Автомобильные дороги. нормы проектирования
АЎТАМАБIЛЬНЫЯ ДАРОГI. НОРМЫ ПРАЕКТАВАННЯ
ROADS. DESIGN SPECIFICATIONS
Дата введения 2006-07-01
Область применения
Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее технический кодекс) распространяется на автомобильные дороги и устанавливает нормы их проектирования. Требования настоящего технического кодекса являются обязательными для всех организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование вновь строящихся, реконструируемых и перестраиваемых в плане и продольном профиле участков капитально ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования.
Требования настоящего технического кодекса не распространяются на проектирование автомобильных дорог необщего пользования, а также временных автомобильных дорог.
Нормативные ссылки
В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты (далее ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации1):
СНБ 2.04.02-2000 Строительная климатология
CНБ 2.04.05-98 Естественное и искусственное освещение
СНБ 3.01.04-02 Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов
CНБ 3.03.02-97 Улицы и дороги городов, поселков и сельских населенных пунктов
CНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы
—————————————————————————————————————————
1) СНБ, СНиП, П к СНиП имеют статус технического нормативного правового акта на переходный период до их замены техническими нормативными правовыми актами, предусмотренными Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»
Издание официальное
CНиП 2.05.06-85 Магистральные трубопроводы
П1-01 к СНиП 2.05.02-85 Проектирование местных автомобильных дорог низших категорий
П2-01 к СНиП 2.05.02-85 Проектирование земляного полотна автомобильных дорог
СТБ 943-93 Грунты. Классификация
СТБ 1033-2004 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
СТБ 1140-99 Знаки дорожные. Общие технические условия
СТБ 1231-2000 Разметка дорожная. Общие технические условия
СТБ 1300-2002 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
СТБ 1310-2002 Бетоны. Классификация. Общие технические требования
СТБ 1521-2005 Материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований автомобильных дорог. Технические условия
ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 22733-77 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности.
ГОСТ 25607-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
ГОСТ 30491-97 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
Примечание – При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверить действие ТНПА по перечню технических нормативных правовых актов по строительству, действующих на территории Республики Беларусь и каталогу, составленным по состоянию на 1 января текущего года и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то требование (положение), в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Автомобильная дорога:Комплекс инженерных сооружений, предназначенный для движения транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами [1].
3.2 Автомобильная дорога общего пользования: Автомобильная дорога, предназначенная для использования любыми лицами с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь [1]. Автомобильные дороги общего пользования подразделяются на республиканские и местные.
3.3 Автомобильная дорога необщего пользования: Автомобильная дорога, предназначенная для использования в порядке, определяемом ее владельцем с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь [1]. (Дороги для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям).
3.4 Дорожное полотно: Часть земляного полотна дороги, включающая проезжую часть, обочины и (при наличии) разделительную полосу.
3.5 Дополнительные слои дорожной одежды:Расположенные ниже основания слои, обеспечивающие морозоустойчивость и (или) дренирование дорожной одежды и рабочего слоя.
3.6 Земляное полотно: Грунтовое сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги.
3.7 Категория автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги, определяющая ее технические параметры в зависимости от принадлежности к соответствующему классу и расчетной интенсивности движения.
3.8 Класс автомобильной дороги: Характеристика автомобильной дороги по функциональному назначению, условиям доступа на нее и обеспечиваемому уровню обслуживания.
3.9 Основание дорожной одежды:Слой дорожной одежды, обеспечивающий совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои и грунт земляного полотна.
3.10 Покрытие: Верхний, наиболее прочный слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие транспортной нагрузки, атмосферных факторов и определяющий основные транспортно-эксплуатационные качества дороги.
3.11 Рабочий слой: Верхняя часть земляного полотна, расположенная в пределах от низа дорожной одежды до глубины 1,5 м от поверхности покрытия.
3.12 Расчетная скорость движения: Наибольшая возможная по условиям удобства и безопасности скорость движения одиночного автомобиля при благоприятных погодных условиях и состоянии покрытия, обеспечивающих коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч равный 0,6.
3.13 Транспортная развязка:Инженерное сооружение, устраиваемое на пересечениях и примыканиях дорог, включающее один или несколько путепроводов и систему соединительных ответвлений обеспечивающих движение всех (полная транспортная развязка), или только основных (неполная транспортная развязка) пересекающихся транспортных потоков в разных уровнях.
4 Общие требования
4.1 Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяются на классы и категории в соответствии с таблицей 1.
4.2 За расчетную интенсивность движения следует принимать среднегодовую суточную интенсивность движения механизированных транспортных средств (ед/сут) суммарно в обоих направлениях за последний год перспективного периода. Расчетную интенсивность движения следует определять на основе данных экономических изысканий.
