Общие сведения о расписание движения самолетов. Виды расписаний
Все воздушные перевозки пассажиров, багажа грузов и почты выполняются по воздушным линиям на регулярных и нерегулярных рейсах.
Все регулярные перевозки пассажиров, багажа грузов и почты выполняются по воздушным линиям в соответствии с установленным действующим расписанием.
Нерегулярные рейсы (чартер) выполняются по воздушным линиям в соответствии с договором между заказчиком и перевозчиком.
Расписание движения самолетов подразделяется на 2 вида:
1. Внутреннее расписание движения воздушных судов авиаперевозчика РФ.
2. Международное расписание движения воздушных судов.
Внутреннее расписание включает все регулярные рейсы авиаперевозчиков, зарегистрированных на территории РФ, независимо от формы собственности, планируемые к выполнению перевозки на основании «лицензии», выдаваемой на право выполнения регулярных перевозок по межрегиональным и внутрирегиональным авиалиниям на всех типах ВС.
Международное расписание включает все регулярные рейсы авиаперевозчиков, зарегистрированных на территории РФ, независимо от формы собственности, планируемые к выполнению перевозки на основании «лицензии», выдаваемой на право выполнения регулярных перевозок по международным авиалиниям на всех типах ВС.
В настоящее время перевозчик может иметь 2 лицензии.
1. На право выполнения воздушных перевозок пассажиров.
2. На право выполнения воздушных перевозок грузов.
Расписание движения воздушных судов - это основной документ, который регламентирует деятельность всех служб авиапредприятий, аэропортов, авиакомпаний, агентств воздушных сообщений.
Расписание движения воздушных судов – это основной программный документ ГА РФ, который разрабатывается, издается и ведется в целях:
· обеспечение контроля параметров лицензии на право выполнения регулярных перевозок;
· планирование условий безопасного выполнения рейсов в воздушном пространстве и аэропортах;
· контроля соблюдения рейсами нормативов пропускной способности служб аэропорта;
· координации рейсов различных авиаперевозчиков, исходя из потребных материальных ресурсов на их выполнение, ограничений пропускной способности авиасети и удовлетворения коммерческих условий выполнения рейсов;
· создания условий регулярного выполнения рейсов;
· обеспечения потребителей различными данными о расписании и другой сопутствующей расписанию информацией для организации коммерческой и технической деятельности.
Примечание.
Внутреннее и международное расписание движения ВС разрабатывается на два сезона:
- «Лето» - начало действия – последнее воскресение марта.
- конец действия – последняя суббота октября.
- «Зима» - начало действия – последнее воскресенье октября.
- конец действия – последняя суббота марта.
Сроки действия летнего и зимнего сезона расписаний соответствуют срокам, установленным ИАТА.
Формирование, издание, оперативная корректировка расписания и ведение нормативно-справочной информации осуществляется в местном времени.
Примечание.Для служб ОВД указываются все временные параметры во Всемирном координированном времени – UTC (- это атомное время, максимально приближенное к солнечному времени гринвичского меридиана).
40. Участники формирования, согласования, издания и оперативной корректировки расписания движения самолетов. Их основные функции.
В процессе формирования, согласования, издания и оперативной корректировки расписания участвуют:
· Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ);
· Территориальные управления (МТУ, ТУ);
· Авиаперевозчики (А/К);
· Аэропорты (А/П).
· Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения;
· Центр расписания и тарифов (ЦРТ);
В процессе разработки и корректировки расписания этими органами выполняются следующие функции:
а) Федеральное агентство ВТ МТ РФ:
· Защита прав потребителей;
· Заключение межправительственных согласий о воздушном сообщении и контроль их выполнения;
· Государственное регулирование воздушных перевозок путем выдачи лицензий авиаперевозчикам, а также их изъятие в случае нарушения авиаперевозчиками параметров и условий лицензий и другим причинам;
· Решение спорных вопросов между участниками транспортного процесса;
· Решение конфликтов по обеспечению рейсов в аэропортах.
б) МТУ – Межрегиональное территориальное управление ФАВТ:
· Защита прав потребителей;
· Контроль выполнения лицензий подчиненного управления;
в) Авиаперевозчики:
· Разработка проектов расписаний собственных рейсов (ПДС) и заявок на их оперативную корректировку;
· Представление в Центр расписания и тарифов в установленные сроки и в определенных форматах соответствующей информации;
· Участие в согласовании проекта расписания.
г) Аэропорты:
· Разработка нормативов пропускной способности ИВПП (по операциям взлет-посадка в 5-ти минутном интервале), а также пропускной способности служб аэропорта;
· Выделение временных интервалов (слотов) авиаперевозчикам;
· Представление необходимой информации в установленные сроки в ЦРТ.
д) Главный центр планирования и регулирования потоков воздушного движения:
· Представляет информацию по воздушным трассам
· Анализ по перегрузкам элементов воздушного пространства и другая информация.
