Калькуляция себестоимости 1 т-км
Все затраты по грузовому автотранспорту сводим в таблицу 8. Затраты берём из предыдущих расчётов. Прочие прямые затраты планируются в размере 10% от суммы всех прямых затрат.
Стр.6=(стр.1+2+3+4+5)*10/100
Проч =
Накладные расходы – это затраты, связанные с оплатой труда управленческого обслуживающего персонала автопарка.
Накладные расходы планируют в размере 20% от общей суммы затрат, включая и прочие прямые за минусом стоимости ГСМ.
Стр.7=(стр.1+3+4+5+6)*20/100
Нр =
Таблица 8-Себестоимость 1 т-км.
Элементы затрат | Сумма затрат, руб | Затраты на 1 т-км, руб | Структура затрат, % |
1. Заработная плата шоферов с начислениями | |||
2. Стоимость ГСМ | |||
3. Амортизация | |||
4. Затраты на ТР и ТО | |||
5. Затраты на ремонт и восстановление износа шин | |||
6. Прочие прямые затраты | |||
7. Накладные расходы | |||
8. Итого затрат |
Далее все затраты складываем, находим «Итого затрат». Затраты на 1 т-км определяются делением каждого элемента затрат в отдельности на плановый объём перевозок (Qт-км). Чем она ниже, тем эффективнее используется парк грузовых машин. Сравните плановую себестоимость с фактической и дайте предложения по её снижению. Оформите расчёты выводами.
Индивидуальное расчетное задание к практическому занятию № 3
Задача. Автотранспортное предприятие имеет 2 марки машин
Марки | Кол-во | Сред. гр-под. | Пробег 1 а/м, в год, км | Бст 1 а/м, руб. | Норма расх. топлива на 100 км руб. | Норма расхода смаз. мат. в л. на 100 л. осн. топ. | Норма затрат наТР, на 1000 км., руб. | Час. тариф. ставка, руб | |||
Мат. мас. | Спец. мас. | Транс. мас. | Пласт. см. | ||||||||
КамАЗ-5320 | 2,8 | 0,15 | 0,4 | 0,35 | |||||||
ЗИЛ-4502 | 5,5 | 0,1 | 0,3 | 0,2 |
Норма амортизации 0,37% на 1000 км пробега.
Коэффициент использования пробега 0,53.
Коэффициент использования грузоподъёмности 0,86.
Цена 1 л взять из ПЗ № 3
Из всех водителей 8 чел. имеют I кл.
2 чел. – II кл.
Премии принять 100%.
Затраты на замену шин составляют в год на все автомобили:
- по КамАЗам – 588000 руб.
- по ЗИЛам – 378000 руб.
Определить себестоимость 1 т-км на предприятии.
Расчёты оформить в виде таблиц.
Решение:
Таблица 1-Планирование объёма грузоперевозок
Марки машин | Кол-во машин | Балансовая стоимость 1 а/м (руб) | Гр-ть 1 машины (т) | Грузоподъёмность всего (т) | Плановый пробег 1 машины в год (км) | Пробег всего гр(6*2) |
КамАЗ-5320 | ? | |||||
ЗИЛ-4502 | ? | |||||
ИТОГО | ? | х | х | ? | х |
Средняя грузоподъемность машин q=
Объем транспортной работы Qn-rv=
Таблица 2-Заработная плата шоферов
Марка машин | Количество шоферов (чел) | Часовая тарифная ставка | Количество отработанных часов за год | Всего заработная плата |
КамАЗ-5320 | ||||
ЗИЛ-4502 | ||||
ИТОГО | х | х | ? |
Определяем начисления на заработную плату: (по аналогии с расчетом в ПЗ №3)
Таблица 3- Расчёт амортизационных отчислений
Марки машин | Количество машин | Балансовая стоимость 1 машины (руб.) | Норма амортизации % | Общий пробег (км) | Амортизация всего (руб). |
КамАЗ-5320 | |||||
ЗИЛ-4502 | ? | ? | |||
ИТОГО | х | х | ? | ? |
Таблица 4 - Определение потребности ГСМ
Марки машин | Общий пробег | Норма расхода топлива на 100 км (л) | Всего топлива (гр2*гр3 / 100) (л) | Моторное масло | Спец. масла | Трансмис. масла | Пластичные смазки | ||||
норма (л) | треб (л) | норма (л) | треб (л) | норма (л) | треб (л) | норма (кг) | треб (кг) | ||||
КамАЗ-5320д | |||||||||||
ЗИЛ-4502 | |||||||||||
ИТОГО | х | х | ? | х | ? | х | ? | х | ? |
Таблица 5 - Определение стоимости ГСМ
Виды ГСМ | Потребность (л) | Потребность с учётом страхового запаса 10% (л) | Цена 1 литра (руб) | Стоимость (руб) |
Дизельное топливо | ||||
Бензин | ||||
Моторные масла | ||||
Специальные масла | ||||
Трансмиссионные масла | ||||
Пластичные смазки | ||||
ИТОГО | х | х | х | ? |
Таблица 6 - Определение затрат на ТР
Марка машин | Количество машин | Общий пробег (км) | Норма затрат на текущий ремонт на 1000 км пробега (руб) | Затраты на ТР (руб) (гр3*гр4)/1000 |
КамАЗ-5320 | ||||
ЗИЛ-4502 | ||||
ИТОГО | х | ? |
Таблица 7-Себестоимость 1 т-км.
