Мобильные средства транспортирования топлив их достоинства и недостатки.
Мобильные средства транспортирования топлив их достоинства и недостатки.
У каждого вида транспортировки имеются свои плюсы и минусы. Наиболее быстрый воздушный способ очень дорог, требует особых мер безопасности, потому этим способом доставки пользуются редко - в случаях экстренной необходимости или невозможности доставить ГСМ иным путем. Например, в военных целях или в случаях фактической недоступности местности для иных, кроме воздушного, видов транспорта.
Наиболее распространен железнодорожный способ. География железнодорожных перевозок нефти от мест добычи к нефтеперерабатывающим заводам, в хранилища или потребителям, привязана, к так называемым, нефтегазовым бассейнам. Некоторые железнодорожные направления - такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское практически полностью загружены подвижными составами с грузами нефти и нефтепродуктов. Объемы таких перевозок чрезвычайно велики. Так в 2005 году ОАО "РЖД" доставило в Китай 9,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2006 - 10,2 млн тонн. Пропускная способность границы позволяет РЖД поставить в 2007 году 15 млн тонн нефти и ГСМ в Китай. Общемировой объем железнодорожных нефтеперевозок возрастает каждый год на 3-4 %, а в России этот показатель достигает 6 %.
Несмотря на удобство железнодорожного способа перевозки нефтепродуктов на большие расстояния, нефтепродукты - такие как бензин, ДТ, или сжиженный газ - на небольшие расстояния до места реализации оптимально доставлять автоцистернами. Перевозка топлива таким способом заметно повышает его потребительскую стоимость. Рентабельность автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 километров, что определяет их локальный характер - от нефтебазы до заправочной станции и обратно.
Удобным транспортом для перевозки нефти и топлива являются морские и речные танкеры. Речные нефтеперевозки, в сравнении с железнодорожными, снижают затраты на 10-15 %, и на 40 % в сравнении с автомобильными.
Классификация нефтепродуктов и топлив.
В РФ систему классификации нефтепродуктов и смазочных материалов определяет ГОСТ 28576-90 (ИСО 8681-86)
Таблица Классификация нефтепродуктов и родственных продуктов
Класс | Продукты |
F | Топлива |
S | Растворители и сырье для химической промышленности |
W | Парафины |
L | Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты |
B | Битумы |
Условное обозначение автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив, признаки, включенные в маркировку.
В соответствии с классификацией ГОСТ 6030-62 введено условное обозначение цистерн, которое включает следующие основные классификационные признаки: тип базового шасси (автомобиль — А, прицеп — П, полуприцеп — ПП), тип цистерны (транспортная — Ц, топливозаправочная — ТЗ), номинальная вместимость (в м3), марка базового шасси.
Примеры условных обозначений:
- транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонтированная на шасси автомобиля МАЗ-500А — АЦ-8-500А;
- топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 — АТЗ-3,8-130;
- транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 — ПЦ-5,6-817.
Требования к технологическому оборудованию автомобильных цистерн для транспортирования нефтепродуктов и топлив.
Автомобильные цистерны эксплуатируются в различных дорожных условиях, поэтому на технологическое оборудование автомобильных цистерн воздействуют значительные вибрационные и ударные нагрузки, что приводит его к преждевременному выходу из строя. Особое внимание необходимо уделять новым автомобильным цистернам в начальный период их эксплуатации. В этот период во всех механизмах технологического оборудования происходит приработка трущихся поверхностей, ослабление резьбовых соединений, в связи с чем дальнейшая надежная эксплуатация технологического оборудования в большей степени зависит от того, как хорошо приработались его детали.
Особое внимание при эксплуатации следует уделять цистерне, поскольку от ее состояния во многом зависит качество перевозимого нефтепродукта и возможность его доставки к месту назначения. При осмотрах цистерн в первую очередь необходимо обращать внимание на целостность сварных швов и наличие подтекания по ним нефтепродукта. Цистерна не должна иметь вмятин, царапин. Следует периодически осматривать узлы крепления волнорезов, ограничителя и указателя уровня, трубопроводов к цистерне, тщательно осматривать крепление цистерны к шасси автомобиля, поскольку в результате ослабления крепления может произойти поломка как самой цистерны, так и базового шасси. Для сохранения качества перевозимого нефтепродукта необходимо постоянно следить за состоянием покрытия на внутренних поверхнос-тях цистерн и производить их своевременный ремонт. Работая внутри цистерны, обязательно пользоваться инструментом не дающим искр при ударах о стенки.
