Показатели оценки состояния и развития ПТБ
И.С. Нестеренко
Производственно-техническая инфраструктура
предприятий автомобильного сервиса
Конспект лекций
Омск 2007
УДК 656.13.07.001.2
ББК 39.38
Н 56
Рецензенты:
Нестеренко И.С.
Н 56 Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – с.
В конспекте лекций приведены основные темы лекционного курса дисциплины «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса». Изложены основные понятия и определения курса.
Предназначен для студентов высших учебных заведений специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» всех форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ
УДК 656.13.07.001.2
ББК 39.38
Ó И.С. Нестеренко, 2007
Ó Омский государственный технический университет, 2007
Содержание
Содержание
Список литературы
Приложение
Понятие производственно-технической базы
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
Производственно-техническая база (ПТБ) – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического осмотра (ТО), ремонта и хранения подвижного состава, а также создания необходимых условий для работы персонала.
К зданиям относятся производственные и административно-бытовые, крытые стоянки автомобилей, склады и т.п.; к сооружениям – обустроенные открытые стоянки, покрытия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища и т.п.; к оборудованию – техническое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков и т.п.; к оснастке – рабочие столы, верстаки, шкафы и т.п.
Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т.п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростанции, компрессоры и т.п.), вычислительная техника.
Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют так называемую пассивную часть основных производственных фондов, а подвижной состав – активную часть.
В свою очередь в основных производственных фондах ПТБ можно выделить активную часть (оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения).
В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонтные, автообслуживающие и терминалы.
Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Основной задачей АТП является эффективное осуществление автомобильных перевозок. Обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выполнения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.
По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежности различают АТП общего пользования, ведомственные, кооперативные, акционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.
Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия промышленных предприятий и т.д.). Специализация АТП по виду груза позволяет существенно уменьшить разномарочность парка, и соответственно снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.
Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, создаются специализированные городские автобусные предприятия и таксомоторные парки.
Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет достаточного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специализированных грузового и пассажирского предприятий.
Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой помощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.
Комплексными называются автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.
Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняют также работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы кооперации создаются в местах скопления грузов и пассажиров и обеспечивают выполнение перевозок, хранение, ежедневное обслуживание, а в некоторых филиалах производится также мелкий ремонт и ТО-1.
Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.
Авторемонтные предприятия. К ним относятся авторемонтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбираются, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, непригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются.
По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надежность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость и дороговизну выполнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняются вручную) и невысокое качество продукции, многие АТП после отмены плановой системы поставки автомобилей на капремонт перестали производить капитальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах.
Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), централизованные специализированные производства (ЦСП), станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кемпинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и другие.
Базы централизованного технического обслуживания автомобилей предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предприятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов, как двигатель, коробка передач, задний мост и т.д. Размер БЦТОА определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТОА специализируются в основном на грузовых автомобилях и автобусах.
Централизованные специализированные производства по своему назначению аналогичны БЦТО, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида. Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП 0 от 2000 до 10000 ремонтов в год.
Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТО обслуживают автомобили, принадлежащие горожанам или городским предприятиям, и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть небольших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, диагностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей. Размер городских СТО может быть от 5 до 30 рабочих постов, а придорожных – от 2 до 5 постов.
Гаражи-стоянки - это предприятия, главная задача которых - хранение автомобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специальных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или наземным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.
Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов и представляют собой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах. Здесь автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслуживания автомобилей.
Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. На АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив воды, подкачка шин, а также реализовываться консистентные и моторные масла, тормозная жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусматриваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслуживанию и диагностированию автомобилей. АЗС создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.
Терминалы- транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.
Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслуживания междугородних пассажирских перевозок. Здесь накапливаются и отправляются по разным направлениям потоки пассажиров. Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, проживание и т.д. Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов.
Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабатываются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправителя.
Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.
Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д.
Строятся терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта.
И.С. Нестеренко
Производственно-техническая инфраструктура
предприятий автомобильного сервиса
Конспект лекций
Омск 2007
УДК 656.13.07.001.2
ББК 39.38
Н 56
Рецензенты:
Нестеренко И.С.
Н 56 Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса: Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – с.
