Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Увеличивающиеся с каждым годом интенсивность и объем перевозок, а также число транспортных средств выдвигают в качестве одной из первоочередных задач обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Этот вывод подтверждается также неблагополучной динамикой и увеличением удельного веса таких преступлений в общей структуре преступности. Так, в 1998 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 116 040 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 14 841 и получили ранения 127 182 человека, в том числе пострадало 24,7 тыс. детей и подростков в возрасте до 16 лет*(706).
Специфика рассматриваемых преступлений, обусловившая выделение норм об ответственности за них в самостоятельную главу, заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.
В теории уголовного права преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, получили наименование "транспортные". Однако разработчики Уголовного кодекса 1996 г. пришли к выводу, что такое название главы как бы презюмирует наличие некого преступного компонента, присущего транспорту в процессе его функционирования. К тому же, как полагали некоторые ученые, название главы "Транспортные преступления" не отражает в полной мере специфики этих преступлений и дает основания относить к данной группе преступлений любые деяния, так или иначе связанные с транспортными средствами, например, угон транспортного средства, использование служебной автомашины в личных, корыстных целях.
Заголовок гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств" УК 1996 г. представляется более удачным, так как раскрывает содержание видового объекта, который определяет место группы преступлений в системе Особенной части Кодекса, а также показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которые предусматривают ответственность именно за посягательства на безопасность функционирования транспорта*(707).
Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.
Это, в первую очередь, видовой объект рассматриваемой группы преступлений - безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта, как подсистема родового объекта раздела IX УК - общественной безопасности. Последняя в широком смысле слова является родовым понятием нескольких групп общественных отношений, посягательства на которые предусмотрены гл. 24-28 УК.
С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК отсылает к Правилам дорожного движения. Сами эти Правила в уголовном законе не расшифровываются. Их нарушение при отсутствии предусмотренных в ст. 264 УК последствий является административным правонарушением.
Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключения составляют приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК), осуществляемое путем бездействия.
Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью личности или, в некоторых случаях, крупного материального ущерба. Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.
Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта. Поэтому вопрос о причинной связи должен обсуждаться после установления факта нарушения соответствующих правил, обеспечивающих безопасное движение и эксплуатацию транспорта, и выяснения объема и характера вредных последствий, которые зачастую являются результатом сложного взаимодействия ряда причин и условий. Таковыми могут быть неправомерные действия (бездействие) водителей других транспортных средств; неосторожное поведение иных участников движения, особенности дороги и погоды; техническое состояние транспортных средств, средств сигнализации и т.д.
Если вредные последствия являются результатом совместных действий нескольких лиц, то и эти лица могут привлекаться к ответственности по различным статьям Уголовного кодекса при наличии в их действиях (бездействии) признаков конкретного состава преступления.
Можно выделить несколько этапов развития причинной связи при совершении рассматриваемых преступлений:
1) вследствие нарушения правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта, появляется абстрактная возможность наступления вредных последствий;
2) создается аварийная ситуация, однако субъект, приняв меры предосторожности, еще может предотвратить эти последствия;
3) техника полностью выходит из-под контроля субъекта и зависит лишь от ситуации;
4) причинение вреда становится неизбежным.
При бездействии причинная связь в транспортных преступлениях характеризуется некоторыми особенностями:
а) на субъекта возложена обязанность выполнения определенных правил;
б) субъект имел возможность выполнить эти правила;
в) выполнение правил предотвратило бы наступление вредных последствий;
г) субъект не выполняет правил предосторожности*(708).
С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 265, 267, 270 и 271 УК), являются неосторожными, что специально подчеркнуто законодателем указанием на неосторожное причинение последствий, перечисленных в диспозиции соответствующих статей. Неосторожная вина при этом может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности (ст. 25, 26 УК).
Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает некоторые специальные признаки, что дает основание говорить о специальном субъекте ряда составов транспортных преступлений (например, ст. 263, 264, 266 УК и др.).
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.[3]
Объектомрассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
Предметомданного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту[4].
Под железнодорожным подвижным составомпонимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростное) к железнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствамипонимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.).[5]
К водным транспортным средствамотносятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства). Речными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути— это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
С объективной сторонырассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.[6]
Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожноготранспортапонимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.[7] Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.
Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994г., а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.
Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава впассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкоговреда здоровью человека.Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь.[8]
С субъективной сторонырассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111).[9]
Субъектомрассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3 ст. 263, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263) относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ч. 3 ст. 263 в качестве особо квалифицирующего признакаданного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектомрассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектомэтого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.), сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороныдеяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.[10]
В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УК РСФСР)» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной сторонысостава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченнымдеянием с момента наступления указанных в законе последствий.[11]
С субъективной стороныданное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.
Субъектомрассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке,если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264).
Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признакепреступление расценивается как тяжкое.[12]
2.3 Нарушение правил международных полетов
Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.
Основным объектомрассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным объектомэтого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных и коммерческих организаций, в том числе иностранных.