Для сохранения чистоты перевозимого нефтепродукта не реже 2 раз в год проводят промывку цистерны и трубопроводов. Лучше проводить промывку нескольких автомобильных цистерн одновременно. Промывку производят в специальном помещении или на чистой площадке. Для проведения промывки следует: слить из цистерны и трубопроводов остатки нефтепродукта; снять волнорезы; заполнить одну цистерну чистым бензином или керосином примерно на одну треть ее емкости; проехать 2-3 км, сделав при этом несколько резких торможений; выполнять операцию «перемешивание» в течение 5-10 мин (на автомобильных цистернах, имеющих эту операцию); перекачать бензин (керосин) в следующую подготовленную к промывке автомобильную цистерну, а оставшийся в отстойнике бензин (керосин) слить через трубопровод слива отстоя; промыть цистерну горячей водой; протереть внутреннюю поверхность от оставшихся пятен мягкой неметаллической щеткой; промыть и установить на место волнорезы, снять задвижку с трубопровода слива самотеком и вентиль с трубопровода слива отстоя, осмотреть и промыть их; снять дно отстойника и промыть его; вынуть фильтр предварительной очистки, промыть, просушить и установить на место; установить на место снятые узлы и детали; при необходимости промыть внутреннюю поверхность цистерны напорной струей бензина (керосин на) из пистолета раздаточного рукава автомобиля-топливозаправщика или топливоперекачивающей установки, при этом стенание бензина (керосина) должно быть свободным через трубопровод слива отстоя; опломбировать цистерну.
Во время выполнения операции по промывке цистерны необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Запрещается применять для очистки внутренних поверхностей цистерн металлические щетки, а также ветошь, оставляющую на поверхности волокна.
Для поддержания работоспособности насосов автомобильных цистерн необходимо постоянно следить за: герметичностью всасывающей магистрали, соответствующим числом оборотов двигателя автомобиля; своевременной заменой изношенных деталей; чистотой всасывающего и напорного рукавов и отсутствием на них резких перегибов; заливкой насоса нефтепродуктом; центровкой валов насоса и редуктора; регулировкой предохранительного клапана. Кроме этого, необходимо периодически проверять уровень масла в редукторе, который должен совпадать с контрольным отверстием. Для нормальной работы редуктора рекомендуется применять только масла, указанные в карте смазки. Для обеспечения длительной работы шестерен редуктора его включение рекомендуется проводить при выключенной муфте сцепления двигателя автомобиля. При давлении в системе выше или ниже допустимого необходимо отрегулировать предохранительный клапан. Клапан регулируют при выключенном насосе и отсутствии в нем нефтепродукта. Для регулировки необходимо: снять крышку клапана; вывернуть (завернуть) на несколько оборотов регулирующую гайку; установить крышку. Эта операция проводится до тех пор, пока в напорной магистрали не установится нормальное давление. После окончания регулировки на корпусе и регулирующей гайке наносят риски.
Дыхательный и вдыхательный клапаны и воздушный фильтр требуют ежедневного контроля. В результате засорения или замерзания клапанов и фильтров может произойти смятие цистерны при сливе из нее нефтепродукта или вздутие при наливе. Для уменьшения загрязненности нефтепродукта атмосферной пылью необходимо регулярно очищать и заменять воздушные фильтры. Наиболее часто применяемые фильтры из латунной сетки, свернутой в рулон, перед установкой промывают в авиационном бензине и просушивают. Затем фильтры погружают в авиационное масло на 7-10 мин, после чего устанавливают в клапан. В зависимости от условий работы фильтры промывают при сильно запыленной атмосфере каждый день, при не запыленной атмосфере еженедельно.
Особенность эксплуатации указателя уровня заключается в том, что необходимо постоянно контролировать правильность его показаний. Контроль показаний указателя уровня может осуществляться с помощью образцовых мерников или с помощью заранее оттарированного метрштока. Неправильные показания указателя уровня могут происходить из-за пробоев в поплавке. При этом в поплавок проникает нефтепродукт и изменяет его первоначальный вес. В результате возникает погрешность в показаниях.
