Переходное затухание и защищенность
Наиболее употребительным параметром, характеризующим взаимные влияния между цепями, является переходное затухание. С его помощью удобно оценивать эффективность различных мероприятий, направленных на уменьшение влияний, и сравнивать направляющие системы с точки зрения помехозащищенности. Однако этот параметр не позволяет однозначно судить о качестве передачи сигнала по цепи связи, поскольку последнее определяется отношением сигнала к помехе в точке приема, т. е. защищенностью от помех в точке приема. Защищенность зависит от величины помех соседних цепей связи (переходного затухания) и величины ослабления полезного сигнала в цепи связи.
Переходное затухание между цепями по аналогии с собственным затуханием цепей принято оценивать величиной, определяемой логарифмом отношения полной мощности сигнала в начале влияющей цепи Р10 к полной мощности помехи (Р20 или Р2l) в цепи, подверженной влиянию (рис. 2)
Рис. 2
на ближнем конце:
, (14)
на дальнем конце:
. (15)
Переходное затухание может быть выражено не только через мощности, но и через токи (напряжения). Так как то
Значения токов определяют по формулам (9) — (13). Если отношение токов I10/I20 обозначить через B0 , а I10/I2l - через Вl , то формулы переходного затухания примут вид:
а при одинаковых нагрузках цепей
Защищенность Аз — это логарифмическая мера отношения полной мощности сигнала Рс к полной мощности помех Рп в той же точке цепи:
Аз=10lg(Рс / Рп). (22)
Значение защищенности однозначно связано со значением переходного затухания. В случае одинаковых уровней передачи по влияющей и подверженной влиянию цепям эта связь определяется выражением
Аз=А-al, (23)
где А — переходное затухание на ближнем или дальнем конце цепи;
al - затухание цепи.
Значение защищенности нормируется для конкретных цепей. Поскольку допустимое значение шумов в каналах связи эталонной линии длиной 2500 км не должно превышает 1,1 мВ, то величина защищенности в случае кабельной линии должна быть не менее 54,7 дБ, а воздушной 50,4 дБ.
При строительстве линии связи для контроля за качеством работ требуется знать нормы, отнесенные к одному усилительному участку или длине магистрали, отличной от эталонной длины или другой длины, для которой известно нормируемое значение защищенности.
Когда на линии имеются несколько усилительных участков, то токи помех, наводимые в пределах отдельных усилительных участков, усиливаются промежуточными усилителями, и защищенность на один усилительный участок надо увеличивать. Фазы токов влияния с отдельных участков неизвестны, поэтому применяют квадратичный закон сложения. При одинаковых цепях и одинаковых токах влияния на каждом усилительном участке полный ток влияния с N усилительных участков будет равен произведению на .
Защищенность по длине всей цепи
(24)
Следовательно, защищенность на одном усилительном участке
(25)
Значение защищенности, известное для одной длины линии, может быть пересчитано на другую по формуле
(26)
где Аз - нормированная защищенность;
lx; l - длины участков, на которых соответственно определяется и нормируется защищенность.
Нормы переходного затухания устанавливают на основании норм защищенности и принятой схемы организации связи.