В конспекте лекций приведены основные темы лекционного курса дисциплины «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса». Изложены основные понятия и определения курса.
Предназначен для студентов высших учебных заведений специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» всех форм обучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ
УДК 656.13.07.001.2
ББК 39.38
Ó И.С. Нестеренко, 2007
Ó Омский государственный технический университет, 2007
Содержание
Содержание
Список литературы
Приложение
Понятие производственно-технической базы
Типы и функции предприятий автомобильного транспорта
Производственно-техническая база (ПТБ) – это совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического осмотра (ТО), ремонта и хранения подвижного состава, а также создания необходимых условий для работы персонала.
К зданиям относятся производственные и административно-бытовые, крытые стоянки автомобилей, склады и т.п.; к сооружениям – обустроенные открытые стоянки, покрытия территорий и площадок, дороги, навесы, топливозаправочные хранилища, водонапорные башни и водохранилища и т.п.; к оборудованию – техническое и вспомогательное оборудование производственных зон и участков и т.п.; к оснастке – рабочие столы, верстаки, шкафы и т.п.
Кроме того, к ПТБ относятся передаточные устройства (наружные электросети, трубопроводы и т.п.), силовые машины (электродвигатели, передвижные электростанции, компрессоры и т.п.), вычислительная техника.
Вышеперечисленные элементы ПТБ составляют так называемую пассивную часть основных производственных фондов, а подвижной состав – активную часть.
В свою очередь в основных производственных фондах ПТБ можно выделить активную часть (оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения).
В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонтные, автообслуживающие и терминалы.
Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распространенным типом предприятий автомобильного транспорта. Основной задачей АТП является эффективное осуществление автомобильных перевозок. Обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выполнения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ремонту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.
По своему назначению АТП делятся на грузовые, пассажирские автобусные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные. По принадлежности различают АТП общего пользования, ведомственные, кооперативные, акционерные и частные. По организации производственной деятельности АТП подразделяются на комплексные и кооперированные.
Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки и комплектуют свой списочный состав в зависимости от сложившихся грузопотоков. Для грузовых перевозок используются бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы и другие специализированные автомобили различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия промышленных предприятий и т.д.). Специализация АТП по виду груза позволяет существенно уменьшить разномарочность парка, и соответственно снизить трудовые и материальные затраты на обслуживание и ремонт.
Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях и могут быть автобусные, легковые таксомоторные и легковые по обслуживанию предприятий, учреждений и организаций. В крупных городах, как правило, создаются специализированные городские автобусные предприятия и таксомоторные парки.
Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет достаточного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специализированных грузового и пассажирского предприятий.
Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой помощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.
Комплексными называются автотранспортные предприятия, осуществляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвижного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава (зоны ТО и ТР, цеха, участки, складские помещения и т.д.), стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.
Некоторые предприятия кооперируются в своей деятельности. Головное предприятие в этой кооперации наряду с выполнением перевозок, хранением, обслуживанием и ремонтом своего подвижного состава выполняют также работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава предприятий кооперации, размещенных на другой территории и не имеющих своей полнокомплектной производственной базы. Эксплуатационные филиалы кооперации создаются в местах скопления грузов и пассажиров и обеспечивают выполнение перевозок, хранение, ежедневное обслуживание, а в некоторых филиалах производится также мелкий ремонт и ТО-1.
Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.
Авторемонтные предприятия. К ним относятся авторемонтные и агрегаторемонтные заводы, централизованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин и т.д. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный полнокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбираются, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, непригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются.
По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля. Однако ни один из существующих в России ремонтных заводов не обеспечивает такую надежность своей продукции. Учитывая большую трудоемкость и дороговизну выполнения работ (большинство разборочно-сборочных работ выполняются вручную) и невысокое качество продукции, многие АТП после отмены плановой системы поставки автомобилей на капремонт перестали производить капитальный ремонт автомобилей на авторемонтных заводах.
Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техническое обслуживание автомобилей различных форм собственности, но сами не участвуют в процессе перевозок. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей (БЦТОА), централизованные специализированные производства (ЦСП), станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), гаражи-стоянки, кемпинги, мотели, автозаправочные станции (АЗС) и другие.