е) Центр расписания и тарифов (ЦРТ):
· Координация работы по формированию расписания и изменений;
· Ведение банка данных расписания и зарегистрированных маршрутов обслуживания воздушного движения;
· Ведение нормативно-справочной информации;
· Контроль параметров и условий лицензий, выданных на этапах составления расписания и его оперативной корректировки;
· Контроль времени на перелет, рассчитанного авиаперевозчиком;
· Организация и проведение согласований проектов расписаний авиаперевозчиков;
· Организация издания расписания;
· Представление организациям нормативно-справочной и текущей информаций для разработки и оперативной корректировки расписания;
· Информирование Потребителей об изменении параметров рейсов расписания.
Для включения регулярных рейсов в расписание авиаперевозчик должен иметь внутренний двухсимвольный код (для обеспечения полетов по межгосударственным линиям СНГ еще и трехсимвольный код ИКАО) и лицензию на право эксплуатации воздушной линии. Выдача лицензий авиаперевозчикам на эксплуатацию ВЛ осуществляется в установленном порядке. При заключении межправительственных соглашений со странами СНГ выдача лицензий осуществляется в соответствии с этими соглашениями.
Регулярный рейс (оперативное изменение и дополнительный рейс) считается включенным в расписание, если Центром расписания и тарифов он включен в компьютерный банк данных расписания и опубликован (книга внутреннего расписания движения ВС с указанием номера рейса).
Центр расписания и тарифов исключает из компьютерного банка данных расписания в соответствии с решением ФАВТ.
Расчет времени движения самолетов. Термины по регулярности полетов ВС ГА.
Составление расписания движения самолетов проходит следующие последовательные стадии:
· Формирование авиаперевозчиками проекта расписания собственных рейсов;
· Формирование и согласование проектов внутреннего расписания движения ВС авиаперевозчиков РФ;
· Издание внутреннего расписания движения ВС авиаперевозчиков РФ.
При составлении проекта расписания перевозчик рассчитывает по каждой связи между городами продолжительность рейса.
Продолжительность рейса (длина по расписанию) определяется на основе лётного времени и дополнительного времени необходимого на руление ВС во время взлета и посадки, а также нормативов продолжительности стоянок в промежуточных и оборотных аэропортах. Время по расписанию можно записать в виде формулы:
(1) tрас= tлет+∆t, где
tрас - время по расписанию рейса с момента отправления ВС с места стоянки, до момента прибытия ВС в пункт назначения;
tлет - лётное время с момента взлета ВС до момента посадки;
∆t – это дополнительное время, необходимое на руление при взлете и после посадки, а также нормативное время стоянок ВС в промежуточных и оборотных аэропортах.
Определения:
Время отправления (ВО)–это время начала движения ВС с места стоянки после запуска двигателя и отгона трапа.
Взлет (ВВ)–это время начала движения ВС по ИВПП.
Посадка (ВПс)–это время окончания пробега ВС по ИВПП.
Прибытие (ВПр) –это время остановки ВС на место стоянки после заруливания.
С момента отправления до взлета, а также с момента посадки до прибытия установлены нормативы времени руления ВС:
- при отправлении норматив составляет 15 минут для всех типов ВС (командирское время);
- после посадки норматив составляет: от 5 до 15 минут, в зависимости от типа ВС
Время летное рассчитывается исходя из расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения и в зависимости от скорости ВС. Кроме этого учитывается скорость ветра на эшелоне полета (по высотам).
Время летное можно записать в виде формулы:
(2) tлет = L (км) / (Wт ± U) (км/час), где:
tлет – летное время с момента взлета ВС до момента посадки;
Wт – техническая скорость ВС. Это средняя скорость ВС с момента отправления ВС до момента прибытия в штиль. Данная техническая скорость определяется для каждого типа ВС отдельно, в зависимости от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. Данная скорость приводится в специальных таблицах технических скоростей по каждому типу ВС. Например.
Техническая скорость для самолета А320
км | |||||||||||
- | |||||||||||
752 | |||||||||||
805 |
Например: расстояние между парами городов составляет 2600 км. По таблице находим по вертикали расстояние 2000км, по горизонтали расстояние 600км и в результате определяем, что скорость составляет 809км/час. Если расстояние не совпадает, то необходимо находить ближайший результат, округляя расстояние
до 50км – в меньшую сторону,
от 50 и более – в большую сторону
U (км/час) – эта составляющая ветра по высотам. Знак «+» обозначает попутный ветер, знак «-» обозначает встречный ветер. Данная составляющая берется по специальным табличным результатам, исходя из господствующих ветров в данном направлении. При расчете времени по расписанию, время затраченное в прямом направлении не соответствует времени в обратном направлении. Как правило, эта разница составляет 5-10 минут.
При расчете времени по расписанию время определяется в часах с точностью до сотых долей. В действующем расписании время указывается в часах и минутах. Для этого сотые доли часа необходимо перевести в минуты с округлением до 5 минут.