Особенность эксплуатации ограничителя и сигнализаторов на пол нения связана с тем, что при их отказе может произойти перелив нефтепродукта, а также разрушение рукавов, коммуникаций насоса, цистерны при наполнении автомобильной цистерны нефтепродуктом. На автомобильных цистернах применяются в основном ограничители наполнения поплавкового типа, поэтому также, как и на указателях уровня, у них необходимо следить за целостностью поплавка. Кроме этого, необходимо следить за работой золотникового крана.
Особенность эксплуатации рукавов заключается в том, что они требуют бережного обращения. По окончании работы рукава следует укладывать в пеналы или ящики. Бросать рукава и ходить по ним нельзя. Для предохранения от загрязнения рукава должны быть закрыты заглушками с уплотнительными прокладками. После выполнения сливо-наливных операций из рукавов должен быть слит нефтепродукт. Движение автомобильных цистерн с неубранными рукавами запрещается. В процессе эксплуатации автомобильных цистерн необходимо регулярно проверять электропроводность медных токопроводников в рукавах. Проверку целостности токопроводников можно производить любым измерителем сопротивлений (ТТ-1, АВО-50; Ц-57; 11-56: М-57 и т. д.). Проверка целостности токопроводящих жил рукавов с помощью аккумуляторной батареи и лампочки категорически запрещается. Если при проверке окажется, что в рукаве разорваны все токопроводящие жилы, то пользование таким рукавом запрещается.
Особенность эксплуатации запорной арматуры, заключается в том, что наличие в ней зазоров, неплотностей, поломок может привести к значительным потерям нефтепродукта. Поэтому, прежде чем производить операции по наполнению цистерны нефтепродуктом, перекачке и другие, необходимо убедиться в том, что все вентили, задвижки, и клапаны обеспечивают выполнение данной операции. На автомобильных цистернах, оборудованных пневмосистемой, необходимо не допускать утечку воздуха из трубопроводов. Перед выездом автомобильной цистерны и по возвращении в автотранспортное предприятие из нее необходимо сливать отстой. Если при сливе отстоя в нем окажется много механических примесей, необходимо продолжать слив до тех пор, пока из отстойника не пойдет чистый нефтепродукт. В случае замерзания воды в отстойнике его следует прогреть горячим воздухом от калориферного обогревателя или теплой водой. Во избежание взрыва цистерны категорически запрещается нагрев отстойника открытым огнем.
Особенности эксплуатации контрольно-измерительных приборов заключаются в том, что запрещается выполнять рабочие операции на автомобильной цистерне с неисправными контрольно-измерительными приборами и с приборами, не прошедшими проверку в установленный срок. Кроме этого, запрещается проводить рабочие операции на автомобильной цистерне с частично отключенными контрольно-измерительными приборами, а также устанавливать контрольно-измерительные приборы, не соответствующие по своим параметрам схеме и не имеющие паспортов и формуляров.
Требования к безопасности к автомобильным цистернам для транспортирования нефтепродуктов и топлив предъявляемые
6.1 Для изготовления автоцистерн запрещается применять шасси автомобиля с двигателем, работающим на газе.
6.2 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала. В эксплуатационной документации должны быть приведены сведения о мерах взрывопожаробезопасности при эксплуатации, по предупреждению и способах тушения пожара, по безопасному проведению работ внутри цистерны, регулированию и ремонту автоцистерны.
6.3 Оборудование и органы управления системы, предназначенные для заправки техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема, должны располагаться в специальном технологическом отсеке, стенки которого должны быть выполнены из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч. При торцевом расположении отсека (сзади цистерны) предел огнестойкости не менее 0,5 ч обеспечивают только для стенки, расположенной со стороны цистерны. В качестве стенки может быть днище цистерны.
6.4 Во избежание накопления статического электричества оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное объемное электрическое сопротивление не более 10(5) Ом х м.
Защита от статического электричества АТС должна соответствовать требованиям правил [1].
Зажимы для подключения заземляющего провода и троса должны соответствовать требованиям ГОСТ 21130. Допускается применение зажимов других типов по надежности крепления и сопротивлению цепи не хуже указанных.
Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Сопротивление отдельных участков цепи должно быть не более 10 Ом. При измерении сопротивления цепи рукава должны быть подстыкованы и находиться в развернутом виде.