Базы централизованного технического обслуживания автомобилей предназначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предприятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ. На этих базах может быть также организован ремонт отдельных наиболее сложных агрегатов и узлов, как двигатель, коробка передач, задний мост и т.д. Размер БЦТОА определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 3000. БЦТОА специализируются в основном на грузовых автомобилях и автобусах.
Централизованные специализированные производства по своему назначению аналогичны БЦТО, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида. Преимущественное развитие получают ЦСП по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов системы питания, электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического и инженерного оборудования АТП. Мощность ЦСП 0 от 2000 до 10000 ремонтов в год.
Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ремонт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы или те и другие. Городские СТО обслуживают автомобили, принадлежащие горожанам или городским предприятиям, и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть небольших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, диагностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей. Размер городских СТО может быть от 5 до 30 рабочих постов, а придорожных – от 2 до 5 постов.
Гаражи-стоянки - это предприятия, главная задача которых - хранение автомобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специальных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В густонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или наземным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.
Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах, а также вблизи крупных городов и представляют собой комплексы, состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для стоянки автомобилей, СТОА, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах. Здесь автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслуживания автомобилей.
Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. На АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив воды, подкачка шин, а также реализовываться консистентные и моторные масла, тормозная жидкость, запасные части и др. На многих из строящихся в последнее время частных и акционерных АЗС предусматриваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслуживанию и диагностированию автомобилей. АЗС создаются у автомобильной дороги или на территории крупного АТП.
Терминалы- транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, контейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.
Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслуживания междугородних пассажирских перевозок. Здесь накапливаются и отправляются по разным направлениям потоки пассажиров. Кроме транспортных услуг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, проживание и т.д. Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов.
Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются, перерабатываются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправителя.
Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.
Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые павильоны и т.д.
Строятся терминалы в крупных транспортных узлах для обслуживания автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта.
Показатели оценки состояния и развития ПТБ
Производственно - техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия – средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и передающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. В состав производственных фондов входят: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а также инструмент и инвентарь длительного пользования. Структура основных производственных фондов на автомобильном транспорте может составлять:
здания - 25%
сооружения - 4%
машины, оборудование, инструмент - 10%
транспортные средства - 61%
Большая часть основных производственных фондов автомобильного транспорта составляют транспортные средства. Это вполне естественно т.к. они осуществляют транспортный процесс, а здания и сооружения создаются для обслуживания подвижного состава и обеспечения непрерывного транспортного процесса. Однако доля зданий, сооружений и оборудования должна быть достаточной, чтобы обеспечить поддержание работоспособности подвижного состава. Оптимальной считается, когда доля зданий, сооружений, оборудования и инструмента составляет в структуре основных производственных фондов не менее 50%. В случае, когда эта доля менее 50% можно утверждать, что оснащенность и уровень механизации производственных процессов ТО и ТР в АТП не соответствует современным требованиям.
Основные фонды в процессе производства имеют физический износ, снижаются технические и экономические параметры. Физический износ сопровождается уменьшением стоимости основных фондов. Для возмещения износа основных фондов, их капитального ремонта и модернизации создается амортизационный фонд. Под амортизацией понимается возмещение износа основных фондов путем переноса их стоимости на вновь создаваемый в процессе производства продукт или выполняемую транспортную работу. Амортизационные отчисления накапливаются на предприятии, и используются на модернизацию и обновление производственных фондов.
Кроме физического износа основные фонды подвержены и моральному износу, когда в процессе технического прогресса промышленность создает оборудование и технологии более эффективные, чем имеющиеся на предприятии. В случае, когда эффективность работы и производительность труда на новом оборудовании существенно выше, чем у имеющегося оборудования, то, несмотря на то, что оно еще пригодно для эксплуатации и не прошло амортизационного износа может быть заменено на более совершенное и высокоэффективное оборудование. Величина амортизационных отчислений должна быть достаточной для возмещения физического и морального износа и воспроизводства основных фондов.
Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов, а также различные коэффициенты.
Фондоотдача (ФО) определяет сумму доходов (S Д), приходящихся на один рубль основных производственных фондов (Фосн):
.
