Обоснование нормативов качества и конкурентоспособности компании и ее продукции
Важнейшей частью концепции стратегических маркетинговых исследований является обоснование нормативов конкурентоспособности компании и качества продукции, а также анализ использования ресурсов. Для того чтобы одновременно повышать качество и конкурентоспособность транспортных услуг и по возможности снижать себестоимость перевозок необходимо проанализировать использование основных производственных фондов, оборотных средств и других ресурсов компании. К таким показателям относятся фондоотдачи, фондоемкость, оборачиваемость оборотных средств, коэффициент использования производственной мощности компании ( ). Последний показатель можно определить по формуле:
,
где -годовой объем перевозок грузов млн.т.
-максимально возможная или плановая производительная сила транспорта, определяемая по формуле:
, млн.т.,
где - рабочий парк грузовых вагонов, ед.;
- средняя статическая нагрузка вагона, т.;
- средний коэффициент использования грузоподъемности вагона;
- полное время оборота грузового вагона, сут.
В целом эффективность любого товара или услуги можно определить по формуле:
,
- полезный эффект (прирост прибыли) за нормативный срок использования продукта (услуги).
На железных дорогах такой расчет можно сделать как в целом по отрасли, так и по отдельным видам деятельности работ и услуг.
Уровень конкурентоспособности организации ( ) можно определить по формуле: ,
где - удельный вес i-го товара или услуги организации в общем объеме продаж аналогичной продукции ( ; );
- показатель значимости j-го рынка на котором представлены товары и услуги (для транспортного рынка в целом можно принять за единицу, а затем дифференцировать по регионам);
- конкурентоспособность i-ой продукции на j-ом рынке ( ).
Уровень конкурентоспособности транспортных услуг ( ) железных дорог может быть представлен в следующем виде: ,
где , - фактический и плановый (нормативный) объемы транспортных услуг (перевозок грузов) соответственно, млн.т.;
, - общие (интегральные) показатели уровня качества транспортного обслуживания фактический и по стандартам (нормативам) соответственно;
, - средние фактическая и плановая (нормативная) доходные ставки за перевозки грузов соответственно, руб/т.
В МГУПСе разработана концепция и методика определения общих (интегральных) показателей уровня качества транспортного обслуживания пользователей, включающих относительные уровни выполнения сроков и скоростей доставки грузов, сохранности грузов, полноты перевозок, комплексности, регулярности (ритмичности) и фирменности транспортного обслуживания по сравнению с лучшими образцами или стандартами этих показателей. Совокупность этих показателей (т.н. «колесо качества») позволяет определить обоснованный общий (интегральный) показатель качества транспортного обслуживания (см. рис. 8.2) клиентуры ( ) по формуле: при ,
где -измерители (параметры) уровня качества транспортного обслуживания;
-удельный вес i-тых показателей качества, устанавливаемых на основе маркетинговых обследований и предпочтений клиентуры;
- количество рассматриваемых параметров качеств ( ).
Не следует забывать, что высокое качество транспортного обслуживания не может быть достигнуто без достаточного уровня качества эксплуатационной работы. Однако, последнее должно быть обязательно ориентировано и обосновано с конечным результатом- качеством обслуживания клиентуры. При налаживании статистики и регулярного учета этих показателей качества вполне возможно разработать конкретные нормативы повышения конкурентоспособности транспортной компании и ее услуг, обеспечить привлекательность железных дорог для клиентуры и высокую эффективность стальных магистралей страны. Конкурентоспособность любого товара или услуги определяется соотношением его цены и качества. Учитывая, что тарифы на железнодорожном транспорте жестко регулируются государством, для компаний ОАО «РЖД» становится стратегически важнейшей проблема повышения качества транспортного обслуживания, чтобы побеждать в конкурентной борьбе на транспортном рынке.