Если на автоцистерне применены антистатические рукава, то методика проверки сопротивления цепи должна соответствовать методике, установленной в технической документации на рукава конкретного типа. Сопротивление цепи в этом случае не должно быть более допустимого по технической документации на рукав конкретного типа.
Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
6.5 Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища. Расстояние от топливного бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю.
6.3 - 6.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.6 Выпускная труба автомобиля должна быть вынесена в правую сторону вперед. Конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем съемного искрогасителя.
Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допускается выносить выпускную трубу в правую сторону или вверх вне зоны цистерны и зоны топливной коммуникации. При этом выпускная труба не должна располагаться в непосредственной близости от топливного бака. При выводе выпускной трубы вверх ее следует оборудовать искрогасителем.
6.7 Автоцистерна должна иметь два порошковых огнетушителя вместимостью не менее 5 л каждый.
Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны иметь один порошковый огнетушитель вместимостью не менее 5 л.
6.8 По требованию потребителя (заказчика) АТС должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.
6.9 На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков "Опасность", знака "Ограничение скорости" по ГОСТ 10807, мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой порядка 25 кг.
6.10 На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись "Огнеопасно" по ГОСТ 1510. Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.
6.11 Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.
6.12 Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.
Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.
6.13 Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием.
6.14 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: "При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена".
6.15 Автоцистерны должны быть оборудованы задним защитным устройством. Технические требования к конструкции заднего защитного устройства - по ГОСТ Р 41.58.
6.16 Автоцистерна должна быть оборудована боковым защитным устройством по РД 37.001.155 [3].
6.15, 6.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.17 Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.
6.18 Автоцистерна должна быть оборудована донным клапаном с возможностью управления им снаружи цистерны.
Управление донным клапаном должно быть сдублировано устройством дистанционного закрывания из кабины водителя. Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.
Во избежание потери содержимого цистерны при повреждении внешних приспособлений для загрузки и разгрузки донный клапан и место его расположения должны быть защищены от опасности быть сбитыми при внешнем воздействии или иметь конструкцию, выдерживающую это воздействие.
6.19 Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.
Маркировка опасных грузов.
ГОСТ 19433-88: знаки опасности груза – основной и дополнительный.
Основной знак опасности: информационные светоотражательные таблички оранжевого цвета. крепится спереди и сзади ПС, перпендикулярно оси транспортного средства:
Информационная табличка АТС, перевозящего ОГ в международном сообщении (рисунок 1);
Информационная табличка АТС, перевозящего ОГ во внутреннем сообщении (рисунок 2).
Идентификационный номер опасности состоит из двух или трех цифр, означающих: 2 выделение газов в результате давления или химической реакции; 3 воспламеняемость жидкостей и гaзов;
4 воспламеняемость твердых веществ; 5 окисляющие свойства (вещество, поддерживающее горение);
6 ядовитое вещество; 7 радиоактивное вещество; 8 коррозионное вещество; 9 опасность самопроизвольной бурной реакции. Удвоение цифры обозначает усиление соответствующего вида опасности. Ноль обозначает точную характеристику опасности только предшествующей цифрой.
Буква Х перед номером обозначает опасность соприкосновения с водой.
Например: 20 инертный газ; 266 очень ядовитый газ; Х323 легковоспламеняющаяся жидкость, вступающая в опасную peaкцию с водой с выделением воспламеняющихся газов.
Знаки в коде экстренных мер имеют следующие значения:
1 не применять для тушения воду;
2 применять водяные струи;
3 применять распыленную воду;
4 применять пену или составы на основе хладонов;
5 не допускать попадания в водоемы и сточные воды;
Д необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки;
П дыхательный аппарат и защитные перчатки необходимы только при пожаре;
К необходим полный защитный комплект;
Э требуется эвакуация людей.
Номер опасного вещества по списку ООН 1203 означает, что транспортируют бензин автомобильный.
Дополнительный знак опасности крепится по бокам цистерны ( рисунок 3):
Рисунок 3 – дополнительный знак опасности
Работа устройства
1. Снять с оголовника защитную крышку.
2. Вывести установку из гаражного положения и подвести к сливному прибору ж/д цистерны (нижняя крышка прибора должна быть открыта).
3. Оголовник подключить к патрубку сливного прибора.
Для этого необходимо:
· крючки захвата защелкнуть за бурт патрубка;
· вращать моховик механического зажима, в результате чего крючки захвата прижимают оголовник к сливному патрубку цистерны.