Таблица 1
Класс дороги | Катего-рия дороги | Функциональное назначение дороги | Область применения | Расчетная интенсивность движения, ед/сут | |
Республи-канские дороги | Местные дороги | ||||
Автома-гистрали | I-а | Для передвиже-ния интенсивных транспортных потоков на большие расстояния без обслуживания прилегающих территорий | Участки основных респуб-ликанских дорог протяженностью не менее 150 км с долей транзита в транспортном потоке более 50% | Св. 8000 | — |
Окончание таблицы 1
Класс дороги | Катего-рия дороги | Функциональное назначение дороги | Область применения | Расчетная интенсивность движения, ед/сут | |
Республи-канские дороги | Местные дороги | ||||
Скоростные автомобиль-ные дороги | I-б | Для локальных передвижений интенсивных транспортных потоков с высо-кой скоростью | Республиканские автомобильные дороги на подхо-дах к крупнейшим городам на рас-стоянии 40 – 50 км, подъезды к аэропортам 1 класса, кольце-вые дороги вок-руг крупнейших городов | Св. 10 000 | — |
Обычные автомобиль-ные дороги | I-в II III IV V | Дороги общего назначения | Республиканские автомобильные дороги (кроме автомагистралей и скоростных дорог), а также местные автомо-бильные дороги (кроме автомо-бильных дорог низших категорий) | Св. 10 000 Св. 5000 до 10 000 включ. Св. 2000 до 5000 включ. Св. 200 до 2000 включ. До 200 включ. | — Св. 7000 включ. Св. 3000 до 7000 включ. Св. 400 до 3000 включ. До 400 включ. |
Автомобиль-ные дороги низших категорий | VI-а VI-б | Обеспечение постоянных подъездов к малым сельским поселениям | Тупиковые дороги с незначительной интенсивностью движения | — — | Св. 25 до 50 включ. До 25 включ. |
Примечания 1 Для подъездов к аэропортам I класса скоростную автомобильную дорогу следует проектировать, если интенсивность движения превышает 4 000 ед/сут. 2 Нормы проектирования автомобильных дорог низших категорий следует принимать в соответствии с Пособием П1-2001 к СНиП 2.05.02. 3 В соответствии с СНБ 3.01.04, к крупнейшим относятся города с численностью населения на перспективный период превышающей 1 000 000 чел., к крупным – превышающей 200 000 чел. |
В отдельных случаях (см. 4.3), расчетная интенсивность движения может определяться как наибольшая часовая интенсивность движения, достигаемая в течение не менее 50 ч за последний год перспективного периода (интенсивность движения 50-го часа), выражаемая в единицах, приведенных к легковому автомобилю (прив. ед/ч). Коэффициенты приведения следует принимать по таблице 2.
Перспективный период при назначении категории дороги следует принимать равным 20 годам. За начало перспективного периода следует принимать планируемый год завершения строительства.
Таблица 2
Типы транспортных средств | Коэффициент приведения |
Легковые автомобили и мотоциклы, микроавтобусы Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: До 2 включ. Св. 2 до 6 включ. « 6 « 8 « « 8 « 14 « св. 14 Автопоезда грузоподъемностью, т До 12 включ. Св. 12 до 20 включ. « 20 « 30 « Св. 30 Автобусы малой вместимости то же средней « большой « сочлененные и троллейбусы | 1,0 1,3 1,4 1,6 1,8 2,0 1,8 2,2 2,7 3,2 1,4 2,5 3,0 4,6 |
Примечание – Коэффициенты приведения для специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности. |
4.3 Категории дорог в зоне влияния крупных и крупнейших городов (в пригородных зонах) следует назначать в соответствии с таблицей 3, причем для участков подходов к городам, имеющим выраженную периодическую (в течение суток) неравномерность движения по направлениям (коэффициент неравномерности – 0,75 и более), интенсивность движения следует принимать в одном наиболее загруженном направлении.
Таблица 3
Категория дорог | Расчетная интенсивность движения, прив.ед/ч | |
в двух направлениях | в одном направлении | |
I-б, I-в | ||
II |
4.4 При проектировании следует принимать более высокую категорию дороги из определенных по 4.2 и 4.3.
4.5 Принимаемые проектные решения должны обеспечивать:
- организованное, безопасное и удобное движение транспортных средств;
- соблюдение принципов ландшафтного проектирования и зрительного ориентирования, благоприятное психофизиологическое состояние водителей;
- безопасное расположение и планировку примыканий и пересечений;
- необходимое и достаточное обустройство дороги.
4.6 Решения по выбору числа полос движения дорог с многополосной проезжей частью, по пересечениям и примыканиям дорог, конструкциям дорожной одежды, элементам обустройства, защитным дорожным сооружениям с целью снижения единовременных затрат допускается принимать с учетом стадийности их строительства по мере роста интенсивности движения.
4.7 Автомобильные дороги следует прокладывать, как правило, в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. Расстояние от оси дороги до линии жилой застройки с учетом генерального плана должно, как правило, составлять, м, не менее:
- для дорог I-а категории – 300;
- для дорог I-б, I-в и II категорий – 200;
- для дорог III и IV категорий - 100.
При прохождении дорог на расстояниях, менее указанных (в условиях реконструкции, а также при обосновании при новом строительстве), следует, в случае необходимости, определяемой специальными расчетами, назначать мероприятия по защите прилегающих территорий от транспортного шума.
В условиях реконструкции, а также при соответствующем технико-экономическом обосновании при новом строительстве может быть допущено прохождение автомобильных дорог через населенные пункты; такие участки в пределах перспективных границ населенного пункта следует проектировать с учетом требований СНБ 3.03.02.
Обходные дороги городов, а также автомобильные дороги в пригородных зонах следует проектировать в соответствии с генеральными планами развития населенных пунктов и согласовывать их в установленном порядке.