работая внутри цистерны, обязательно пользоваться инструментом не дающим искр при ударах о стенки.
Для сохранения чистоты перевозимого нефтепродукта не реже 2 раз в год проводят промывку цистерны и трубопроводов. Лучше проводить промывку нескольких автомобильных цистерн одновременно. Промывку производят в специальном помещении или на чистой площадке. Для проведения промывки следует: слить из цистерны и трубопроводов остатки нефтепродукта; снять волнорезы; заполнить одну цистерну чистым бензином или керосином примерно на одну треть ее емкости; проехать 2-3 км, сделав при этом несколько резких торможений; выполнять операцию «перемешивание» в течение 5-10 мин (на автомобильных цистернах, имеющих эту операцию); перекачать бензин (керосин) в следующую подготовленную к промывке автомобильную цистерну, а оставшийся в отстойнике бензин (керосин) слить через трубопровод слива отстоя; промыть цистерну горячей водой; протереть внутреннюю поверхность от оставшихся пятен мягкой неметаллической щеткой; промыть и установить на место волнорезы, снять задвижку с трубопровода слива самотеком и вентиль с трубопровода слива отстоя, осмотреть и промыть их; снять дно отстойника и промыть его; вынуть фильтр предварительной очистки, промыть, просушить и установить на место; установить на место снятые узлы и детали; при необходимости промыть внутреннюю поверхность цистерны напорной струей бензина (керосин на) из пистолета раздаточного рукава автомобиля-топливозаправщика или топливоперекачивающей установки, при этом стенание бензина (керосина) должно быть свободным через трубопровод слива отстоя; опломбировать цистерну.
Во время выполнения операции по промывке цистерны необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Запрещается применять для очистки внутренних поверхностей цистерн металлические щетки, а также ветошь, оставляющую на поверхности волокна.
Для поддержания работоспособности насосов автомобильных цистерн необходимо постоянно следить за: герметичностью всасывающей магистрали, соответствующим числом оборотов двигателя автомобиля; своевременной заменой изношенных деталей; чистотой всасывающего и напорного рукавов и отсутствием на них резких перегибов; заливкой насоса нефтепродуктом; центровкой валов насоса и редуктора; регулировкой предохранительного клапана. Кроме этого, необходимо периодически проверять уровень масла в редукторе, который должен совпадать с контрольным отверстием. Для нормальной работы редуктора рекомендуется применять только масла, указанные в карте смазки. Для обеспечения длительной работы шестерен редуктора его включение рекомендуется проводить при выключенной муфте сцепления двигателя автомобиля. При давлении в системе выше или ниже допустимого необходимо отрегулировать предохранительный клапан. Клапан регулируют при выключенном насосе и отсутствии в нем нефтепродукта. Для регулировки необходимо: снять крышку клапана; вывернуть (завернуть) на несколько оборотов регулирующую гайку; установить крышку. Эта операция проводится до тех пор, пока в напорной магистрали не установится нормальное давление. После окончания регулировки на корпусе и регулирующей гайке наносят риски.
Дыхательный и вдыхательный клапаны и воздушный фильтр требуют ежедневного контроля. В результате засорения или замерзания клапанов и фильтров может произойти смятие цистерны при сливе из нее нефтепродукта или вздутие при наливе. Для уменьшения загрязненности нефтепродукта атмосферной пылью необходимо регулярно очищать и заменять воздушные фильтры. Наиболее часто применяемые фильтры из латунной сетки, свернутой в рулон, перед установкой промывают в авиационном бензине и просушивают. Затем фильтры погружают в авиационное масло на 7-10 мин, после чего устанавливают в клапан. В зависимости от условий работы фильтры промывают при сильно запыленной атмосфере каждый день, при не запыленной атмосфере еженедельно.
Особенность эксплуатации указателя уровня заключается в том, что необходимо постоянно контролировать правильность его показаний. Контроль показаний указателя уровня может осуществляться с помощью образцовых мерников или с помощью заранее оттарированного метрштока. Неправильные показания указателя уровня могут происходить из-за пробоев в поплавке. При этом в поплавок проникает нефтепродукт и изменяет его первоначальный вес. В результате возникает погрешность в показаниях.
Особенность эксплуатации ограничителя и сигнализаторов на пол нения связана с тем, что при их отказе может произойти перелив нефтепродукта, а также разрушение рукавов, коммуникаций насоса, цистерны при наполнении автомобильной цистерны нефтепродуктом. На автомобильных цистернах применяются в основном ограничители наполнения поплавкового типа, поэтому также, как и на указателях уровня, у них необходимо следить за целостностью поплавка. Кроме этого, необходимо следить за работой золотникового крана.
Особенность эксплуатации рукавов заключается в том, что они требуют бережного обращения. По окончании работы рукава следует укладывать в пеналы или ящики. Бросать рукава и ходить по ним нельзя. Для предохранения от загрязнения рукава должны быть закрыты заглушками с уплотнительными прокладками. После выполнения сливо-наливных операций из рукавов должен быть слит нефтепродукт. Движение автомобильных цистерн с неубранными рукавами запрещается. В процессе эксплуатации автомобильных цистерн необходимо регулярно проверять электропроводность медных токопроводников в рукавах. Проверку целостности токопроводников можно производить любым измерителем сопротивлений (ТТ-1, АВО-50; Ц-57; 11-56: М-57 и т. д.). Проверка целостности токопроводящих жил рукавов с помощью аккумуляторной батареи и лампочки категорически запрещается. Если при проверке окажется, что в рукаве разорваны все токопроводящие жилы, то пользование таким рукавом запрещается.
Особенность эксплуатации запорной арматуры, заключается в том, что наличие в ней зазоров, неплотностей, поломок может привести к значительным потерям нефтепродукта. Поэтому, прежде чем производить операции по наполнению цистерны нефтепродуктом, перекачке и другие, необходимо убедиться в том, что все вентили, задвижки, и клапаны обеспечивают выполнение данной операции. На автомобильных цистернах, оборудованных пневмосистемой, необходимо не допускать утечку воздуха из трубопроводов. Перед выездом автомобильной цистерны и по возвращении в автотранспортное предприятие из нее необходимо сливать отстой. Если при сливе отстоя в нем окажется много механических примесей, необходимо продолжать слив до тех пор, пока из отстойника не пойдет чистый нефтепродукт. В случае замерзания воды в отстойнике его следует прогреть горячим воздухом от калориферного обогревателя или теплой водой. Во избежание взрыва цистерны категорически запрещается нагрев отстойника открытым огнем.
Особенности эксплуатации контрольно-измерительных приборов заключаются в том, что запрещается выполнять рабочие операции на автомобильной цистерне с неисправными контрольно-измерительными приборами и с приборами, не прошедшими проверку в установленный срок. Кроме этого, запрещается проводить рабочие операции на автомобильной цистерне с частично отключенными контрольно-измерительными приборами, а также устанавливать контрольно-измерительные приборы, не соответствующие по своим параметрам схеме и не имеющие паспортов и формуляров.