4. Открыть задвижку, соединяющую сливной коллектор и установку.
5. Открыть клапан сливного прибора.
6. Произвести слив нефтепродукта.
7. После слива нефтепродукта закрыть коллекторную задвижку.
8. Закрыть клапан сливного прибора.
9. Снять сливной оголовник с горловины сливного прибора цистерны и вывести установку в гаражное положение.
10. Одеть на оголовник защитную крышку.
Унс
Установка УСН предназначена для нижнего слива нефти и нефтепродуктов из ж/д вагонов-цистерн, имеющих универсальный сливной прибор.
Принцип работы УСН основан на применении системы труб с герметизированными шарнирными коленами, позволяющими производить подключение устройства к сливному прибору ж/д цистерны.
УСН состоит из:
· подвижного шарнирно-сочлененного трубопровода;
· шарниров (двух для перемещения трубопровода в горизонтальной плоскости и двух для перемещения в вертикальной плоскости);
· амортизатора;
· оголовника.
Оголовник имеет кран-захват, уплотнительное кольцо, корпус, замок, рукоядка, рычажный механизм и фиксатор.
Люк-лаз
В верхней части котла цистерны имеется люк-лаз, который герметично закрывается ригельной крышкой при затяжке откидного болта. В люке размещаются сегменты для крепления привода затвора сливного прибора, а также внутренние лестницы.
Лестницы.
Для осмотра узлов и внутренней поверхности котла на нем установлена внутренняя лестница, в верхней части она крепится к обечайке люка, а в нижней части вставляются специальные ограничители. Кроме того ж/д цистерны оборудуются наружными лестницами с каждого борта и площадкой обслуживания, расположенной в верхней части цистерны и предназначенной для беспрепятственного перемещения обслуживающего персонала по верхней образующей котла. Площадка обслуживания выполняется из рифленого или просеченного листа. Ширина площадки обслуживания должна быть не менее 0,7
Для беспрепятственного доступа к горловине и удобству обслуживания персонала, на цистерну ставят специальные площадки и лестницы. Площадка изготавливается из рифленого листа. Лестницы и поручни изготавливают из стальных труб круглого сечения.
Для обеспечения безопасности эксплуатации цистерн, их загрузки и выгрузки используется предохранительно-контрольная арматура, часть из которой устанавливается на котлах.
В зависимости от предъявляемых требований арматура устанавливается в различном сочетании:
1. Предохранительная: предохранительный клапан (КП); предохранительно-впускной клапан (КПВ); предохранительная мембрана (ПМ); скоростной клапан (КС); обратный клапан (КО).
2. Арматура для контроля груза: трубки контроля с вентилями (ТК); поплавковый уровнемер (У); сегменты (С) или планки (ПЛ); электроконтактные датчики уровня (ЭУ).
3. Пробоотборник (П).
4. Манометродержатель (М).
5. Термокарман (Т) или термореле (ТРМ)
КП оборудованы цистерны для сжиженных газов. КП имеют различное регулировочное давление от 0,07 до 2,0 МПа и предназначены для предотвращения повышения давления в котле выше допустимого при транспортировке, загрузке или выгрузке груза.
КПВ установлены на цистернах для наливных и вязких грузов. Их назначение регулировать давление в котле, а также не допускать возникновения в нем вакуума при транспортировке, загрузке или выгрузке. Эти клапаны бывают различных конструкций и имеют различные параметры.
На цистерне для светлых НП установлен КПВ, состоящий из корпуса, КП, впускного клапана, пружины КП, колпака с цепочкой, шпилек, прижимной планки, прокладок, направляющей втулки. При повышении давления в котле, на которое рассчитана пружина, ее сопротивление преодолевается и клапан поднимается вверх, открывая выход газа в атмосферу. При снижении давления ниже атмосферного сжимается пружина, впускной клапан опускается и сообщает полость котла с атмосферой.
Классификация судов.
1.По способу передвижения:
· Самоходные – любое судно, приводимое в движение механическими установками (танкеры);
· Несамоходные – судно, не имеющее механической установки для самостоятельного движения (баржи).
2.По назначению:
· Транспортные (грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские);
· Промысловые;
· Служебно-вспомогательные;
· Суда специального назначения.