С объективной стороныэто преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.
В частности, в ст. 6Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944г.[13] указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.
В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р.[14]
Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетомсчитается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации определяются в ст. 79—82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилах определены регламенты полетов и маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страны пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, паспортного и таможенного контроля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.
Рассматриваемое деяние характеризуется формальным составоми считается оконченным преступлением с момента нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном.
С субъективной стороныданное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.
Субъектомэтого преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.
3 ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам, государственным и коммерческим организациям.
Подобные преступления в нашей стране не являются редкостью.
С объективной сторонырассматриваемое преступление выражается в недоброкачественном ремонте указанных выше транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования или в выпуске соответствующих транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями. Ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования следует считать недоброкачественным, если он осуществлен с нарушением установленных технических условий или стандартов.
Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностямипонимается разрешение на использование транспортного средства по его технико-производственному назначению.
Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате названных выше действий. Эти последствия должны находиться в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно с выпуском транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями. Рассматриваемое преступление относится к материальным составами считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороныданное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия либо небрежности.[15]
Субъектом этого преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а также лицо, несущее ответственность за техническое состояние транспортных средств и за выпуск таких транспортных средств в эксплуатацию.
Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266) относится к преступлениям небольшой тяжести.
Квалифицирующим признакомэтого преступления (ч. 2 ст. 266) является наступление в результате совершения указанных в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случае данное деяние относится к категории преступлений средней тяжести.
Особо квалифицирующим признакомрассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 266) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Содеянное в таком случае расценивается как тяжкое преступление.
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что такими действиями создается угроза безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, ставится под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причиняется имущественный вред государственным, муниципальным и коммерческим организациям либо иным собственникам. Кроме того, указанные выше действия дезорганизуют нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта, что влечет за собой причинение огромных убытков государству, а также хозяйствующим субъектам. Основным объектомрассматриваемого преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств, путей сообщения, а равно блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительным объектомэтого преступления являются жизнь и здоровье людей, чужая собственность, порядок управления и др.
Предметом данного преступления являются транспортные средства наземного, воздушного и водного транспорта, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование.[16]
С объективной сторонысостав приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения выражается в следующих альтернативных действиях — в разрушении, повреждении или в приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в блокировании транспортных коммуникаций.
Под разрушениемтранспортного средства, путей сообщения или иных технических устройств, о которых говорится в ч. 1 ст. 267, понимается приведение их в полную непригодность для функционального использования.
Под повреждениемтранспортного средства, путей сообщения или иных устройств понимается частичное приведение их в непригодное для эксплуатации состояние, однако при этом сохраняется возможность их восстановления путем ремонта и дальнейшей эксплуатации.
Под иным способом приведения в негодное состояниетранспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования понимается использование виновным для этого веществ, материалов и жидкостей, установка технических устройств, которые делают невозможным нормальное функционирование транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи и т. п. (например, смазывание на подъеме рельсов смазочными материалами, введение в средства сигнализации или связи жидких или сыпучих веществ, блокирующих нормальное функционирование соответствующих устройств, и т. п.).
Под блокированием транспортных коммуникацийпонимается перекрытие железной дороги или автомагистрали, подъездов к определенным объектам путем устройства заграждений, скопления большого числа людей.
Примерами блокирования железной дороги могут служить акции шахтеров Кемеровской области и других регионов страны в 1998 г. в порядке протеста против задержки выдачи зарплаты, перекрытие железнодорожных подъездов к теплоэлектростанции на Сахалине, взлетной полосы женами военнослужащих на одном из военных аэродромов. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба государству, иному собственнику или владельцу. За рассматриваемые действия уголовная ответственность наступает при условии, если наступившие по неосторожности последствия находятся в причинной связи с разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в связи с блокированием транспортных коммуникаций.
Под крупным ущербом следует понимать материальный вред, превышающий 500 тыс. рублей.
С субъективной стороныданное преступление характеризуется неосторожностью по отношению к последствиям. Вина может быть в виде легкомыслия или небрежности. Если лицо указанные выше действия совершило умышленно, имея цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, содеянное квалифицируется как диверсия (ст. 281).
Субъектомрассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а состава блокирования транспортных коммуникаций — 16-летнего возраста. Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 267) относится к категории преступлений средней тяжести.
Квалифицирующим признакомрассматриваемого деяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как и применительно к ч. 1 ст. 267, наступление смерти должно быть причинно обусловлено действиями виновного, связанными с приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.
Особо квалифицирующим признакомсостава приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ч. 3 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случае содеянное считается тяжким преступлением.
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
Общественная опасность нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, заключается в том, что в результате наступают последствия, предусмотренные в ст. 263 и 264.
Основным объектомрассматриваемого преступления является состояние защищенности личности и общества от угроз, связанных с нарушениями правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, дополнительным — жизнь и здоровье людей.
С объективной стороныэто деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 268) выражается в нарушении пассажиром, пешеходом или другим учас