Фондоемкость (ФЕ) - величина основных фондов, приходящихся на 1 рубль дохода:
.
Фондовооруженность (ФВ) - величина основных фондов, приходящихся на каждого из среднесписочного состава работников предприятия (Nс):
.
Рентабельность основных фондов (Rоф) - отношение балансовой прибыли (Пбал) к величине основных производственных фондов:
Для оценки эффективности использования основных фондов часто используются также коэффициент эффективности использования основных фондов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу времени работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности работы оборудования, показывающий, сколько смен используется установленное оборудование.
Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами как коэффициент использования грузоподъемности или вместимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомобильного транспорта показателями.
В целом эффективность работы автомобильного транспорта зависит как от организации перевозок, так и от организации работы производственно-технической базы, обеспечивающей поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии.
Изменения технического состояния автомобилей
в процессе эксплуатации
В процессе эксплуатации техническое состояние подвижного состава, вследствие влияния естественного износа, старения, деформации и коррозии деталей, узлов и агрегатов непрерывно изменяется. Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими может вызвать поломку или повреждение - отказ автомобиля, нарушающий его работоспособность и приводящий к прекращению транспортной работы. Причины проявления отказов грузового автомобиля, выявленные путем экспериментальных исследований, выглядят следующим образом:
Износ - 40 %
Пластическая деформация - 26 %
Усталостные разрушения - 18 %
Температурные разрушения - 12 %
Прочие - 4 %
Одной из основных постоянно действующих причин изменения технического состояния механизмов является износ деталей, интенсивность которого в процессе эксплуатации возрастает. С увеличением износа деталей увеличивается вероятность потери ими работоспособности, т.е. с увеличением пробега автомобиля с начала эксплуатации возрастает вероятность его отказа.
На возникновение отказа автомобиля влияет огромное количество переменных факторов. К ним можно отнести: качество материала, из которого изготавливается деталь; точность и чистота обработки деталей; качество сборки автомобилей и агрегатов; условия эксплуатации автомобилей (природно-климатические условия, качество автомобильных дорог, интенсивность движения и др.); качество эксплуатационных материалов; уровень организации производства по ТО и ремонту автомобилей; квалификация водителей и ремонтных рабочих и т.д.
Так, например, применение тех или иных приемов вождения изменяет темп изнашивания и количество поломок автомобиля в 2 - 3 раза. Т.е. опытный, высококвалифицированный водитель, использующий рациональные приемы вождения может обеспечить темп износа и количество поломок автомобиля в три раза меньший, чем у неквалифицированного, неопытного водителя.
Процессы, происходящие в технике и природе под воздействием большого количества переменных факторов, значения которых неизвестны, невозможно описать жесткой связью функциональной зависимости. Для описания и исследования таких случайных процессов используются вероятностные методы. Характеристикой случайной величины служит вероятность - численная мера степени возможности появления изучаемого события.
Вероятность появления отказа автомобиля g(L) за пробег L определяется на основе обработки статистической информации результатов испытаний большого количества автомобилей:
,
где: n(L) - число автомобилей, отказавших за пробег L;
N - общее количество испытываемых автомобилей.
Вероятность не появления отказа или как принято называть - вероятность безотказной работы Р(L) непосредственно связана с вероятностью отказа:
;
Сумма вероятностей отказа и безотказной работы является событием достоверным, т.е. одно из этих событий является свершившимся фактом:
P(L) + g(L) = 1.
Вероятность безотказной работы автомобиля часто называют функцией или законом надежности. Графическое изображение вероятности безотказной работы и вероятности отказа приведены на рисунке 2.
Наиболее важными показателями, характеризующими работоспособность изделий, являются параметр потока отказов LL и интенсивность отказов l (L).
Параметр потока отказов Li представляет собой количество отказов, приходящихся на одно изделие за единицу пробега:
;
где mi(L) - количество отказов каждого из N изделий за пробег L;
N - общее количество изделий;
D L - интервал пробега.
Интенсивность отказов (опасность отказов) l(L) представляет собой функцию, характеризующую изменение количества отказов, приходящихся на одно работоспособное изделие за единицу пробега:
;
где n(L)- количество изделий, потерявших работоспособность за пробег L.
Многочисленные экспериментальные исс