Грузовые суда подразделяют на сухогрузы (контейнеровозы, лихтеровозы), наливные (танкеры, газовозы, химовозы), комбинированные суда (нефтерудовозы).
3.По району плавания:
· Суда неограниченного района плавания;
· Суда ограниченного района плавания (в зависимости от расстояния от берега, от вида водных путей).
4.По типу энергетической установки:
· Теплоходы (главный двигатель – двс);
· Турбоходы (главный двигатель – паровая турбина либо газовая турбина);
· Электроходы (гребной винт вращается от электродвигателя, а электроэнергия вырабатывается главным двигателем иного типа);
· Атомоходы (источник энергии – ядерный реактор);
· Гребные суда (двигатель – сила человека).
5.По типу движителя:
· Винтовые суда (движитель – гребной винт);
· Суда со специальным движителем (водометные движители).
Архитектурно-конструктивный тип – совокупность основных особенностей внешнего вида, компоновки, конструкции и формы корпуса, соотношения главных размеров, расположения и количества надстроек и числа палуб.
6.По архитектурно-конструктивному типу
-В зависимости от числа корпусов суда бывают:
· Одна-;
· Двух-;
· Трехкорпусные.
-В зависимости от количества и расположения надстроек суда бывают:
· Одна-;
· Двух-;
· Трехостровные.
Устройство судна
Суда разделяются на суда внутреннего плаванья и морские суда.
Устройство судов внутреннего плаванья принципиально не отличается от устройства судов морского флота.
Грузовые суда внутреннего плаванья, как правило, меньше подобных судов морского флота. Масштабный фактор, а также условия плаванья вынуждают выбирать нерациональные с точки зрения ходкости соотношения главных размеров судна, что приводит к увеличению сопротивления воды при движении судна.
Вне зависимости от типа и эксплуатационного назначения все суда имеют общие конструктивные элементы:
· корпус;
· надстройки и рубки с оборудованием;
· судовые энергетические установки;
· движители;
· электро- и радиооборудование;
· судовые устройства, судовые системы (балластные системы) и трубопровод
Корпус судна – водонепроницаемая оболочка той или иной формы коробчатой конструкции, состоящей из обшивки и настилов, подкрепленных набором, и разделенную по длине и ширине поперечными и продольными переборками.
Водонепроницаемость корпуса обеспечивается наружной обшивкой и настилом верхней палубы, которые крепятся к балкам, образующим набор судна (скелет судна).
Классификация танков
Танки – являются влагонепроницаемой оболочкой, служащей первичной емкостью для грузов.
Четыре основных типа:
1) Встроенные грузовые танки. Являются частью корпуса судна и участвуют в обеспечении общей или местной прочности.
2) Вкладные грузовые танки. Не входят в состав корпусных конструкций судна, не принимают участие в деформировании корпуса и обеспечении его прочности. Вкладные танки бывают: сферические, цилиндрические, сфероцилиндрические с коническим днищем – такие танки размещают в средней части судна; в оконечностях корпуса, где обводы судна значительно сужаются – устанавливают конические вкладные танки, горизонтальные спаренные усечено конические танки.
3) Мембранные танки. Емкости предназначенные для содержания сжиженных газов в судовых условиях и образованные тонкой оболочкой, способной воспринимать только растягивающие напряжения и поддерживаемые через изоляцию смежными корпусными конструкциями судна. Конструкция мембранных танков обеспечивает непроницаемость своей оболочки, как при деформациях, связанных с изгибом корпусных конструкций судна, так и при термических деформациях. Толщина стенки мембранного танка не более 10 мм. Мембранные танки двух типов: гофрированные, плоскостные. Гофрированные – формируются из тонкой листовой хромированной стали, термические деформации такого танка компенсируются специальной гофрировкой металла мембраны. Плоскостные – выполняются из сплава, содержание никеля в котором достигает 36% (инвар), танки из такого сплава практически не подвержены термическим деформациям.
4) Полумембранные грузовые танки. Представляют собой призматические емкости со скругленными под большими радиусами углами, изготавливаются из алюминиевых сплавов, толщина оболочки 3-12 мм. Значительно легче вкладных танков при одинаковой с ними грузоподъемностью. Термические деформации полумембранных танков компенсируются за счет закругления угловых участков обшивки. Усилие от размещенного в танке груза предаются непосредственно корпусным конструкциям через плоские участки стенок танка.
