Решить производственные ситуационные задачи
Ситуация 1Мастер цеха был высококвалифицированнымслесарем. Бригадира беспокоило, что мастер недостаточно инициативен. Даже в очевидных ситуациях он ждал указаний бригадира. К тому же все распоряжения мастер давал в категоричной, жесткой, а иногда и в грубой форме. В результате этого страдало производство, и часто возникали конфликтные ситуации.
Что следует предпринять бригадиру?
Ситуация 2Между сменами все рабочиебригады были в сборе. Ждали нового бригадира, который должен был прийти на место уходящего на пенсию. Скоро к ним подошел человек, громко поздоровался со всеми, представился: «Зовут меня Алексеем Ивановичем, фамилия – Романов, направлен к вам после окончания автотранспортного техникума. Мне 26 лет. Женат. Детей – двое. Семья сейчас в районном центре. Ботинки ношу 43 размера. Вопросы есть? Нет. Пойду принимать дела».
Для чего в данной ситуации бригадир избрал такой способ рекомендации. Как вы оцениваете этот прием?
Ситуация 3На должность начальника цеха был назначен молодой специалист Смоляков К.Н. Принимая дела, он присматривался к людям, с которыми ему предстояло работать.
Присутствуя на общем собрании работников цеха, где его представили как нового руководителя, он обратил внимание на явное равнодушие рабочих. С собрания рабочие уходили, обмениваясь ничего не значащими фразами. Смоляков К.Н. заметил, что шли они не группами, а поодиночке или парами. Ему стало ясно, что степень сплоченности коллектива – низкая и предстоит большая работа с людьми.
Каковы пути повышения степени сплоченности коллектива?
Ситуация 4Иванов П.И., выпускник техникума, был назначенначальником участка. Будучи молодым, он испытывал естественное стеснение в присутствии старших по возрасту подчиненных.
Вскоре несколько подчиненных решили коллективно отметить день рождения одного из рабочих. Иванов П.И. на приглашение ответил отрицательно и, пытаясь скрыть свое смущение, высказался вообще против подобных мероприятий.
Правильно ли поступил начальник участка? Как ему следовало поступить?
Ситуация 5Бригадир ремонтной бригады в своем обращении с подчиненными не допускал грубых выражений, но, найдя слабое место у кого-либо из них, при каждом удобном случае напоминал об этом, особенно, если подчиненный в чем-либо провинился. В этом случае он обязательно говорил колкость, ранил в самое больное место. «В следующий раз поостережется, не допустит проступка», - думал бригадир. На замечания начальника цеха о том, что таким подходом он вызывает неприязнь подчиненных, бригадир отвечал: «А мне их любовь не нужна, лишь бы дело делали».
Почему такие приемы недопустимы для руководителей?
Ситуация 6Предположим, сложилась ситуация, когда в коллективе обозначился кризис руководства, а положение дел вышло из-под контроля.
Какой стиль руководства соответствует данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Ситуация 7Рабочая группа находится на высоком уровне зрелости, где наблюдается устоявшийся темп деятельности, порядок и дисциплина.
Какой стиль руководства соответствует данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Ситуация 8Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.
Ваши действия?
Ситуация 9Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым специалистом. На 8 ч. 15 мин. вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.
Как вы начнете беседу при встрече?
Ситуация 10Вы недавно начали работать начальником цеха крупного промышленного предприятия, придя на эту должность с другого завода. Еще не все знают вас в лицо.До обеденного перерыва еще 2 часа. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 мин. вы видите ту же картину.
Как вы себя поведете?
Ситуация 11В одно из хозяйств прибыл механик, окончивший с отличием техникум. Руководитель предприятия, просмотрев документы, остался недоволен: «Не знаешь ты наши условия. Ну да ладно, работай». Я сейчас уезжаю, а ты давай оформляйся».
Механик был разочарован таким недружелюбным приемом, но работать остался.
Много хлопот причинял ему на первых порах недостаток опыта. При встречах руководитель хозяйства всегда указывал ему на промахи в работе, проявлял недовольство и высказывал это с раздражением. в грубом тоне.
От такого отношения руководителя у механика терялся интерес к работе, наступало равнодушие. Чем больше руководитель хозяйства распекал механика за промахи в работе, тем он больше допускал новые. Руководитель постоянно предъявлял суровые требования к молодому механику, ни разу не поинтересовался, как он живет, где питается, какие планы строит на будущее.
Объясните поведение руководителя с точки зрения мотивации.
Контрольные вопросы
1. Что такое коллектив и какие взаимоотношения в нем существуют?
2. Какова роль руководителя в формировании морально-психологического климата в коллективе?
3. Какие действия руководителя способствуют формированию его авторитета?
4. Как руководитель подразделения (специалист) может определить уровень своего авторитета в коллективе?
5. Что понимают под стилем руководства?
Практическое занятие № 8
Заполнение первичных документов
Цели занятия:
- закрепить знания о сущности, видах учета;
- ликвидация пробелов в знаниях технико-экономического планирования деятельности предприятия и его производственных подразделений;
- знакомство с реквизитами основных документов автомобильного парка;
- совершенствование навыков работы с документами
Задание:
Изучить назначение, реквизиты следующих документов, заполняемых на автотранспортном предприятии:
Оформление наряда на сдельную работу.
Составление ведомости дефектов
Оформление документов на получение запасных частей и материалов. Оформление акта по выполненным работам.
Составление производственного отчета
Заполнение путевого листа грузового автомобиля
Заполнение акта приемки-передачи основных средств, акта на списание основных средств
Изучение табеля учета рабочего времени