Особенности организации работ на СТОА
Станции технического обслуживания автомобилей представляют собой многофункциональные предприятия, которые выполняют широкий спектр работ и услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей. В номенклатуру услуг СТОА могут входить следующие виды работ:
- уборочно-моечные;
- предпродажная подготовка автомобилей;
- гарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;
- послегарантийное обслуживание и ремонт автомобилей;
- диагностирование технического состояния автомобилей, агрегатов и узлов;
- антикоррозийная подготовка кузовов автомобилей;
- восстановительный ремонт автомобилей;
- капитальный ремонт агрегатов и узлов;
- продажа автомобилей, запчастей, материалов и принадлежностей;
- хранение автомобилей;
- техническая помощь на автодорогах;
- сервисное обслуживание водителей и пассажиров.
Потребителями услуг СТОА могут быть как физические, так и юридические лица, как правило, не имеющие собственной производственной базы для выполнения заказываемых услуг или находящиеся вдали от своей производственной базы.
Станции технического обслуживания автомобилей классифицируются в зависимости от их назначения, мощности, месторасположения и специализации (рис. 10). По принципу назначения и размещения станции технического обслуживания подразделяются на городские и дорожные.
Городские станции обслуживания предназначены для обслуживания автомобилей физических и юридических лиц, расположенных в черте города.
Дорожные станции - для оказания технической помощи автомобилям и сервисных услуг водителям и пассажирам, находящимся в пути.
|
По размерам и производственной мощности станции обслуживания подразделяются на: малые (до 5 рабочих постов), средние (от 6 до 15 постов), большие (более 15 рабочих постов).
По характеру выполняемых работ городские станции могут быть фирменными, специализированными и универсальными. Фирменные станции, как правило, создаются заводами-производителями автомобилей для реализации и обслуживания своих автомобилей в данном городе или регионе. Специализированные станции обслуживают одну или несколько определенных марок автомобилей, обычно по договору с заводами-изготовителями или выполняют отдельные виды работ. В последние годы в городах России большое распространение получили небольшие, 2х-3-х постовые станции, выполняющие отдельные виды работ, такие как мойка, замена масла, обслуживание и ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, тормозной системы, аккумуляторов, шин и т.д. Такие станции строятся отдельно или при АЗС и относятся к малым специализированным городским станциям. На универсальных станциях могут обслуживаться автомобили различных типов, марок и моделей. Универсальные станции могут быть созданы для обслуживания грузовых автомобилей и автобусов, для обслуживания легковых автомобилей или обслуживания всех типов автомобилей.
Дорожные станции целесообразно создавать как универсальные для устранения наиболее часто возникающих в пути неисправностей и выполнения обслуживании малой трудоемкости. Кемпинги и мотели также можно отнести к дорожным станциям Особое место среди дорожных станций в перспективе могут занять станции, обслуживающие междугородные и международные автоперевозки. Их целесообразно располагать на крупных междугородных и международных автомагистралях на расстоянии, соответствующем полусменной работе автомобилей (4-6 ч.). Такие станции могут выполнять следующие виды работ: мойка, заправка, хранение автомобилей, хранение и переработка грузов, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, сервисные услуги водителям и пассажирам (предоставление ночлега, питания, торгового обслуживания и т.д.).
Схема технологического процесса станции обслуживания представлена на рис. 11. После мойки автомобиль поступает на участок приема и выдачи, где производится проверка агрегатов, узлов и деталей, как заявленных, так и не заявленных владельцем, особенно влияющих на безопасность движения. Причины неисправностей и объемы работ для их устранения уточняются при диагностировании автомобиля. Объемы, сроки выполнения и стоимость работ вносятся в наряд-заказ, причем только те работы, на которые согласен владелец. После приемки, продолжительность которой в среднем составляет 20-30 мин, автомобиль устанавливается на рабочий пост, а при их занятости временно направляется в зону ожидания или хранения.
После выполнения всех необходимых работ автомобиль возвращается на участок приема-выдачи, где совместно с владельцем оценивается качество и соответствие выполненных работ наряд-заказу. При необходимости качество работ проверяется на участке диагностики.