Суда для перевозки газов.
Мембранные танки!!!! Газово́з — специально построенное судно для перевозки сжиженного природного газа (метана),пропана и бутана в танках (резервуарах):
· при температуре окружающей среды — газовозы под давлением;
· охлажденные для снижения давления до заданного значения (выше атмосферного) — газовозы полурефрижераторы;
· охлажденные для снижения давления до атмосферного — газовозы рефрижераторы;
Для охлаждения газов газовоз имеет холодильные установки. Разгрузка производится на специальныхрегазификационных терминалах.
Перевозка природного газа при низкой температуре предъявляет особые требования к конструктивному оформлению грузовых помещений и к применяемым для их изготовления материалам. В настоящее время широкое практическое применение нашли две систем грузовых танков для прервозки природного газа.
1. Система вкладных сферических танков, изготовляемых из алюминиевых сплавов с наружной изоляцией из пенополиуретана.
2. Система со встроенными мембранными танками, в которой внутренняя обшивка танка представляет собой тонкую (0,5—1,2 мм) мембрану, наложенную на слой изоляции, закрепляемой на бортах, втором дне и палубе судна. В качестве изоляции используется пенополиуретан, стекловата. Применение мембранных систем позволяет снизить расход металла, и увеличить полезное использование объема судна. Однако мембранные танки чрезвычайно сложны в изготовлении.
Для выполнения грузовых операций газовозы оборудуют грузовой системой, состоящей из насосов, компрессоров, трубопроводов и промежуточной цистерны. Так как в грузовые цистерны принимать водяной балласт запрещается, на газовозах оборудуют балластные цистерны (в двойном дне или по бортам).
Транспортировка сжиженных газов связана с повышенной взрывоопасностью груза. Во избежание образования взрывоопасных газо-воздушных смесей на газовозах предусмотрена надежная вентиляция компрессорных отделений, располагаемых в носу, и сигнализация об образовании опасных концентраций газа. Для тушения пожаров обычно применяют углекислотную систему.
В качестве энергетических установок на газовозах LNG используют главным образом паротурбинные установки, работающие как на нефтяном топливе, так и на смеси его с испаряющимся газом.
46. Суда химовозы. Типы судов
Химовоз – это наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды.
Суда-химовозы перевозят свыше 500 различных жидких продуктов нефтехимии, растительные, рыбные и животные жиры, производные углеводов, а также органические и неорганические кислоты. Большинство грузов перевозится в танках из малоуглеродистой стали с различными покрытиями: силикат цинка, эпоксидные и фенольные смолы, полиуретан и другие виды резины. Для перевозки продуктов, вызывающих коррозию малоуглеродистой стали или требующих сохранения особой чистоты продукта, используют дорогостоящие танки из нержавеющей стали.
В соответствии с потенциальной опасностью суда для перевозки химических грузов, подразделяются на три типа.
Суда типа 1 предназначены для перевозки продуктов, представляющих очень большую опасность для окружающей среды и человека (например, хлоросульфоновая кислота НSO3Cl) и требующих максимальных мер для предотвращения утечки груза.
Суда типа 2 перевозят грузы, занимающие промежуточное положение между агрессивными жидкостями и веществами, близкими к обычным нефтепродуктам (азотная кислота).
Суда типа 3 предназначаются для перевозки грузов, по своим свойствам лишь незначительно отличающихся от обычных нефтепродуктов (уксусная кислота)
Правила ИМО (Международная морская организация или ИМО International Maritime Organization) допускают применение грузовых емкостей двух типов:
1. Вкладных, оболочка которых не входит в состав корпусных конструкций.
2. Встроенных, являющихся частью корпуса судна.
Для коррозионно-агрессивных, токсичных и реагирующих с водой грузов рекомендуются вкладные емкости, а применение встроенных танков допускается при условии, что они отделены от наружной обшивки коффердамами или пустыми танками. На большинстве судов применяется второе решение. На химовозах типа I обычно применяются вкладные танки, типа II — встроенные плакированные, а типа III— обычные.
Трубы
Трубы являются основным оборудованием, входящим в комплекты полевых магистральных трубопроводов. Они составляют 80-85 % веса комплектов трубопроводов ПМТ-100 и ПМТ-150 и 70 % веса комплекта трубопровода ПМТА-150. Дл