Сегментирование и определение емкости рынка
Служба производственного менеджмента считает, что правильная оценка рыночного сегмента- основа коммерческого успеха. Наиболее выгодной сегментацией считаем такое соотношение, когда 20% покупателей данного рынка приобретает 80% продукции, выпускаемой данным предприятием. Емкость рынка – это потенциальная выручка на конкурентном рынке товаров при заданном уровне цен и объеме реализации за определенный промежуток времени, т.е.:
,
где -цена единицы i-го товара;
-объем реализации i-го товара в течение суток;
-продолжительность реализации i-го товара (в течение суток) в днях. Доля рынка – это отношение емкости рынка i-го предприятия к общей емкости рынка данной продукции:
,
где - емкость рынка i-го предприятия по данному типу продукции;
- суммарная емкость рынка для данного типа продукции, общий спроса на данный товар.
ЗАДАНИЕ 1
Определить емкость рынка промышленных товаров А, В, С, если изделие А реализует три предприятия, изделие В- два предприятия, изделие С- четыре предприятия. Недельный запас на рынке:
-Изделия А1 – 2000 штук; А2 – 1800 штук; А3 – 600 штук;
-Изделия В1 – 900 штук; В2 – 600 штук; В3 – 300 штук;
-Изделия С1 – 300 штук; С2 – 400 штук; С3 – 600 штук; С4 – 1000 штук.
Цена изделий соответственно, А – 50 тыс.руб., В – 80 тыс.руб., С – 120 тыс.руб.
ЗАДАНИЕ 2
Используя уравнение регрессии
и приведенные в таблице 6 данные о сбыте изделия с 2011г. По 2020г., сделать прогноз емкости рынка на 2020 г. Выполнить оценку точности прогноза.
ТАБЛИЦА 6
№ | Год | Объем реализации, шт. |
ЗАДАНИЕ 3
Определить математическое ожидание емкости рынка и выбрать наиболее эффективный вариант выпуска продукции, максимизирующий прибыль. Если известно, что цена единицы изделия остается неизменной, а вероятности возможных емкостей рынка, соответственно, равны: Р1 = 0,1; Р2 = 0,2; Р3 = 0,5; Р4 = 0,2. Ожидаемая прибыль при осуществлении различных вариантов объема выпуска приведена в таблице 7.
ТАБЛИЦА 7
№ | Объем выпускаемой продукции, тыс.шт. | Емкость рынка, тыс.шт. | |||
ЗАДАНИЕ 4
Известны результаты маркетинговых исследований состояния спроса на расходомеры на данном региональном рынке в текущем году. Производство и доставку расходомеров на рынок осуществляет четыре предприятия с общим объемом производства расходомеров 500 тыс. штук в год. Установлена динамика изменения спроса на данный товар, которая выражена в среднегодовом приросте спроса на 4%. Фирма «МЦ-ВОСТОК», выполняющая маркетинговые исследования, планирует со следующего года выйти на рынок такого же типа расходомеров, но более конкурентоспособного и удовлетворить весь прирост спроса за счет большой конкурентоспособности своих расходомеров.
Определить емкость данного регионального рынка в предстоящем году и оценить долю рынка новой фирмы.
ЗАДАНИЕ 5
Фирма, действующая на российском рынке, планирует открыть новый снабженческо-сбытовой филиал в регионе с числом потребителей продукции 1000 предприятий. Субъективная вероятность числа возможных пользователей снабженческо-сбытового филиала в месяце следующая:
ТАБЛИЦА 8
Число потребителей в месяц, Ni, шт. | Вероятность того, что число потребителей равно Ni , Р(Ni) |
N1 = 1000 | 0,2 |
N2 = 2000 | 0,5 |
N3 = 3000 | 0,3 |
Стоимость одной сделки на приобретение продукции одним предприятием составляет 1000 рублей, а доход от посещения филиала одним предприятием составляет 10000 руб. Расходы снабженческо-сбытового филиала планируются на уровне 2,2 млн. руб. в месяц. Определить ожидаемую оценку прибыли в случае открытия нового филиала в регионе.
7. Определение политики ценообразования на предприятии
Цена является важнейшим элементом исследований в производственном менеджменте. В области ценовой политики предприятия стремятся не поддаваться стихии рынка, а пытаются сами определить цены выгодные как для потребителей так и для себя. Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения:
-Предприятие - оптовая торговля;
-Оптовая торговля - розничная торговля;
-Розничная торговля - потребители.
Этим стадиям товародвижения соответствуют и виды цен:
-Оптовые цены предприятия (отпускные цены);
-Оптовые цены промышленности (торговли) и закупочные цены сельского хозяйства;
-Розничные цены.
