Тема 6. Методологические и методические основы анализа и прогнозирования объемов грузовых и пассажирских перевозок на предприятиях железнодорожного транспорта
1. Разработка алгоритма и методологии выработки стратегии развития организации на железнодорожном транспорте (графическое построение блок-схемы и ее содержание).
2. Методы выполнения функционально-стоимостного анализа и сегментирование транспортных рынков на железнодорожном транспорте.
3. Структура, содержание и порядок разработки стратегии развития организации на железнодорожном транспорте
1. Алгоритм и методология стратегических маркетинговых исследований. Графическое построение блок-схемы разработки стратегии маркетинговых исследований организации (предприятия) и ее содержание.
Алгоритм СМ представляет собой систему взаимосвязанной последовательности или порядок действий по разработке стратегии компании и свободного стратегического плана маркетинга, обеспечивающих эффективное функционирование этой организации на свободном рынке товаров и услуг. Его можно представить в виде определенной блок-схемы (Рис. 2.1).
1. Миссия организации – это общенациональная (глобальная) цель деятельности организации (компании, фирмы, предприятия), учитывающая внутренние и внешние факторы и обеспечивающая ее нормальное функционирование в долгосрочной перспективе.
Так для акционерной компании «РЖД» миссией является полное и качественное удовлетворение потребностей населения и экономики страны в перевозках при эффективном хозяйствовании на конкурентном транспортном рынке и оптимальных транспортных тарифах.
Формирование стратегических целей организации – предусматривает установление конкретных задач по выполнению сформированной миссии по всем основным направлениям деятельности с учетом возможных ограничений и рисков. Обычно эти цели включают:
1) Прогнозы роста продаж продукции организации;
2) Мероприятия по модернизации и развитию основных производственных фондов, а также диверсификация производства;
3) Задачи повышения качества выпускаемой продукции и (или) параметры новых более конкурентоспособных товаров и услуг;
4) Мероприятия по совершенствованию структуры управления и менеджмента организации в перспективе;
5) Пути стабилизации и устойчивости финансового развития организации, наращивание акционерного капитала и роста дивидендов;
6) Задачи инновационной и инвестиционной политики и взаимодействие с банками и международными организациями и компаниями;
7) Совершенствование ценовой и кредитной политики организации и обеспечение стимулирования продаж;
8) Совершенствование кадровой и социальной политики организации;
9) Развитие международных торгово-экономических связей и дочерних региональных структур организации.
Главной целью коммерческих предприятий является получение прибыли и решение социальных проблем своей организации путем своевременной и выгодной реализации изготовленного товара или оказанных услуг. Для достижения этой цели предприятию необходимо проводить анализ своих рыночных возможностей (сильных и слабых сторон деятельности), устанавливать качество товаров выше, чем у конкурентов, производить более конкурентоспособную продукцию, определять свою нишу на рынке и конкретную группу потребителей его товаров, работа по установлению «своих» групп потребителей на рынке, т.е. группировка потребителей с учетом приемлемых цен, качества, количества и сроков поставки (продажи) товаров называется сегментированием рынка. Наиболее классическими критериями сегментации являются:
1) Группировка потребителей по видам товаров;
2) Группировка потребителей по качеству и способам потребления товаров;
3) Группировка потребителей по уровню конкуренции на рынке.
При этом учитывается социально-демографические, географические, поведенческие, социально-культурные и платежеспособные факторы.
Для человека с совершенно одинаковым социально-демографическим положением могут быть совершенно разные системы ценностей по отношению к одним и тем же товарам и услугам. Это надо учитывать при разработке целевых сегментов и позиционировании товаров на рынке.
Однако, нецелесообразно делать слишком много сегментов т.к. затраты на маркетинг, рекламу и другие мероприятия по продвижению товаров на каждом сегменте могут быть слишком высоки.
3. Стратегическое планирование развитие производства и продажосуществляется путем прогноза будущего экономического развития рентабельности и прибыли с обоснованием основных задач по выпуску продукции и развитие производства в текущем и последующих годах продаж (по срокам планирования) для достижения принятого уровня прибыли, т.е. идут от общего к настоящему в отличие от ранее действующего перспективного планирования от настоящего к будущему.
При этом формируются основные параметры бюджета организации и производственно-хозяйственные показатели, обеспечивающие достижение стратегии организации. К ним относятся:
1) Прогноз объемов производства валовой и товарной продукции;
2) Программа модернизации и развития производственных ресурсов по номенклатуре и технологиям;
3) Объемы потребных поставок сырья и необходимых комплектующих средств и материальных ресурсов;
4) Размеры потребных инвестиций по источникам поступления, в т.ч. заемного капитала, амортизации и т.п.;
5) Прогноз уровня повышения производительности труда (ПТ) и потребность в трудовых ресурсах;
6) Темпы снижения себестоимости производства на перспективу;
7) Прогноз доходов, расходов и прибыли организации;
8) Развитие акционерного капитала.
В стратегическом плане развития указываются примерные сроки и ответственные за выполнение намеченных показателей. Ряд основных показателей плана (темпы или уровни производства и продаж продукции, доходы, расходы, прибыль и др.) указываются в вариантном виде: оптимистическом, пессимистическом и среднем. Стратегические планы разрабатываются как правило, на 5,10 и более лет.