Экономическое обоснование управленческих решений при разработке стратегии организации на транспорте
Завершающим этапом разработки стратегии организации является определение эффективности принятых управленческих решений. При оценке эффективности управленческих решений в (разных от) в разных отраслях используются различные методики расчета эффекта менеджмента, но при этом соблюдаются единые принципы подхода к таким расчетам.
К единым принципам расчета такого эффекта относятся:
1) учет фактора времени;
2) учет затрат и результатов за весь жизненный цикл товаров;
3) применение социального экономического подхода;
4) обеспечение вероятности решений и сопоставимости исходной информации.
1. Учет фактора временипредполагает определение коэффициента дисконтирования инвестиций для того, чтобы инвестор, вложивший определенную сумму денег в развитие производства, мог знать, сколько он получит через несколько лет. Ведь, как правило, сегодняшний рубль дороже завтрашнего.
Коэффициент дисконтирования в современных условиях определяется по формуле: ,
где -ставка дисконта (от 0,1 дл 0,2);
-ставка рефинансирования процент по кредитам, установленный центральным банком РФ, %;
-темп инфляции, объявленный правительством РФ на текущий год, %.
С учетом риска ставку дисконта увеличивают на 5-7%.
Ставку дисконта можно определить по формуле:
,
где - нормативный срок окупаемости инвестиций (затрат).
Экономический эффект управленческого решения для производителя товаров и услуг может быть определен по формуле:
,
где -себестоимость производства единицы нового товара;
-прогноз налоговой ставки на единицу товара в -ом году;
-прогнозная цена нового товара;
-прогноз объема производства нового товара;
-дисконтированные единовременные затраты (инвестиции) на реализацию управленческого решения (повышение качества товара, новые технологии и организационную постройку).
Размеры дополнительных инвестиций на реализацию принятого стратегического управленческого решения в значительной мере зависит от масштабов организационной реорганизации и ее целей. Так, осуществление реформирования российских железных дорог потребовало несколько миллиардов рублей единовременных затрат на разработку проектов и создание новых структур, строительство новых зданий и создания информационных технологий.
В отдельных случаях управленческие решения (тактические и оперативные) почти не требуют значительных капитальных затрат и реализуются в основном за счет текущих издержек, (например, при разделении локомотивных и вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные).
Экономический эффект реализации стратегии нового менеджмента у потребителей товаров и услуг можно определить по формуле:
,
где - прогноз цены единицы потребления, который ее производит с применением нового товара (услуги) производителя;
- прогноз себестоимости продукции потребителя, выпускаемой с применением нового товара (услуги) производителя;
- прогноз доли налогов у потребителя на единицу его продукции;
- объем производства продукции потребителя, выпускаемой с применением нового товара (услуги) производителя;
-дополнительные расходы (экономия) потребителя связанные с покупкой нового товара (сырья, комплектующих) или услуги (транспорт).
В ряде случаев потребители получают экономию от использования более дешевых и качественных товаров и услуг производителей (поставщиков) без дополнительных инвестиций (например, экономия оборотных средств клиентуры при ускорении доставки грузов и пассажиров по железной дороге). При этом часто внутритранспортный эффект у потребителей в несколько раз превосходит эффект от новой услуги на транспорте не только за счет сокращения оборотных средств, но и роста стоимости сдаваемой в аренду или продаваемой недвижимости, улучшения экономической обстановки и т.п. Улучшение качества обслуживания пассажиров и введение высокоскоростного движения поездов дает большой социальный эффект, экономию времени пассажиров, повышению подвижности населения и т.п.
Организация процесса разработки стратегического управленческого решения предусматривает собой увязанных по целям, срокам, ресурсам, исполнителям, технологиям и в пространстве комплекса работ по совершенствованию менеджмента организации, контроль и координацию его выполнения. Таким образом, управленческое решение – это фиксированный конечный управленческий акт, реализуемый для решения конкретной проблемы организации, предприятия, компании. Результаты реализации этого акта служат наиболее эффективной оценкой искусства и профессионализма руководителей, менеджеров и специалистов в организации.
Тема 11