При этом каждый последующий вид цены включает в качестве составной части предыдущий вид. Так, оптовая цена предприятия – это цена с которой товар выходит с предприятий и включает себестоимость (C) и прибыль предприятия (R) т.е.
,
где .
Внешние факторы по отношению к предприятию могут влиять на процесс ценообразования в трех направлениях:
-Уменьшить свободу предприятия в установлении цены;
-Не оказывать заметного влияния на свободу ценообразования;
-Значительно расширить эту свободу.
Таким образом, первый этап ценообразования определяет границы свободы предприятия в установлении цены на предприятии.
Основными методами ценообразования являются:
-Затратный метод;
-Агрегатный метод;
-Параметрический метод;
-На основе текущих цен;
-На основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Параметрический метод ценообразования имеет две разновидности:
-Метод удельной цены, когда цена определяется на основе расчета стоимости единицы основного параметра качества (мощность, производительность и т.д.), в этом случае цена нового изделия равна:
,
где , - соответственно, цена базового и нового изделия;
, - соответственно, значение основного параметра нового и базового изделия.
- Бальный метод основан на экспертных оценках значения наиболее важных параметров качества изделия для потребителя:
,
где и - соответственно, сумма баллов базовой и новой продукции.
ЗАДАНИЕ 1
Предприятие выходит на рынок с усовершенствованным товаром. Аналогичную продукцию представляют на этот рынок еще три предприятия. Производственная помощь предприятия 600 тыс. единиц в год. Цена единицы товара, себестоимость его изготовления, условно- постоянные затраты предприятия, а также ценовая эластичность спроса на товар приведены в таблице 9.
ТАБЛИЦА 9
Показатель | Значение по вариантам | |||
Цена единицы товара, руб. | ||||
Ценовая эластичность | 1,9 | 1,95 | 2,1 | |
Себестоимость единицы товара в части зависящих затрат, руб. |
Определить наиболее выгодный объем производства и реализации товара. Используя метод безубыточности, выбрать вариант цены товара. Обосновать и принять решение по увеличению доли рынка предприятия на основе ценовой конкуренции.
ЗАДАНИЕ 2
Предприятие заключает контракт на поставку продукции производственно-технического назначения. Цена на продукцию определятся на момент подписания контракта. Выполнить корректировку расчетной цены за единицу продукции на момент подписания с учетом инфляции. Разработать возможные варианты наценок и скидов, используемые в условиях рыночных отношений. Исходные данные приведены в таблице 10.
ТАБЛИЦА 10
Показатели | Значения по вариантам | |||
Расчетная цена на момент заключения контракта, руб. | ||||
Среднемесячный уровень инфляции, % | 2,5 | 2,7 | 2,9 | 3,1 |
Число месяцев с момента подписания контракта | ||||
Доля в цене материальных затрат | 0,36 | 0.37 | 0,38 | 0,39 |
Доля в цене зарплаты и начислений на нее | 0,44 | 0,43 | 0,42 | 0,41 |
ЗАДАНИЕ 3
Предприятие реализует свои товары через оптовых посредников. С целью достижения максимальной прибыли и увеличения доли рынка определить:
-Наиболее выгодный для предприятия уровень розничной цены и объем продаж, соответствующих этой цене;
-Определить новую долю рынка, которую может завоевать предприятие при оптимальной цене;
-Определить дополнительную прибыль предприятия при новом уровне цен. Исходные данные приведены в таблице 11.
ТАБЛИЦА 11
Показатели | Значение показателя по вариантам | |||
Себестоимость единицы товара в части зависящих расходов, тыс.руб. | ||||
Условно постоянные затраты, млн.руб. | ||||
Доля рынка фирмы в исходном году, % | ||||
Эластичность спроса, тыс.шт./тыс.руб. | 0,48 | 0,49 | 0,50 | 0,51 |
Наценка фирмы при реализации в исходном году, % |
Уровень наценки оптовых посредников на отпускную цену предприятия составляет 70%, а уровень наценки розничных торговых организации – 20%.
ЗАДАНИЕ 4
Рассмотреть альтернативные стратегии ценообразования предприятия «МЦ-ВОСТОК» по выпуску новой модели ролико-лопостных расходомеров. Выбрать стратегию, обеспечивающую наибольшую прибыль предприятию. Исходные данные приведены в таблице 12.
ТАБЛИЦА 12
ТЕМА 9
Разработка стратегии ценообразования на товары и услуги на предприятиях железнодорожного транспорта
1. Сущность и виды цен на рынке
2. Методы прогнозирования цен
3. Выбор стратегии ценообразования