Элементы затрат | Сумма затрат, руб | Затраты на 1 т-км, руб | Структура затрат, % |
1. Заработная плата шоферов с начислениями | |||
2. Стоимость ГСМ | |||
3. Амортизация | |||
4. Затраты на ТР и ТО | |||
5. Затраты на ремонт и восстановление износа шин | |||
6. Прочие прямые затраты | |||
7. Накладные расходы | |||
8. Итого затрат |
Практическое занятие № 4
Расчёт заработной платы водителей и ремонтных рабочих
Задача 1.
- Расстояние перевозки (l) – 80 км, в т.ч. 55 км по 1 группе дорог
25 км по 3 группе дорог
- Грузоподъёмность автомобиля (q) КамАЗ – 5320 – 8 т.
- Расчётная скорость пробега (Vт) по 1 группе дорог – 49 км/ч
по 3 группе дорог – 28 км/ч
- Коэффициент пробега по 1 группе дорог (β) – 0,5
по 3 группе дорог (β) – 0,45
- Коэффициент использования грузоподъёмности (γ) - 1
- Норма времени под погрузкой, разгрузкой (tПР) – 15 мин за 1 т груза
- Подготовительно-заключительное время (tПЗ) – 23 мин = 0,38 часа
- Часовая тарифная ставка водителя (Cч) КамАЗ – 5320 – 53,40 руб.
Определить зарплату водителя за 1 рейс.
Решение:
- Количество т-км за 1 рейс:
q * l =
q * l (1 группы дорог) =
q * l (3 группы дорог) =
- Время движения 1 рейса:
t = Нт-км * Qт-км + tпр
а) Норма времени на 1 т-км:
Нт-км = , мин/т-км
1 группа:
Нт-км =
3 группа:
Нт-км =
б) Время движения 1 рейса:
t = Нт-км 1гр * (кол-во т-км 1гр) + Нт-км 3гр * (кол-во т-км 3гр) + tпр*q, час
t =
в) Общее время работы водителя:
t = t + t , час
t =
- Зарплата водителя за 1 рейс:
а) Сдельная расценка за 1 т-км:
Ст-км = Нт-км * Сч/60, руб/т-км
1 группа:
Ст-км =
3 группа:
Ст-км =
Расценка за 1 т погрузки, разгрузки:
Ст = t * Сч/60, руб/т
Ст =
б) Зарплата водителя за 1 рейс – основная:
Зп осн = Ст-км 1гр*(кол-во т-км 1гр) + Ст-км 3гр*(кол-во т-км 3гр) + Ст* q, руб
Зп осн =
в) Доплата за классность:
Дкл = (t * Сч)*0,25, руб.
Дкл =
г) Премия – 20%:
Пр = (Зп осн + Дкл)*0,2, руб.
Пр =
д) Зарплата всего:
Зобщ = Зп осн + Дкл + Пр, руб.
Зобщ =
е) Зарплата с учётом отпускных и ЕСН:
Зп с нач = Зобщ*1,083*1,356, руб
Зп с нач =
Ответ:
Индивидуальное расчетное задание к практическому занятию № 4
Задача 2.
- Расстояние перевозки (l) – 50 км
- Грузоподъёмность автомобиля (q) КамАЗ – 5320 – 16 т.
- Расчётная скорость пробега (Vт) по 1 группе дорог – 49 км/ч
- Коэффициент пробега по 1 группе дорог (β) – 0,5
- Коэффициент использования грузоподъёмности (γ) - 1
- Норма времени под погрузкой, разгрузкой (t ) – 10 мин за 1 т груза
- Подготовительно-заключительное время (t ) – 23 мин = 0,38 часа
- Часовая тарифная ставка водителя (Cч) КамАЗ – 5320 –62,68 руб.
Определить зарплату водителя за 1 рейс.
Решение:
- Количество т-км за 1 рейс:
q * l, т-км
- Время движения 1 рейса:
t = Нт-км * Qт-км + tпр
t =
а) Норма времени на 1 т-км:
Нт-км = , мин/т-км
Нт-км =
б) Время движения 1 рейса:
t = Нт-км * (кол-во т-км) + t * q , час
t =
в) Общее время работы водителя:
t = t + t , час
t =
- Зарплата водителя за 1 рейс:
а) Сдельная расценка за 1 т-км:
Ст-км = Нт-км * Сч/60, руб/т-км
Ст-км =
Расценка за 1 т погрузки, разгрузки:
Ст = tпр* Сч/60, руб/т
Ст =
б) Зарплата водителя за 1 рейс – основная:
Зп осн = Ст-км *(кол-во т-км) + Ст* q, руб
Зп осн =
в) Доплата за классность:
Дкл = (tСМ* Сч)*0,25, руб.
Дкл =
г) Премия – 20%:
Пр = (Зп осн + Дкл)*0,2, руб.
Пр =
д) Зарплата всего:
Зобщ = Зп осн + Дкл + Пр, руб.
Зобщ =
е) Зарплата с учётом отпускных и ЕСН:
Зп с нач = Зобщ*1,083*1,356, руб
Зп с нач =
Ответ:
Практическое занятие № 5